Цель урока: выведение правила написания уменьшительно-ласкательных суффиксов -онок- и -ёнок-.
Задачи.
Дидактические: повторить понятия (шипящие согласные, приставка, корень, суффикс, окончание); вспомнить правило разбора слов по составу; вывести правило написания уменьшительно-ласкательных суффиксов -ёнок- и -онок-.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь, творческую фантазию.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.
УУД:
Познавательные - анализ, сравнение, обобщение, целеполагание.
Коммуникативные – учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные – волевая саморегуляция в ситуации затруднения, контроль, оценка.
Личностные – самоопределение, осознание ответственности за общее дело.
Оборудование: демонстрационный - мультимедийный проектор, экран, карточки на доску (слово шипящие, слова котенок и ежонок, разобранные по составу), раздаточный - карточки красного и синего цвета, карточки с заданием, листы белой бумаги (половинки А4), индивидуальное д/з.
Ход урока
1. Орг. момент | Проверка готовности к уроку. Ребята, на уроке у нас гости, поздоровайтесь. Над доской записана пословица, прочитайте ее. Что это значит? Хорошо! Это будет наш девиз на сегодня. Нам придется над чем-то задуматься, будет что-то новое, нужно будет что-то обсудить. Готовы? |
Один ум хорошо, а два лучше. Что двоим думается быстрее и лучше. |
2. Актуализация знаний | 1. На доске буквы ж щ ч ш Посмотрите на доску. Пропишите эти буквы один раз. Найдите букву, которая получилась у вас лучше других. Самая красивая! Напишите ее еще один раз. Полюбуйтесь ею. Какая она красивая! А теперь найдите букву, которая у вас не совсем получилась. Пропишите ее до конца строчки. *Что за буквы вы записали? Охарактеризуйте их. Оставим это здесь, нам это пригодится на уроке. *2. А теперь скажите - какие части слова вы знаете? *Что такое корень? *Суффикс? *Приставка? *Окончание? Молодцы! Значит, следующее задание будет для вас простым. *3. Разбор слова по составу КОТЁНОК и ЕЖОНОК. Разбираем слова, называем суффиксы и вывешиваем в левый угол доски. Нам это пригодится. **Какое значение словам придают суффиксы –онок- и -ёнок-? *Что мы с вами поместили в копилочку знаний? Давайте вспомним. Все это нам сегодня пригодится на уроке. |
*Согласные, шипящие *Приставка, корень, суффикс, окончание. *Значимая часть слова, общая часть родственных слов, в которой заключен главный смысл. *Значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. *Значимая часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов. *Часть слова, стоит в конце, изменяет форму слова. *Каждое слово – один ребенок **Детеныши *Что такое шипящие Что такое приставка, корень, суффикс, окончание. Разбор по составу. |
3. Пробное действие | А теперь давайте запишем
несколько слов. СЛОНЁНОК МЫШОНОК МЕДВЕЖОНОК ГАЛЧОНОК Для проверки выходят парами, записываю по одному слову. 11 ребенок выходит, ставит ударение и выделяет суффиксы. |
|
4. Фиксация затруднения | Что вы заметили? В какой части слова возникло затруднение? Почему возникло затруднение? |
Слова записаны по-разному. В суффиксе. Мы не знаем как правильно писать слова с суффиксами -онок- и -ёнок- |
5. Цель и тема | Следовательно, какая будет цель? А я добавлю еще, и вывести правило. Попробуйте назвать тему урока? |
Научиться правильно писать слова
с суффиксами -онок- и -ёнок-. Правописание слов с суффиксами -онок- и -ёнок- |
6. Проект выхода из затруднения | Я вам скажу, что в нашем учебнике
нет такого правила. И вам предстоит стать
исследователями. Поможет нам в этом другой
учебник - орфографический словарь. *Находим слова, которые вы записали в словаре и проверьте, как правильно. *Посмотрите на слова еще раз, после какого согласного была допущена ошибка? *Что это за согласный? Молодцы! А теперь обобщите все, что вы увидели, узнали и попробуйте вывести правило самостоятельно Обсудите в парах. *А теперь обсудите это правило в группах и запишите на бумаге. Прочитайте, что у вас получилось. Какие вы все молодцы! Сверьте свои правила с образцом. А в конвертах лежит ваш экземпляр правила. Прочитайте его еще раз. Вы проделали потрясающую работу. Так как правила нет в учебнике, я предлагаю вам его туда вложить. |
*Проверка по словарю. *Ч ж ш (варианты) *Шипящий *Группы зачитывают свои правила. |
|
Скажите какое сейчас время года? А после весны, что будет? А после лета? Встаньте, закройте глазки и представьте, что мы попали в будущее и сейчас осень. Что вы видите за окном? А на деревьях? А под деревьями? Пошевелите ногам и пошуршите листьями. А пока вы шуршите, я прочитаю вам стихотворение. Под ногами в листопад А теперь возвращаемся в настоящее, на урок. |
Весна Лето осень Деревья Листья Листья |
8. Самостоятельная работа | На доске изображения животных
(появляются по очереди): тигр, уж, заяц, лягушка,
индюк, скворец, белка, курица. Нужно записать эти слова в столбик, после чего подписать пару – детеныша. Кто все написал, встает. Проверка по образцу. У кого все правильно, рисует зеленый круг, кто допустил ошибку – красный (или поднимает карточку) |
Записывают названия детенышей, выделяют суффиксы. |
9. Введение в систему знаний | Задание на карточках. Прочитать 1 абзац текста. Во второй части заполните пропусками суффиксами -онок- или -ёнок- (Взаимопроверка). Продолжите своим вариантом мамы и детеныша. Кто закончил встает. (Cпрашиваю - у кого одинаковые ответы садится) |
Пришла весна. Звери стали
выводить детенышей на прогулку. За волчихой бежит волчонок. За галчихой летит галчонок. За ужихой ползет ужонок. За….. |
10. Рефлексия | Какая была цель урока? Какая была тема урока? Назовите правило еще раз. Что было сложно на уроке, что было очень легко? Оцените свои знания с помощью лесенки успеха. |
|
11. Домашнее задание | Запишите 10 слов с суффиксами
-онок- и -ёнок-, которые не встречались сегодня на
уроке. Розе и Сереже Б. карточка с заданием. Списать текст, вставить нужный суффикс. |