Дополнительное образование является эффективным средством социокультурного развития подрастающего поколения, осуществляющим поддержание преемственности в различных сферах жизни и между различными социальными слоями. Выделяя социальные аспекты в содержании образовательно-воспитательного процесса учреждений дополнительного образования детей (УДОД), следует остановиться на процессе социального взаимодействия, в котором участвуют разновозрастные социальные группы. В соответствии с социальными экспектациями (ожиданиями), такая деятельность превращается в многоуровневую структуру: воспитание, развитие, саморазвитие и самоопределение личности, способствующую адаптации детей и подростков в данный исторический период [2, c.109].
Многоплановые культурно-досуговые занятия в учреждениях ДО выступают одним из важнейших средств раскрытия и формирования ценностей молодого поколения. Следовательно, ребенок, будучи добровольно включённым в систему культурно-досуговой деятельности УДОД, проявляя самостоятельность и, как результат, акты познания, общаясь с разновозрастной аудиторией – успешно развивается и социализируется.
Технологией социального воспитания учащихся является социальное проектирование, позволяющее решать основные задачи социализации, среди которых – установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.
Тесно связано с обозначенным выше понятие “социальный проект” – модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении. Существует несколько видов социальных проектов воспитанников, реализуемых в УДОД [1, c.11]:
- прикладные (результат проекта может быть использован в практике);
- информационные (анализ и обобщение информации о каком-либо объекте, явлении, событии);
- ролевые/игровые (обыгрывание определённых социальных ролей, игровых ситуаций);
- поисковые (совокупность поисковых и творческих приёмов).
Социальное проектирование является одним из множества видов деятельности осуществляемых во Дворце творчества детей и молодёжи, г. Саратов (ДТДиМ).
Социально-значимая деятельность объединения французского языка “Радуга”, как структурной единицы ДТДиМ, реализуется посредством разнообразных проектов и программ, направленных на позитивные изменения в развитии самих детей и творческого сообщества на основе дружбы, милосердия и интереса.
Среди социально-значимых проектов объединения, реализованных в прошлые годы, такие, как: “Я – не другой”, направленный на социо-культурную реабилитацию подростка с нарушением зрения (Валентин Ткаченко), “Все вместе”, содействующий интеграции дошкольников 4-5 лет в разновозрастный коллектив объединения и другие. Результатом реализованных проектов явилась успешная интеграция слабовидящего учащегося в студенческую среду. Сегодня Валентин Ткаченко студент СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Он готовится стать переводчиком с французского языка, а младшие ребята уверенно выступают на большой сцене Дворца творчества наряду со старшеклассниками и студентами, например, на празднике “Рождество в Европе” или отчётных концертах объединения.
В течение всего 2013-2014 учебного года разрабатывался и осуществлялся социально-значимый проект “Длиною в жизнь”, соответствующий актуальному событию в жизни Дворца творчества – его 80-летнему юбилею.
Особенностью данного социального проекта является вовлечение в его реализацию не только коллектива объединения французского языка “Радуга”, это: учащиеся, родители, педагоги, но и всего общеучережденческого сообщества Дворца творчества. Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа – воспитание социально ориентированной личности.
В основу проекта положены воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример.
Разработанный проект имеет поисково-прикладной характер. Работа над проектом прошла все основные стадии: сбор и обработка материала, планирование деятельности и конечного результата, согласование, экспертиза, реализация.
Достижению цели проекта – установить связь времён и поколений Дворца творчества, должно было способствовать преодоление исходной проблемы – найти “ветеранов”, бывших учеников Дворца среди семей учащихся объединения французского языка “Радуга”. Планируемое взаимодействие детей и взрослых было направлено на формирование гуманизма, нравственных качеств.
Таким образом, проблематизация явилась первым этапом работы над проектом. Наличие вышеизложенной проблемы побудило учащихся определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующим, вторым этапом работы стало целеполагание. На этом этапе проблема преобразовалась в личностно значимую цель, поэтому все участники проекта, прежде всего, обратились к своим родителям, бабушкам и дедушкам с вопросом: “А вы не занимались во Дворце творчества, когда были такими, как я?” Сопутствующей задачей стало приобретение положительного опыта сотрудничества, как со сверстниками, так и взрослыми.
Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели заставило ребят приступить к деятельности, которая предполагала разработку определённого плана. Этот этап называется планированием. Он оказался очень важным для участников социально-значимого проекта “Длиною в жизнь”, т.к. способствовал координации действий: воображению не только отдалённой цели, но и ближайших шагов.
Следующим этапом проектного цикла был этап реализации. Это было время, когда ребята приступили непосредственно к поисковой деятельности, опросу, интервьюированию всего своего окружения. Необходимые ресурсы для реализации проекта были найдены, среди которых: фотографии, электронные и рукописные материалы и т.д. Собранные материалы помогли восстановить связь времён и пригласить бывших воспитанников Дворца творчества на отчётное мероприятие объединения 23.05.14 г. Весь зал, замерев от удивления и гордости, слушал рассказы Ольги Сергеевны Бушуевой, Ольги Алексеевны Аржаной, Ирины Сергеевны Калякиной.
Так, Бушуева О.С. рассказала о том, что и сама в школьные годы приходила с классом на новогодние представления во Дворец творчества, затем привела сюда сына осваивать шашки и шахматы. Теперь Ольга Сергеевна занимается французским языком вместе с внучкой Софьей Бушуевой в “Семейном клубе”. Так случилось, что сноха Ольги Сергеевны, мама Софьи, тоже занималась во Дворце творчества, когда была ученицей – пела в хоре. Как видим, вся семья нашей ученицы Софьи Бушуевой находила и находит занятия по интересам во Дворце. А, ведь, это три поколения!
Ольга Сергеевна передала в дар музею Дворца творчества картину с изображением известного парижского собора Нотр Дам, который, по мнению Ольги Сергеевны Бушуевой, олицетворяет Дворец творчества как Центр притяжения всех ребят Саратова, подобно тому, как Нотр Дам является “сердцем” Парижа.
Ольга Алексеевна Аржаная поведала историю 30-летней давности о том, как её дочь Елена Аржаная занималась во Дворце творчества гимнастикой у замечательного педагога. Хорошая пластика и хореография помогли Елене Аржаной без труда поступить позднее на театральный факультет, окончить его и стать успешной артисткой Драматического театра. К сожалению, с тех пор прошло много времени, и Ольга Алексеевна не сразу смогла вспомнить имя педагога. Поход в музей Дворца творчества и видеофильм, показанный на отчётном мероприятии, помогли восстановить события 30-летней давности и назвать имя руководителя объединения художественной гимнастики – Галина Владимировна Гаврилова.
Ольга Алексеевна Аржаная высказала слова благодарности в адрес Дворца творчества на французском и русском языках, потому что, в настоящее время она сама изучает французский язык вместе с внучкой Анастасией Поляковой в “Семейном клубе”.
Ирина Сергеевна Калякина – член французского “Семейного клуба” подготовила билингвальное поздравление Дворцу творчества. Сегодня Ирина Сергеевна изучает французский язык вместе с внучкой Анастасией Матвеевой и внуком Дмитрием Табояковым, а, ведь, когда-то здесь занималась её дочь Елена Калякина в Хоровой студии Хмуровой Людмилы Яковлевны и в театрально-музыкальной группе Фадеевой Марины Анатольевны. В благодарность за воспитание и обучение трёх поколений Ирина Сергеевна адресовала Дворцу творчества авторское стихотворение на двух языках.
Реализованный социально-значимый проект имел большое воспитательное значение и нашёл отклик в сердцах “сегодняшних кружковцев”. Совместная работа над проектом представителей разных поколений позволила почувствовать как детям, так и взрослым значимость осуществлённой деятельности и своего личного вклада. Повысился социальный статус участников проекта в семье, в школе, в объединении, во Дворце творчества, в целом. Для каждого открылись новые возможности спешить “делать добро”.
Литература
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты /авт.- сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 142 с.
2. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей. Методическое пособие. /Под научной редакцией Фоминой А.Б./ - М.: УЦ “Перспектива”, 2009. – 272 с.