Цель урока: познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных животных.
Задачи урока:
- Образовательные – обеспечивать учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде, значении кишечнополостных в природе и жизни человека.
- Развивающие – продолжать обучение учащихся умениям распознавать на таблицах, рисунках, видоофрагментах, фотографиях виды кишечнополостных, сравнивать кишечнополостных между собой, составлять общую характеристику типу; в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.
- Воспитательные – продолжать формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных со средой, осуществлять эстетическое воспитание при ознакомлении учащихся с разнообразием морских кишечнополостных.
- Эстетическое воспитание – показать красоту окружающего мира; многообразие организмов; развивать наблюдательность детей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный, с использованием ИКТ, технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения.
Структура урока: Приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, повторение изученного материала, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.
Методы обучения: Словесный, наглядный, проблемный.
Приемы обучения: Беседа, рассказ, эвристическая беседа, наглядные объекты.
Дидактические задачи: Учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); экспериментально-познавательные; индивидуальная работа.
Межпредметные связи: биология + география, биология + литература.
- Оборудование:
- Таблица “ Тип Кишечнополостные”.
- Демонстрационный материал – Известковая ветвь коралла
- Презентации.
- Экран, проектор, компьютер
- Видиофрагменты “Медузы”, “Движение медуз”, “Актинии”
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).
“ Было около десяти часов утра. Солнечные лучи,
падая под острым углом, преломлялись в воде,
словно в призме, и окрашивали края скал, полипы,
растения во все семь
цветов солнечного спектра. Яркие краски –
фиолетовая, синяя, голубая, зеленая, желтая,
оранжевая и красная – разбросанные в воде,
словно на палитре художника, были
настоящим праздником для глаз”.
Все это увидел профессор Аронакс на дне океана, путешествуя с капитаном Немо на корабле “Наутилус” в известном приключенческом романе Жюль Верна “Двадцать тысяч лье под водой”.
Мы с вами тоже совершим путешествие по подводному царству и познакомимся с многообразием и значением морских кишечнополостных. Животных не только простых по строению, но и очень загадочных.
II. Повторение изученного материала.
Мозговой штурм:
- В строении одноклеточных простейших животных и некоторых клеток тела гидры наблюдается сходство. Какие выводы можно сделать на основании данного факта? В чём состоит основное отличие одноклеточных и многоклеточных организмов?
- Как объяснить, что из 1/200 части тела гидры может быть восстановлен целый организм? Как называется это свойство живых организмов?
- К телу сидящей гидры прикоснулись соломинкой, и она изменила свою форму – стала короче и толще. Потревожен один небольшой участок, а в ответ изменилось состояние всего организма. В чём причина подобного явления? Как называется данная реакция организма?
- Абраам Трабле в своей книге “Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов” писал о проделанном им эксперименте: он бросил в сосуд, где находилась плотва, одного полипа; рыба схватила его, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу выбросила его, как будто бы питала к нему отвращение. О каком полипе писал Трамбле? Объясните описанные им явления.
Говорят, что Жуль Верн, хоть путешествовал в своей жизни немало, но большинство мест, которые описал в своих приключенческих романах, никогда не видел. Мы сегодня будем изучать многообразие кишечнополостных животных, многих из которых ещё не знаем. Но исходя из того, что они относятся к типу кишечнополостные, какие общие признаки у них мы уже можем назвать?
Заполнение первой части схемы:
Тип кишечнополостные
- Обитают в воде
- Многоклеточные животные
- Хищники
- Имеют щупальца со стрекательными клетками
- Лучевая симметрия
- Кишечная полость
- Тело состоит из 2-х слоёв клеток (эктодермы и энтодермы)
- Клетки разделяются по строению и функциям
- Хорошо развита регенерация
Класс гидроидные полипы |
Класс сцифоидные медузы |
Класс коралловые полипы |
Обитают в морской и пресной воде | Обитают в морской воде | Обитают в морской тёплой воде |
Жизненные формы |
||
ПОЛИП + медуза | МЕДУЗА + полип | ПОЛИП |
В основном малоподвижные | Активно передвигаются (реактивным способом) |
Малоподвижные |
Размножаются половым и бесполым путём | Размножаются только половым путём | Размножаются половым и бесполым путём |
Образуют колонии | Образуют колонии | |
Образуют скелет | ||
Образуют рифы и острова атоллы | ||
На 98% состоят из воды |
III. Изучение нового материала.
Классификация кишечнополостных. Общие сведения о гидроидных полипах.
Вопросы:
- В какой воде обитают?
- Какие жизненные формы имеют?
- Как передвигаются?
- Как размножаются?
- Образуют ли колонии?
- Образуют ли скелет?
- Прочее.
Сцифоидные медузы. Просмотр кинофрагментов (приложение 1 и приложение 2). Вопрос: чем отличаются сцифоидные медузы от остальных кишечнополостных?
Презентация темы: “Кишечнополостные животные в литературных произведениях и древнегреческих мифах”
Коралловые полипы. Просмотр кинофрагмента Вопрос: чем отличаются коралловые полипы от остальных кишечнополостных? (приложение 3)
Презентация темы “Коралловые рифы и коралловые острова” (приложение 4)
IV. Закрепление изученного материала.
Заполнение второй части таблицы (см. выше), беседа:
- Какие кишечнополостные более развитые? С какой особенностью образа жизни это связано?
- Почему у сцифоидных медуз эволюция оставила только половое размножение?
- Почему сцифоидные медузы не могут образовывать колоний как коралловые и гидроидные полипы?
V. Выводы. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание