Особая роль в ситуации введения ФГОС отводится психологу в образовательном учреждении. В условиях введения ФГОС формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и включает: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую работу, коррекционную работу, просвещение и экспертиза.
Период, который выдвигает специфические проблемы и требует особого внимания со стороны школьного психолога, является переход учащихся из начальной школы в среднюю.
В адаптационный период возникают проблемы адаптации, повышается уровень школьной тревожности, снижается мотивация учения, дети могут стать более тревожными, робкими или напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У подростков может снизится работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон и аппетит.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 3 – 6 месяцев и даже больше.
На современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС в среднем звене, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся (на этапе подготовки к переходу в пятый класс, сопровождение обучающихся пятых классов), родителей (родители четвероклассников, родителей пятиклассников), педагогов.
Данная программа поможет практическим психологам построить свою работу по предупреждению возникновения дезадаптации, поможет создать у подростков позитивное представление о себе, сформировать адекватную самооценку, сплотить коллектив.
Цель коррекционной программы: развитие коммуникативных умений и навыков с целью успешной адаптации учащихся при переходе с начального в среднее звено.
Задачи программы:
а) сформировать адекватную самооценку;
б) сплотить коллектив;
в) научить учащихся методам снятия мышечных зажимов;
г) освоить адекватные способы самовыражения.
Продолжительность занятий: 40-45 мин.
Количество занятий: 6 занятий
Возраст участников тренинга: 11 (12) лет в группу входят дети из одного или параллельных классов гомогенных по возрасту участников.
Количество участников: группы от 8 до 12 человек.
Система условий реализации: магнитофон, фломастеры, бумага А4, карточки.
Формы работы: групповая.
Планируемый результат: развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.
Уже с первого занятия приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих занятий: переставляются акценты, появляются новые аспекты, соответствующие потребностям детей.
В основе программы и в процессе её проведения лежат следующие принципы:
1. Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего, ведущий исходит прежде всего из желания детей, избегая принуждения. Ребята иногда пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, и ведущему необходимо блокировать эти попытки (например, дети говорят: ““Пусть водит Коля”, тогда ведущий отвечает “Только, если Коля захочет”). Необходимо избегать выражений долженствования в своих высказываниях и побуждать детей заменять слова “должен”, “обязан” словами “хочу” и “могу”.
2. Положительный характер обратной связи. Большинство детей в группах нуждаются в поддержке и отличаются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь как надежное средство помощи в преодолении застенчивости и повышения самооценки, в снятии напряжения. В ходе и в конце каждой игры выражается одобрение и благодарность всем участникам, а водящему выражается благодарность особо.
3. Неконкурентный характер отношений. Целей данной программы можно достичь, только если создать для детей атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт. Перед началом занятия необходимо уделить особое внимание неконкурентному характеру отношений: “У нас не будет соревнования, у нас не будет победителей и побежденных”. В ходже игры подчеркивается ценность уникальности каждого ребенка, его отличий от других.
4. Дистанцирование и идентификация. Ситуаций неуспешности не избежать, иногда они полезны, так как побуждают ребенка отказаться от каких-то стереотипов, освоить новые модели поведения, перенять положительный опыт других членов группы. Но если ситуация неуспешности грозит отказом ребенка от игры или вообще от занятий. В таких случаях необходимо помогать ребенку дистанцироваться от неудачи, например, приписывая его затруднения его герою. Вместо того, чтобы сказать водящему: “Ты ошибся”, лучше говорить: “На этот раз великолепное чутье разведчика мало помогло Штирлицу”. Именно для облегчения дистанцирования, детям предлагается в самом начале занятий придумать себе псевдонимы.
Вместе с тем, ведущий помогает идентифицироваться с их успехами, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо: “Ты хорошо сообразил, придумал, догадался”, ведущий говорит: “Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный!”.
5. Включенность. В предложенной программе, ведущий придерживается традиционной роли участника всех игр, кроме тех, где необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в играх, тренер, во-первых, своим примером помогает включиться детям, и, во-вторых, помогает детям осознать, что игры проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения.
Занятие | Тема | Упражнения | Учебно- методическое обеспечение | Отведенное время |
Занятие 1 | Отработка навыка визуального общения. | 1. Выбор псевдонима 2. Групповые нормы 3. “Встреча Штирлица с резидентом “ 4. Шкала самочувствия 5.Обратная связь |
Фломастеры, бумага. | 5 мин. 5 мин. 20 мин. 5 мин. 5 мин |
Занятие 2 | Достижение групповой сплоченности | 1. Приветствие 2. Шкала самочувствия 3. “Картина” 4. Обратная связь 5. Откровенно говоря... |
5 мин. 5 мин. 20 мин. 5 мин. 7 мин. |
|
Занятие 3 | Развитие лидерских качеств и инициативности | 1.Приветствие. 2. “Европейский городок” 3. Шкала самочувствия 4. “Мы идем в волшебную страну” 5. Откровенно говоря... |
5 мин. 10 мин 5 мин. 20 мин. 5 мин |
|
Занятие 4 | Отработка навыков уверенного, неуверенного и агрессивного поведения |
1. Приветствие. 2.“Зеркало” 3. Шкала самочувствия 4.Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение 5. Обратная связь 6.Откровенно говоря... |
5 мин. 5 мин. 5 мин. 20 мин 5 мин 7 мин. |
|
Занятие 5 | Развитие навыков подстройки, формирование установок на партнерство. | 1.Приветствие. 2.“Пусть пересядут те...” 3. “Рисунок вдвоем” 4. Откровенно говоря... |
листы бумаги, ручки или карандаши. | 5 мин. 10 мин. 20 мин. 5 мин. |
Занятие 6 | Формирование навыков взаимодействия | 1.Приветствие. 2. “Вредное Зеркало” 3. Шкала самочувствия 4.Инициатор движения 5. “Сказка” 6.Мой мир 7.Откровенно говоря |
5 мин. 5 мин. 5 мин. 10 мин. 15 мин 5 мин. 5 мин. |
Занятие 1
1. Выбор псевдонима, изготовление карточек с именами.
Материал: Фломастеры, бумага.
2. Групповые нормы.
- принцип “здесь и сейчас”;
- отвечать только за себя (“Я считаю, что” “Я думаю что”);
- говорить о чувствах а не свой мысли;
- говорить только правду, если не хотим говорить искренне, то лучше промолчать;
- уважение к говорящему.
3. “Встреча Штирлица с резидентом “.
Цели игры:
а) обратить внимание участников на возможность контакта глаз в общении ;
б) научить детей устанавливать контакт глаз;
в) показать разные способы демонстрации своего желания или нежелания вступать в контакт (контакт глаз, мимика, поза, движения).
Ведущий: “Сейчас один из нас будет “Штирлицем”, который приходит на встречу с “резидентом””. “Штирлиц” ненадолго выйдет из комнаты, а мы за это время решим, кто будет “резидентом”. Когда “Штирлиц” войдет, “резидент” без слов будет показывать “Штирлицу” свое желание вступить с ним в контакт, а остальные будут показывать свое нежелание вступить в контакт. “Штирлицу” нужно определить, кто из участников - “резидент”.
Когда “Штирлиц” выходит, участники выбирают резидента, и ведущий предлагает ему смотреть в глаза “Штирлицу”, а остальным участникам - не смотреть. Затем входит “Штирлиц” и пытается определить “резидента”.
Если “Штирлиц” называет “резидента” неправильно, ведущий говорит ему: “Ты ошибся, попробуй еще”, а когда “резидент” найден, ведущий задает “Штирлицу” вопрос: “Скажи, пожалуйста, по каким признакам ты определил “резидента”?”
Затем из комнаты выходит другой “Штирлиц”, а тренер говорит всем остальным: “Теперь у нас будет три “Резидента”, которые будут стоить глазки “Штирлицу”, посылать короткие импульсы глазами, взглядывая “Штирлицу” в глаза и тут же отводя взгляд”.
Остальные участники будут показывать “Штирлицу” нежелание вступать с ним в контакт.
После того как “Штирлицы” названы правильно, комнату покидает следующий “Штирлиц”, а тренер дает задание всем участникам: “Теперь каждый сам, не говоря ничего другим, решит, кем он будет “резидентом” или “не резидентом”, и каким способом он будет показывать “Штирлицу” свое желание или нежелание вступать в контакт.”
Последний шаг игры. Очередной “Штирлиц” выходит , а ведущий предлагает группе выбрать одного “резидента”. Когда “Штирлиц” войдет, все будут устанавливать с ним контакт глаз и сразу переводить взгляд на “резидента”, указывая на него глазами (но, не поворачивая голову). “Штирлицу” нужно догадаться, кто же “резидент”.
4. Шкала самочувствия.
(тренер просит детей показать столько пальцев - от 0 до 5 - на сколько баллов они оценивают свое психологическое самочувствие).
5. Обратная связь
Что понравилось, что именно понравилось что нет.
Напомнить правила: - отвечать только за себя;
- говорить искренне;
- уважать говорящего.
2 занятие
Приветствие.
2. Шкала самочувствия.
(тренер просит детей показать столько пальцев - от 0 до 5 - на сколько баллов они оценивают свое психологическое самочувствие).
3. “Картина”.
Цель: достижение групповой сплоченности, дать детям и подросткам почувствовать радость совместного творчества, дать группе ощутить себя чем-то целым.
Ведущий:”Сейчас мы все будем рисовать картину, и делать мы это будем не карандашами или красками, а словами. Я беру большой лист бумаги ( показывает руками) и рисую на нем линию горизонта. Я передаю эту картину тебе, ... (имя сидящего рядом ученика). Участник “берет картину” и говорит: “Я вижу на этой картине линию горизонта, которую нарисовала ... (имя тренера), рисую на ней (называет то, что хочет внести в картину) и передаю эту картину тебе,... (имя следующего участника)”.
Таким образом, каждый участник называет все, что до него “нарисовали” другие, в том порядке, в каком эти предметы появлялись на картине, при этом добавляя: “...который нарисовал ты, ... (имя автора)” Затем тренер говорит: “Вот какая у нас получилась картина”.
Откровенно говоря.
Цель: а) выработать навыки ответственного отношения к делу, к самому себе;
б) выработать навыки самоанализа; в) участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указать свои ошибки и сделать замечания ведущему
“Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к прошедшему занятию. Будете откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и группы в целом.
Откровенно говоря...
Дата занятия___________________________________________
Мое имя___________________________________
1. Во время занятия я понял, что..._________________________
2. Самым эффективным считаю..._________________________
3. Я не смог быть более раскованным, так как..._____________
4. На занятии мне не удалось..._____________________________
5. Больше всего мне понравилось, как работал(а)...___________
6. На следующим занятии я хотел бы...______________________
7. На месте ведущего я...___________________________________
Подпись
Занятие 3
Приветствие.
2. “Европейский городок”.
Цель: проводится в начале занятия для снятия напряжения и преодоления барьеров, а также для тренировки внимания.
Ход игры: все стоят посередине комнаты. Ведущий говорит: “Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала в маленький европейский городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого мы постараемся соблюдать их обычаи. У населения этого городка есть обычай: ровно в полдень все приходят на центральную площадь, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами. Когда они услышат один удар, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; когда они услышат два удара - партнеры, берут друг друга за плечи и слегка потряхивают; когда они услышат три удара колокола, они трутся друг об друга спинами. Давайте мы тоже поприветствуем друг друга этими необычными способами, и каждый постарается поприветствовать каждого, никого не пропустить. Удары колокола я буду изображать хлопками”.
Ведущий подает сигналы в любом порядке, после четырех-пяти приветствий тренер просит внимательно посмотреть друг на друга, чтобы убедиться что он поприветствовал всех. Если это не так то игра продолжается.
3. Шкала самочувствия.
(тренер просит детей показать столько пальцев - от 0 до 5 - на сколько баллов они оценивают свое психологическое самочувствие).
4. “Мы идем в волшебную страну”.
Цели игры:
а) преодолеть дистанцию между тренером и детьми;
б) дать каждому ребенку возможность проявить себя - показать, что он умеет, и что ему нравиться;
в) дать каждому ребенку возможность проявить инициативу и творчество и самому придумать новый ход;
г) дать каждому ребенку возможность командовать группой и таким образом проявить себя в роли лидера.
Материал: Музыка для релаксации (музыка японского композитора Китаро).
Ход игры: Дети становятся в круг вместе с тренером, который говорит: “Сейчас мы с вами пойдем в волшебную страну, а поскольку эта страна - волшебная, сказочная, то и идти в нее мы будем сказочными способами, например как ходят разные звери. Кто хочет показать, как мы пойдем сначала? Покажи как?”
Последним командует ведущий: “Теперь я буду ветром, а вы - снежинками, я буду дуть, а вы - кружиться на ветру... А теперь пригрело солнышко, и снежинки растаяли”. Дети изображают растекающиеся капельки воды. Ведущий берет за руку одного ребенка и ведет к другому, затем к следующему, пока дети не окажутся стоящими друг за другом, держа друг друга за пояс. Тренер ведет первого ребенка за руку со словами: “Капельки сливаются в ручей, который, извиваясь между камнями, бежит быстро-быстро и вливается в озеро”.
Дети становятся лицом в круг и дерутся за руки. Ведущий: “Теперь мы - озеро - волшебное озеро, в волшебной стране. Это - тихое озеро. В нем легонько плещется вода (изображают качающимися руками волны, не размыкая рук), на берегах тихонько шуршат камыши (все поднимают руки в верх и раскачиваются всем корпусом со звуком “Ш-ш-ш... ш-ш-ш”), ивы молчат ветки в воде (все наклоняются и достают руками пол). а теперь мы - коряги на берегу озера.
И вот мы снова - волны. Сначала маленькие волны, потом поднимается ветер, и волны становятся все больше и больше... больше и больше. На озере буря... волны стали огромными... и вдруг ударил мороз! Озеро замерзло! (Все, держась за руки, поднимают руки вверх и замирают)...
Но вот из-за туч вышло солнышко и горячими лучами растопило лед... озеро растаяло (опускаются руки)... И снова мы - тихое озеро, волшебное озеро, тихонько плещется вода, дует легкий ветерок, по озеру плывут утки... они выходят на берег... это утята... Мы - утята, которые учатся писать... Мы складываем крылышки сзади, над хвостиком, и клювом пишем в воздухе восьмерку (2-3 раза), теперь пишем крылышком (ведущий кладет кисть руки на плечо и выставляет вперед локоть - “крылышко”, теперь - другим крылышком... опять складываем крылышки над хвостиком, поднимаем вперед ногу и пишем восьмерку лапкой... теперь - другой лапкой, и, наконец, пишем в воздухе восьмерку хвостиком”).
5. Откровенно говоря...
Список использованной литературы.
1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Ось - 89.
2. Каган И. О. Мир общения. М., 1981
3. Прутченко А. “Тренинг коммуникативных умений”/ Прикладная психология и психоанализ. - 1999. - № 1 - 4.
4. Самоукина Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании. М., 1982.
5. Мудрик А. В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. М., 1990.
6. Руководство практического психолога/ под. ред. И.В.Дубровиной, М., изд. Центр “Академия”, 1996 г.