Цель: закрепление у детей умения различать и правильно называть фиолетовый, синий и красный цвет в окружающей обстановке.
Задачи.
1. Коррекционно-образовательные: упражнять детей в различении цветов (фиолетовый, синий, красный); закреплять понятия “внутри”, “снаружи”, “около”, “между”.
2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, внимание, речь.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение играть в коллективе.
Материалы.
- Демонстрационный – кукла, конверт, две синих верёвки, мешочек в котором лежат два стакана, красный маленький шар, два синих кубика, один фиолетовый кубик.
- Раздаточный – 3 полоски-образца (фиолетовая, синяя, красная); листы с заданием, фиолетовый, синий, красный карандаши (фломастеры).
- ТСО – ноутбук для просмотра предметов красного, синего, фиолетового цвета.
Структура НОД
1. Организационный момент. Игра “Считалочка”.
Дети стоят за своими стульями. Педагог предлагает с помощью считалочки определить, кто за кем по порядку будет садиться на свои места. Начинает тот, кто самостоятельно скажет фразу: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
2. Закрепление названий цветов: фиолетовый, синий, красный.
Сюрпризный момент: вносится кукла Алёна, в одежде которой преобладает синий цвет. У куклы красная сумочка и на голове две фиолетовые резиночки. Она “принесла” конверт и мешочек.
Дети рассматривают куклу, определяют, какого цвета у неё одежда, сумка. Алёна приготовила для ребят игры. Из конверта вынимаются и раздаются каждому ребёнку по 3 полоски-образца (фиолетовая, синяя, красная).
- Покажите полоску красного цвета. Какого цвета у тебя полоска? (Выборочный опрос. У меня красная полоска).
- Покажите полоску синего цвета. Какого цвета у тебя полоска? (Выборочный опрос. У меня полоска синего цвета).
- Покажите полоску, которая осталась. Эта полоска фиолетового цвета. Повторение слова “фиолетовый”.
- Посмотрите внимательно на куклу. Что у Алёны фиолетового цвета? (Две резиночки на волосах).
3. Нахождение предметов фиолетового цвета.
Кукла Алёна предлагает посмотреть на экран ноутбука. По очереди (выбор очерёдности считалочкой из п.1) каждый ребёнок помогает Алёне найти предмет фиолетового цвета (фиолетовая машина, фиолетовое платье, фиолетовый стул, фиолетовые бусы) среди предметов других цветов. (<Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>). Для детей, сомневающихся в выборе даётся зрительная подсказка – полоска-образец фиолетового цвета.
4. Физкультминутка. Игра “Кто внимательный?”
У куклы в пакете две синие верёвки. Детям предлагается выложить из них два круга.
По сигналу педагога: “Внутрь!” дети должны вбежать внутрь круга; на сигнал “Снаружи!” - выбежать за пределы кругов; на сигнал: “Между!” - присесть между кругами.
5. Игра “Снаружи, внутри, около, между”.
Из мешочка достаются два прозрачных стакана. В одном стакане красный маленький шарик, около другого стакана ставится фиолетовый кубик, между стаканами два синих кубика. Дети предлагается рассказать кукле Алёне, где какого цвета кубик лежит, используя слова: “снаружи”, “внутри”, “около”, “между”. Предметы меняются местами, и дети ещё раз определяют их местоположение.
6. Игра “Расставим точки”.
Из конверта достаются листы с заданием. Кукла Алёна никак не могла с ним справиться и просит ребят помочь ей.
На листе нарисованы кружочки (в произвольном порядке) фиолетового, синего, красного цвета. В каждом кружочке детям предлагается поставить точку, соответствующую цвету кружочка. Кто самый внимательный?..
7. Итог и оценка деятельности детей.