Актуальность
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитию “ручной умелости” способствуют занятия по лепке.
Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений целью воспитательно - образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка. Необходимым условием формирования гармонически развитого человека является полноценное развитие его творческих способностей. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Цель кружковой работы: Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Задачи кружковой работы:
- Овладение техническими приемами работы с тестом.
- Овладение способами и приемами лепки.
- Развитие эстетического и художественного вкуса детей.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие восприятия.
- Развитие сенсомоторных качеств.
- Воспитание интереса к лепке.
- Формирование у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Принципы:
- Наглядность.
- Сознательность и активность.
- Доступность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Систематичность и последовательность.
- Вариативный подход.
Методы:
- Информационно-рецептивный метод.
- Репродуктивный метод.
- Эвристический метод.
- Исследовательский метод.
- Словесный метод.
Функции тестопластики:
- Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).
- Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
- Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
- Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
- Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
Срок проведения: 1 октября – 15 мая
Возрастная группа: дети 4 – 5 лет
Количество занятий: 28 занятий
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 15 – 20 минут
Место проведения кружка: групповая комната
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
- Рассматривание образца.
- Объяснение, показ приемов лепки.
- Лепка детьми.
- Физкультурная пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
Ожидаемый результат работы кружка:
- Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
- Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
- У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Дети освоят следующие приемы лепки:
- раскатывание круговыми и прямыми движениями;
- соединение в виде кольца;
- расплющивание;
- прищипывание краев формы;
- оттягивание отдельных частей от основной формы;
- лепка из нескольких частей;
- сглаживание поверхности формы;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
Способы лепки:
- Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе).
- Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.
- Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
- Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
- Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Материал для работы:
- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы. Можно использовать гуашь или акриловые краски.
- Цветная бумага для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков.
- Проволока для изготовления усиков.
- Ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки.
- Доска, покрытая фольгой, - это рабочее место.
- Скалка для раскатывания теста ровным слоем.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках.
- Кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности.
- Тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
- Формочки удобны для вырезания теста.
- Влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
Рецепт соленого теста:
- 2 стакана муки;
- 1 стакан соли;
- 3/4 стакана воды.
При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.
Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.
Советы:
- При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться.
- Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.
- После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.
Перспективное планирование кружка “Волшебное тесто”
октябрь | 1. “Вот так тесто!” (знакомство с тестом) 2. “Печатки на тесте” 3. “Яблоки” 4. “Вишенки” |
ноябрь | 1. “Рябинка” 2. “Виноград” 3. “Крендели” 4. “Батон, пироги” |
декабрь | 1. “Розовая рыбка” 2. “Голубой кит” 3. “Елочные игрушки” 4. Печенье “Трубочки”” |
январь | 1. “Улитка” 2. “Палитра” |
февраль | 1. “Ананас” 2. “Цыплята” 3. “Божья коровка” 4. “Вазочка” |
март | 1. “Тюльпаны” 2. “Зеленая веточка” 3. “Птицы счастья” 4. “Клубника” |
апрель | 1. “Медведь” 2. “Кошка” 3. “Гадкий утенок” 4. “Барашек” |
май | 1. “Яблоня” 2. “Подсолнух” |
Методическое обеспечение.
1. Васина Н. С. Соленое тесто. - М. : Айрис - пресс, 2010. - 66с.
2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе “Радуга”. - М. : Просвещение, 2000. - 160 с.
3. Хананова И. Н. Соленое тесто. - М. : Аст - пресс - книга. - 104 с.