Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу "срабатывают" эмоции, люди испытываем напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.
Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития.
Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений и источником развития, то есть конфликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.
Цели семинара: обучение участников методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника.
Задачи:
- уточнить понятие “конфликт”;
- научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
- осознание ими собственного опыта и индивидуальных стереотипов поведения в конфликте;
- формирование у участников системы демократических ценностей, основанной на принципах толерантности и мирного, ненасильственного урегулирования конфликтов;
- расширение “репертуара” поведенческих реакций участников семинара на конфликтную ситуацию за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества;
Участники: директора ОУ, заместители директоров ОУ, учителя (от 15 до 25 человек).
Время: примерно 1 ч.
Тематическое планирование
№ | Тема этапа | Задачи этапа | Время |
1. | Организационный момент | Встреча участников и рассаживание их в круг. | |
Вступительное слово ведущего | Приветствие участников, знакомство участников (по кругу ФИО, место работы) | 5 мин. | |
2. | Практическое задание 1: Просмотр и обсуждение ролика “Конфликтная ситуация на мосту” (приложение 1) |
Расширение “репертуара” поведенческих реакций участников семинара на конфликтную ситуацию за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества. | 15 мин |
Выход на тему семинара | Добиться того, что бы участники семинара сами вышли на тему семинара. | 2 мин | |
3. | Практическое задание 2: Упражнение "Яблоко и червячок" |
После прослушивания ситуации, участники записывают на лист свой ответ. | 5 мин |
4. | Теоретический аспект: Стратегии поведения в конфликтной ситуации по К. У. Томасу и Р. Х. Килменну. | Проанализировать основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. | 10 мин |
5. | Практическое задание 3: "Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу) к упражнению "Яблоко и червячок". |
Раздать участникам семинара заранее
распечатанные таблицы, где описаны способы
разрешения конфликтов, стиль поведения в
конфликтной ситуации, "плюсы" и
"минусы" этих стилей, после чего
комментирует раздаточный материал. Участники зачитывают свои ответы на упражнение “Яблоко и червячок”, а ведущий комментирует их. Выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности. |
10 мин |
6. | Практическое задание 4: Тест “Ваши стратегии поведения в конфликте” |
Выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности. | 5 мин |
7. | Практическое задание 5: Анализ педагогических ситуаций |
Разбившись на группы, проанализировать 3 пед.ситуации, ответить на предлагаемые вопросы. | 15 мин |
8. | Рефлексия Просмотр видео-ролика “Притча про самое ценное в жизни” (приложение 2) |
5 мин |
Ход работы
Организационный момент
Ведущий 1: Здравствуйте! Мы рады вас приветствовать на нашем семинаре. Для начала давайте познакомимся. Каждый по кругу будет называть свое имя и отчество и место работы.
Вед. 2 Большое спасибо, а сейчас мы предлагаем вам посмотреть на экран.
Практическое задание 1:
Обсуждение видеоролика (приложение 1) “Конфликтная ситуация”.
Вед. 1 Теперь обсудим. 1) Можно ли считать данную ситуацию конфликтной?
Вед. 2 2)Что явилось поводом, а что является причиной?
Вед. 1 Как, по вашему мнению, должны были поступить звери в данной ситуации?
Вед. 2 Как вы считаете, какая тема нашего семинара?
Вед. 1. Действительно, тема нашего семинара “Специфика школьных конфликтов”.
Вед. 2. И первое, что мы сделаем с вами называется Упражнение "Яблоко и червячок" (заранее раздаются чистые листы и ручки)
Практическое задание 2:
Ведущий 1. (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ на листочек.
Вед. 2. И пока отложите этот лист в сторону.
Теоретический аспект: Конфликты и причины их возникновения.
Ведущий 1: Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.
Вед. 2 Школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами.
Вед. 1. Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа.
Вед. 2. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Вед 1. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Разрешение конфликтов
5 стилей поведения в конфликтной ситуации
Вед 1. Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?
Вед. 2. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.
Вед. 1. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.
Вед. 2 Сегодня мы вспомним стратегии выхода из конфликтных ситуаций, которые существуют в науке.
Практическое задание 3: "Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)
Ведущий 1: К. У. Томасом и Р. Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.
Вед. 2. Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Вед. 1 Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Вед. 2. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Вед. 1. Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.
Вед. 2. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.)
Стиль | Сущность стратегии | Условия применения | Недостатки |
Конкуренция | Стремление добиться своего в ущерб другому | Заинтересованность в победе. Обладание
определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта |
Испытывание чувства
неудовлетворенности при поражении и чувства
вины при победе. Большая вероятность испортить отношения |
Избегание | Уход от ответственности за принятие решений | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов | Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти | Нерешенность конфликта |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок | Одинаковая власть. Наличие
взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей |
Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников | Наличие времени, необходимого для
разрешения конфликта. Заинтересованность обеих
сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения |
Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха |
Вед. 1. А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".
(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их).
Примеры ответов участников семинара:
Вед. 2. Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"
Вед. 1. Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"
Вед. 2. Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"
Вед. 1 Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"
Вед. 2 Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"
Вед. 1. Следующим нашим шагом будет практическое задание “Тест Стратегии поведения в конфликте”.
Практическое задание 4:
Тест “стратегии поведения в конфликте”
Вед. 2. С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
Вед. 1. Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:
совсем не согласен – 1 балл;
не согласен – 2 балла;
скорее согласен – 3 балла;
согласен – 4 балла;
полностью согласен – 5 баллов.
1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.
6. Из любого конфликта я выхожу победителем.
7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.
11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
14. Если это сделает счастливым другого, даю ему возможность настоять на своем.
15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.
Вед. 2. Обратите внимание на экран. Обработка теста представлена на презентации.
Обработка результатов. (На экран в презентацию). Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.
Таблица 1
Стратегия поведения |
№ утверждений |
Сумма баллов |
1 | 2 | 3 |
Соперничество | 1, 6, 11 | |
Избегание | 2, 7, 12 | |
Сотрудничество | 3, 8, 13 | |
Приспособление | 4, 9, 14 | |
Компромисс | 5, 10, 15 |
Вед. 1. Итак, мы определили вашу стратегию поведения в КС. Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.
Каждый может видеть ту стратегию, которой он наиболее часто пользуется в повседневной жизни.
Вед. 2. И чтобы наглядно посмотреть, как это действует в разных ситуациях, мы предлагаем вам следующее.
Практическое задание 5: Анализ 5 педагогических ситуаций, используя стратегии поведения в конфликте.
Уважаемые участники, на листах вам даны примеры из повседневной жизни и конкретная стратегия, с помощью которой вы должны выйти из конфликтной ситуации. Всего 5 ситуаций. Ваша задача подумать, как вы это сделаете, кто какую роль будет играть. Подумать, что будете говорить в соответствии с той стратегией, которая вам досталась. На размышление вам 5 минут. Затем по очереди будете выходить и проигрывать ситуации. Задача остальных участников узнать, что же именно за стратегию демонстрируют выступающие.
Итак, кто готов? Просим вас выйти вперед. И не зачитывая ситуацию, сразу начинайте.
Наблюдатели, какой именно конфликт произошел между участниками? И какую стратегию вам удалось заметить?
1 ситуация. Соперничество. Ученик не хочет снимать верхнюю одежду.
2 ситуация. Избегание. Ученик считает, что ему должны поставить оценку за выполненное задание выше, чем оценивает учитель.
3 ситуация. Сотрудничество. Ученик не выполнил домашнее задание.
4 ситуация. Приспособление. Ученик забыл тетрадь с домашним заданием.
5 ситуация. Компромисс. Ученица отказывается выполнять задание на уроке. Например, решать задачу у доски, писать сочинение.
Рефлексия: вед . 2. Как вы считаете, какие стратегии наиболее эффективны? Стоит ли пользоваться другими? В каких ситуациях это возможно?
Ведущий 1: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Общая рефлексия.
Вед. 2. Конечно, без конфликтов не может существовать ни один коллектив, но все же лучше проводить время с близкими и родными, чем тратить его на разрешение различных ситуаций.
Вед. 1. И чтобы конфликтная ситуация не заходила в тупик, необходимо, учитывая ее особенности, правильно выбирать стратегию, не забывая, что наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество.
Видеоролик. Притча о ценности времени. (приложение 2)
Спасибо за внимание!