Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Количество детей: 10-12
Вид непосредственно образовательной деятельности: интегрированный
Цель: Формирование наиболее полных представлений детей дошкольного возраста о городе, его истории. Повторение и закрепление полученных представлений и знаний о городе. Развитие чувства влюбленности в свой город, гордости, что ты “петербуржец”.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать представления детей о Васильевском острове.
- Поддерживать интерес к историческому прошлому островов нашего города.
- Закрепить представления детей о мостах Васильевского острова.
- Дать представления о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе, узнавать памятники по описанию.
- Формировать представления детей о символах нашего города: гербе, флаге, гимне.
Развивающие:
- Развивать позитивный эмоциональный настрой на восприятие родного города.
- Обогащение словаря названиями частей герба, названиями памятников, словами, относящимися к историческому прошлому города: бояре, купцы, биржа, пакгаузы, трубочист, кучер, молочник, точильщик, половой, мед, пенька, воск, лен и т.д.
- Активизация словаря: библиотеки, школы, музеи, театры, заводы и
- фабрики, храмы, парки, детские сады.
- Развитие доказательной речи: умение строить сложноподчиненное предложение: этот якорь морской, потому, что...
- “Васильевский остров – остров сокровищ, потому что...
- Развитие памяти, умение эмоционально декламировать стихи о городе, восхищаться их красотой.
Воспитательные:
- Способствовать формированию этики поведения петербуржца - выслушивать ответы товарищей, тактично высказывать свою точку зрения, быть доброжелательным, позитивным.
- Воспитывать уважительное отношение к символам нашего города, желание делиться своими познаниями со своей семьей во время воскресных прогулок (замечать его изображение на решетках, зданиях и т.д.)
- Воспитывать бережное отношение к архитектурному убранству города, благодарность к людям, которые создали все, что на нем есть.
Планируемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
1. Коммуникативные: воспитанники приобретут навыки общения друг с другом и со взрослыми в деятельности.
2. Познавательные: дошкольники получат представления краеведческого, исторического, эстетического характера, что в дальнейшем повысит мотивацию детей к изучению города.
3. Социальные: дети научатся воспринимать город эмоционально, получать радость от созерцания, испытывать патриотические чувства при восприятии гимна, герба и флага, гордость за свой город, желание участвовать в его социальной жизни.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные: проектор, слайдовая презентация, штандарт, дидактические игры;
Раздаточные: медали с изображением видов города.
Ход образовательной деятельности
I. Вводная часть.
Педагог: Всем, всем, здравствуйте! Посмотрите, кто к нам сегодня пожаловал! (Слайд 2) Презентация.
Дети: Бояре!
1 боярин: Наконец-то, добрались! Погляди- ка, сколько отроков сидит!
2 боярин: Правда, твоя! Сразу видно – ученые! Глаза умные, ясные, лица прекрасные! Здравствуйте, люди ученые!
Дети: Здравствуйте!
1 боярин – Мы – бояре потешные из свиты Государя Петра 1. Веселим его в часы отдыха, игры для забавы придумываем.
2 боярин - Государь шутки любит! Давайте встретим его весело! (Слайд 3)
Мальчики изображают цоканье копыт. Девочки – шум колес
1 боярин – Тихо! Государь!
Дети приветствуют криками Ура! Ура! Ура! Поднимают штандарт – флаг царя (Слайд 4)
II. Основная часть.
Петр 1: Прослышал я, что собираетесь вы стать достойными гражданами острова Васильевского, надобно вам для этого испытание пройти. (Слайд 5)
1 боярин: Знаете ли вы, в каком городе живете? Как он называется? (Слайд 6)
Дети: Наш город называется Санкт - Петербург.
Педагог: Санкт – Петербург - это город на островах. Остров - это суша со всех сторон окруженная водой. В Санкт – Петербурге 33 крупных острова. Как называется самый большой остров, на котором мы живем? (Слайд 7). Дети: Васильевский остров.
Педагог: Хотите поиграть в игру?
Дети: Да!
Педагог: Как она называется? (Слайд 8).
Дети: Острова
Игра “Острова”
Играет группа в 6-10 детей. На полу разложены картинки, с изображением островов и стихов о них. Каждый ребенок выбирает себе картинку или стихотворение. По сигналу дети находит свою пару картинка – стихотворение. Педагог проходит мимо “острова”. Спрашивает: “Вы на каком острове?” Пара декламирует стихотворение: “Адмиралтейский остров тот, где создавался русский флот” Другая пара: “Аптекарский лечил народ, на острове был огород” и т.д. про каждый остров. Игра повторяется с другими островами. Выигрывает тот, кто знает больше стихов про острова. Победителя определяют дети.
Педагог: На экране у нас появилось начало вопроса. Кто может придумать окончание вопроса, если посмотрит на слайд? (Слайд 9)
Дети: Почему Васильевский остров можно назвать островом сокровищ?
Педагог: Дадим нашим гостям ответ на этот вопрос? Тогда играем в игру “Остров сокровищ”!
Игра “Остров сокровищ”
Игра с макетом Васильевского острова со съемными объектами. Играет группа в 6-10 детей. На полу лежит панно, с изображением острова. Дети поочерёдно подходят к панно, достают одну картинку из сундука и говорят: “Васильевский остров – остров сокровищ, потому что там есть музеи... и называет музеи, которые он знает” Выигрывает тот, кто произнесет свой монолог или проведет диалог более интересно и правильно, а также покажет хорошее знание своего острова.
Педагог: Но это не все сокровища нашего острова. Расскажем нашим гостям, какие еще есть сокровища, созданные людьми? Тогда рассказ – загадка. Давным- давно в поселке Холмогоры жил мальчик. У него было две книжки - грамматика и математика. Умерла мама, а мачеха его невзлюбила. От такой жизни он ушел с рыбаками с обозом рыбы в Москву. Жил в чулане (это маленькая комнатка под лестницей). Получал 3 копейки. Одну тратил на хлеб, другую – на квас, а третью – на книги. Малыши его дразнили: “ Дядя, достань воробушка!” А он вырос, и за хорошую учебу его отправили учиться в Академию наук. Через год он уже учился за границей, стал астрономом, химиком и прославил российскую науку. Как его звали?
Дети: Михаил Васильевич Ломоносов! (Слайд 10)
Педагог: Вот другая загадка. Этот человек в морском мундире, в одной руке у него карта, на поясе прикреплен медный кортик. Он отправился в кругосветное путешествие на паруснике “Нева” и прославил наш город и страну. Какой памятник мы сейчас увидим?
Дети: Памятник Ивану Федоровичу Крузенштерну. (Слайд 11)
Педагог: И, наконец, главная загадка. Она поможет нам вспомнить, почему наш остров так назван. Этот памятник находится на пешеходной зоне нашего острова. Когда Петр 1 посылал на Васильевский остров приказы, то писал на них: “Василию – на остров”. О каком памятнике идет речь?
Дети: О памятнике Василию плотнику! (Слайд 12)
Педагог: С этим испытанием вы успешно справились! Ваши ответы достойны уважения!
Петр 1: Как называются улицы на Васильевском острове? (Слайд 13)
Дети: Улицы называются линии.
1 боярин: Как называется твоя улица? Почему она так названа? (Слайд 14)
Дети: Моя улица называется Весельная, потому что там жили мастеровые, которые занимались изготовлением весельных лодок и судов.
- А моя улица называется Канареечная, потому что там жили люди, которые делали на продажу клетки для канареек и других певчих птиц.
- Моя улица называется Шкиперский проток, потому что там жили матросы и капитаны судов, которые назывались шкиперами.
Отвечает каждый ребенок.
2 боярин - Как государь мечтал передвигаться по линиям? (Слайд 15)
Дети: Я думаю, что государь мечтал, чтобы все передвигались на лодках.
Петр 1: А можете ли в стихах об этом рассказать?
Дети рассказывают стихотворение Ефима Ефимовского “ В то время остров центром стал” с использованием приемов мнемотехники.
Дети:
В то время остров центром стал (Слайд 16)
Прорыть каналы царь мечтал (Слайд 17)
Хотел он воды синие (Слайд 18)
Пустить по каждой линии (Слайд 19)
На Среднем, и на Малом, и на Большом – каналы (Слайд 20)
Не надо ни карет, ни лошадей (Слайд 21)
Возили лодки бы людей (Слайд 22)
Но – не сбылась мечта царя – ( Слайд 23)
Каналов нет поныне - (Слайд 24)
Остались только линии... (Слайд 25)
Петр 1: Как назывались проспекты нашего острова при Петре 1? (Слайд 26)
Дети: Они назывались Большой першпективой, Малой першпективой и Средней першпективой. Их прорубили плотники в лесу, чтобы удобно было передвигаться по острову.
Петр 1: И это испытание вам, оказалось, по плечу!
Педагог: Как называется самое красивое место на нашем острове? Слайд 27. Дети: Стрелка.
Педагог: Предлагаю вам поиграть, да свои знания гостям об истории Стрелки показать.
Игра “Стрелка”
Играет группа в 6-10 детей. На полу лежит панно, с изображением Стрелки В.О. при Петре 1. Каждый ребенок прикрепляет маленькую картинку, рассказывая, что он знает об этом. Например: Я – купец. Я прибыл из далекой Индии торговать с купцами из Санкт Петербурга. Привез на Биржу много тонкого красивого шелка. Хочу купить у русских купцов мед и воск. И т.д. Выигрывает тот, кто произнесет свой монолог или проведет диалог более интересно и правильно.
Педагог: На экране у нас появился знак “Вопрос!” Государь и его бояре хотят узнать, а знаете ли вы, какие мосты соединяют Васильевский остров с другими островами? (Слайд 28)
Игра “Мосты”
Играет вся группа детей. Дети делают “гимнастический мостик”. Педагог проходит мимо “мостика”. Спрашивает: “Ты какой мост?” Ребенок отвечает:
“Я – Тучков мост. Меня так назвали в честь купца Тучкова, который его построил”. После этого ребенок встает и идет на свое место. Если ребенок затрудняется ответить, ему помогают другие дети.
Петр 1: У каждого города есть свои опознавательные знаки - символы, по которым этот город отличают от других. (Слайд 29).
Дети: Самый главный символ – это герб. Если расшифровать, то, что на нем изображено, очень многое о городе можно узнать.
Игра “Составь герб”
Играет вся группа детей. Мальчики играют с одним комплектом игры, девочки – с другим. Дети по очереди прикрепляют к щиту составные части герба. Объясняя свой выбор, рассказывают о них. Выигрывает та команда, которая лучше расскажет и объяснит свой выбор и расположение частей герба. Щит - красного цвета. Почему? Скипетр – символ царской власти, Речной якорь – Петербург – речной порт. Морской якорь – Петербург – морской порт. Якоря прикрепляют “кошками вверх”, потому, что их “сушат”.
Педагог: Смотрите, ребята, на экране появился знак вопроса. (Слайд 30).
Наши гости хотят узнать, знаем ли мы еще один символ нашего города.
Дети: Есть еще один символ нашего города Санкт- Петербурга - это флаг и гимн Санкт-Петербурга. Гимн – это торжественная песня, прославляющая наш город. Гимн слушают стоя - это дань уважения нашему городу. Подъем флага Санкт Петербурга. Дети слушают гимн.
Петр 1: А можете ли вы свой город песней прославить?
Дети: Мы знаем очень красивую песню, которую сочинил папа нашей Нелли Кваши ко дню рождения нашего города: “Санкт – Петербург - гордая белая птица” (Слайд 31)
III. Заключительная часть:
В конце занятия, педагог от имени Петра 1 и бояр благодарит отроков за знания, вручает медали со словами: “Достойный гражданин своего острова!”
Литература.
1. Ермолаева Л.К. Чудесный город – СПб, 1995
2. Ефимовский Е. Путешествие в Санктъ Петербургъ - СПб, 1996
3. Яковлева Н.А. Санкт Петербург. Путешествие через три столетия - СПб, 2003
4.Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М. Петербургская тетрадь. – СПб., 2003.
5.Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы – СПб, 2001.
6. Ходза Н. Дорога жизни - СПб, 2013.
7.Пукинский П.К.1000 вопросов и ответов о Ленинграде - Л, 1974.
8. Университет Петербурга. Пособие по альтернативному краеведческому образованию. СПб, 1995.
9. Фиш Л. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусарском - Л, 1994.