Программное содержание:
- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
- Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Материал:
- картинки с признаками осени
- картина лужайки
- цветик-семицветик
- дорожки(узкая и широкая)
- краски, кисти
Словарная работа: осень, желтеют, листопад, листья, страна, приметы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседа о временах года, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий.
Ход занятия
Организационный момент (под музыку “Осенняя мелодия” Музыка любви)
Воспитатель –
Желтый листик на ладони,
Был когда -то он зеленый,
К нам в окошко он влетел,
Почему он пожелтел?
У кого друзья не спросим,
Скажут — наступила …
Дети – Осень! (слайд 3)
Воспитатель - Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну красивую, загадочную, полную тайн. Мы пойдем искать Осень.
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!
(слайды 4-6)
Дети смотрят картинки и отвечают хором — Осень.
Воспитатель — Здесь простой секрет. Смотрите, всё замечайте и ничего не пропускайте!
Ну, отправляемся в путь. Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи -то ножки. (Дети и воспитатель идут по дорожке.) Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки бегут по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок -прыг по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
– Послушные у нас ножки?
Дети – Да.
Воспитатель – А куда же мы идём?
Дети – В страну Осень.
Воспитатель – Да, у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени. (слайды 7-18)
Игра “Да или нет” ( дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто — часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загореть?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти.
– Дети и воспитатель продолжают дорогу.
Воспитатель – Попали мы с вами на лужайку, где много цветов. А это что за странный цветок, разный каждый лепесток?
Дети – Это цветик-семицветик. (слайд 19)
Воспитатель – Найдите у него цвета осени. Скажите заклинание, но быстро-быстро, иначе не подействует, и мы попадем к осени (скороговорка).
Осень просекой прошла,
Краски свои разлила.
(слайды 20-22)
Воспитатель – Ребята, мы попали в страну Осень. Вот как много у осени работы! Все листики надо позолотить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень?
Дети – Желтую!
Воспитатель – А как рисовала?
Дети – Волшебная кисточка и музыка ей помогали.
Воспитатель –
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Кисточка сама под музыку плясала с листика на листик и все позолотила. А где живет мелодия осени? (Интонирование под металлофон)
Воспитатель –
Долго осень рисовала,
Прилегла она, устала!
Баю-бай, отдыхай
Устала осень, уснула. А мимо ветер прилетал, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на этот пролил красную краску. (слайд 23-24)
Воспитатель – Попросим его.
Дети и воспитатель –
Ветер, ветер, не шали,
Краски взял, так положи!
Воспитатель – Не хочет вернуть ветер краски. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному.
Звучит песня “Чародей листопад (слова и музыка И.Бодраченко)
Дети танцуют под музыку, изображая листики (воспитатель говорит, дети изображают).
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился,
Хоровод на землю приземлился.
Воспитатель – Полил сильный дождь. Упали капли воды на листики, и потекла краска, смешались все цвета. Ой, какая красота! (Демонстрация картины)
Воспитатель – Листик был простой, а какой он теперь?
Дети – Золотой! (слайд 27)
Воспитатель – Вот она, осень: полюбуйтесь, как хорошо! Такой её увидел художник. Как переливаются краски.
Деревья надели золотой наряд.
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко -желтым цветом землю разукрасила.
Все вокруг искрится,все переливается.
Как же это чудо в природе называется?
Дети хором: Осень! (слайд 28)
Итог занятия
Воспитатель – Мы будем маленькими художниками, передадим красоту осени в своих рисунках. Вот осень приготовила вам листики, краски, кисти. Помните, как рисовала осень?
Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского “Времена года” Октябрь, осенняя песня. (слайды 29-30)