Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.
Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.
Одной из проблем, стоящих перед учителем, является проблема самостоятельного чтения учащихся. Зачастую самостоятельное чтение учащихся носит эпизодический характер. Систематически и целенаправленно читают лишь немногие. Многие не проявляют инициативы в поиске дополнительной литературы на иностранном языке для самостоятельного чтения.
Одной из причин этого является то, что учащиеся относятся к чтению как к учебной задаче. При чтении иноязычного текста они сталкиваются с трудностями: не знают значение многих слов, им приходится обращаться к словарю, что делает чтение утомительным, неинтересным. Кроме того, у слабых и части средних учеников недостаточно сформированы механизмы чтения. В частности, при чтении текста школьники стремятся понять значение каждого слова, не умея отделить главное слово от второстепенного, не имеющего смысловой нагрузки.
Чтобы приучить ребят к самостоятельному чтению на иностранном языке, проблему необходимо решать в 2-х направлениях:
- формировать мотивацию данного вида речевой деятельности, прививать интерес к чтению;
- научить школьников преодолевать языковые трудности при чтении, извлекать информацию из текста.
Чем активнее включается учащийся в чтение на иностранном языке, тем большая потребность в чтении у него возникает. При этом очень важно, что ученик читает. Нужны интересные и доступные по языку материалы, читая которые, школьники могли бы реализовать свою потребность в чтении, в получении ими нужной информации.
В развитии умений и потребностей иноязычного чтения, формировании у учащихся психофизиологических механизмов чтения как деятельности, процесса, а также в совершенствовании речевых навыков учащихся на основе прочитанного домашнее чтение призвано сыграть ведущую роль.
Самостоятельное чтение посильной для учащихся иноязычной литературы стало равноценным, неотъемлемым компонентом моего педагогического процесса обучения английскому языку. Систематическое проведение уроков домашнего чтения на среднем этапе позволяет сохранять у учащихся интерес к читаемому материалу, обеспечивает периодичность чтения про себя. На своих уроках, используя различные формы и приёмы обучения, виды упражнений, я стремлюсь к тому, чтобы чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие, стало естественно-мотивированным, чтобы у учащихся формировалась привычка и потребность к самостоятельному чтению литературы на английском языке. (см. Презентации по прочитанным книгам)
Свою педагогическую деятельность я стремлюсь подчинить решению проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса.
В центре процесса обучения стоит ученик, независимо от будущей специальности и изучаемых дисциплин. Принципиальным является то, что процесс обучения должен способствовать раскрытию полного потенциала учащихся.
При подготовке к урокам домашнего чтения
стараюсь разрабатывать такие виды упражнений,
которые помогают ученикам реализовать себя,
признаю и активно включаю положительные эмоции
учащихся; по мере возможности даю учащимся
задание по вкусу и желанию.
Методисты и учителя предлагают много видов
заданий для работы над текстами. Естественно, что
виды работ зависят от того, какую цель мы ставим
перед домашним чтением. Если это чтение ради
чтения, то задания будут ориентированы только на
контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас
состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме
текста, то, кроме заданий, упомянутых выше,
добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли
высказать свое мнение, переходя, постепенно от
подготовленной к неподготовленной речи.
С большим интересом и желанием учащиеся готовят презентации о прочитанной книге на английском языке. Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.
Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, если мы читаем с целью – получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации будут различными. Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Самостоятельное чтение посильной для учащихся иноязычной литературы должно стать неотъемлемым, равноценным компонентом всего педагогического процесса обучения иностранным языкам. Обильное чтение про себя даст возможность пропустить через сознание учащихся в единицу времени значительное количество языковых комбинаций — грамматических структур и лексических сочетаний.
Многие уроки домашнего чтения я стараюсь связать с тем грамматическим явлением, которое мы проходили. Например: при ознакомлении с Past Simple я даю учащимся задание найти и выписать в тетрадь для домашнего чтения глаголы в прошедшем времени, как правильные, так и неправильные. Ребята выписывают эти глаголы, вспоминают и записывают неопределённую форму этих глаголов и дают их перевод. Такие упражнения считают очень эффективными при заучивании 3-х форм неправильных глаголов.
При подготовке к урокам домашнего чтения в 8
классе я продумываю такую систему упражнений,
которые бы позволили полно развивать и
раскрывать творческие способности учащихся. В
этом учебном году ребята 8 класса читают
книгу издательства Мacmillan «Robin Hood» автор Stephen
Colbourn. Домашнее чтение проводим еженедельно.
Ребята читают эту книгу с большим
удовольствием. Кроме упражнений по
грамматике и лексике, дети показывают сценки из
книги, строят диалоги и воспроизводят живую
английскую речь. После того, как прочитаем
произведение, дети составят презентацию о
прочитанной книге и расскажут содержание,
используя тот словарный запас, который они
смогли сформировать при чтении английской
литературы. (см. Презентацию 1).
В 10 классе мы читаем книгу издательства Мacmillan
«The woman who disappeared» автор Philip Prowse. Я выбрала эту
книгу не случайно, в ней очень много диалогов.
Учащиеся показывают сценки, воспроизводят речь
между действующими лицами. При этом они очень
хорошо запоминают слова и фразы на английском
языке. Завершающий этап чтения данной книги
тоже – презентации. (см. Презентацию
2).
В 5-6 классах чтение книг на английском языке
сопровождается пересказом, включая ключевые
слова – перескажите текст по ключевым словам.
Ключевые слова записывают на карточки и раздают
ученикам. Слабым ученикам я даю карточки с
большим количеством ключевых слов,
предложений , что облегчает их работу над
пересказом. Мы читаем книгу Reddy’s funny stories автоа
Юлии Пучковой. (см. Презентацию 3)
Соответственно на уроке задания могут
распределяться индивидуально с учётом интересов
и пожеланий учащихся, т.е. осуществляется
дифференцированный подход в условиях совместной
деятельности, что предполагает различные
организационные формы работы: индивидуальную,
парную, коллективную, групповую. Здесь могут
происходить дискуссии, задаваться вопросы в
случае неясностей, а также может осуществляться
обмен мнениями по поводу прочитанного и
выявляться степень понимания содержания текста.
Моя ученица 8 класса Филатьева Юлия принимала участие и стала призером в конкурсе THE MACMILLAN READERS EXPERT.
В конце первого полугодия в 5-7 классах мы организовываем выставку рисунков по прочитанному. Я предложила ребятам нарисовать рисунок по наиболее понравившейся главе.
Вся эта огромная работа строится с применением проектной методики. Я уверена, что такой подход даст хорошие результаты.
Главной практической задачей домашнего чтения является совершенствование чтения как процесса извлечения информации из печатного текста. Оно способствует дальнейшему развитию навыков и умений устной речи.
Уроки домашнего чтения способствуют развитию
неподготовленной речи учащихся. Домашнее чтение
способствует повышению интереса учащихся к
изучению иностранного языка.
Преподавание иностранного языка немыслимо без
широкого использования различных методов и
средств обучения, целью которых является
формирование знаний, умений и навыков учащихся
через личностно-ориентированный подход в
обучении, позволяющий качественно повысить
уровень познавательного интереса у школьников.
Чтение – не только средство обучения языку, но и самостоятельный вид речевой деятельности. Поэтому нельзя его подчинять устной речи, нужно отдельно учить пониманию текста, не превращая чтение в банальный перевод. Со стороны цели в организации домашнего чтения в настоящее время обозначились две тенденции: 1) чтение с целью понять текст, т. е. собственно чтение; 2) чтение как подготовка к беседе по прочитанному. При любом подходе уроки домашнего чтения бесценны, т.к. учащиеся имеют возможность соприкоснуться с современным живым языком, а также познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Тексты для чтения необязательно должны повторять тематику устной речи, но они должны строиться на знакомом языковом материале, незнакомых слов должно быть не более 2%. Они должны быть новыми для учащихся, соответствовать их интересам и возрасту, обладать воспитательной ценностью. По этим критериям наиболее подходящими будут художественные тексты. Существуют разные точки зрения по поводу того, какими должны быть этапы работы над текстом. Одни авторы против предтекстовых упражнений, другие же, напротив, считают что они абсолютно необходимы, т.к. во-первых, снимают языковые трудности текста, тем самым делая чтение подготовленным, а во-вторых, развивают репродуктивные навыки, т.к. обогащают и активизируют словарный запас учащихся. Но при любой точке зрения сначала нужно провести работу над незнакомыми словами, используемыми в тексте, затем собственно чтение, контроль понимания содержания, после этого можно переходить к контролю понимания смысла. Обычно вышеназванные виды работы проводятся в классе в виде дискуссии-обсуждения, а позже учащимся можно предложить какое-нибудь письменное задание по проблемам текста, возможно творческое.
Большое значение во владение иностранным языком как средством общения имеют уроки домашнего чтения. При правильной организации занятий у учащихся формируется художественный вкус, они учатся анализировать, обобщать, аргументировать.
Работа учителя над уроками по домашнему чтению начинается с выбора литературного материала, который должен быть познавателен и соответствовать возрасту, интересам учащихся и степени их владения языком. Правильно подобранная литература, работа с проектами и презентациями мотивирует деятельность учащихся, поддерживает их интерес к изучения иностранных языков.