Цели:
- уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;
- дать представление о жизни птиц зимой;
- уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
- формировать у детей способность к самостоятельной и практической деятельности;
- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц,
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.Е.Благинина
Учитель: Наступила зима. Пушистым снегом покрыты поля и леса. Не слышно весёлых птичьих голосов, ещё осенью многие птицы улетели от нас за три девять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетели в Китай, в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли, скворцы улетели во Францию, Италию. Но не все птицы покидают родные края. Многие из них не улетают и остаются с нами зимовать. Как называют таких птиц? (Зимующие)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?.. (Галка)Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? то весёлая … (Синица)Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
Учитель: Тяжело птицам в суровую зимнюю пору. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синиц выживают только 2. А вот сытой птице и мороз не страшен. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. В суровые зимы, наличие специального жирного, высококолорийного корма поистине становятся для многих птиц вопросом «жизни и смерти». Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”К. Мухаммади.
Учитель: Многие из ребят изготовили кормушки. А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм)
Основные зимние корма
Птиц можно подкармливать:
– семенами подсолнечника, тыквы, арбуза;
– пшеничными отрубями;
– овсяными хлопьями, пшеном;
– птицам можно давать крошки белого хлеба
(чёрный хлеб давать нельзя!);
– дятлы и синицы любят несолёное! сало.
Правила подкормки птиц зимой
– Во время подкормки птиц не сорите в лесу,
парке, саду: не оставляйте там газеты, пакеты,
жестяные банки, коробки.
– Кормушки для птиц должны быть очень скромными,
лучше не раскрашенными.
– Корма в кормушке должно быть немного и только
нужного птицам: крошки хлеба семена
подсолнечника, кусочки несолёного сала.
– Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя
подкармливать время от времени: именно зимой им
очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и
метели гибнет большая часть птиц.
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Нам встречать весну!
А.Яшин
Учитель: Впервые акция «Покормите
птиц!» была проведена в Иркутской области зимой
2002–2003 года в память о писателе Е.Носове.
Евгений Иванович Носов – писатель-фронтовик,
родился, жил и умер в Курске. В своих
произведениях он воспевал подвиг простых
русских людей и совершенно преображался, когда
общался с родной природой. Среди последних
произведений Е. Носова есть рассказ «Покормите
птиц». Его очень затронуло стихотворение А.Яшина
«Покормите птиц зимой…».
В память о поэте Е.Носов каждую осень стал
вывешивать кормушки для птиц. Он пыталсяся
привлечь к этому делу и жителей города Курска –
расклеивал на видных местах листовки со стихами
Яшина. В Курске недалеко от дома, где жил
писатель, на пересечении улиц Челюскинцев и
Блинова установлен памятник Е.Носову.
Скульптор Владимир Бартенев изобразил писателя
среди так им любимых птиц. Похоронен писатель
в Курске. На его могиле, как он и завещал, высечены
всего 2 слова: «Покормите птиц…». В этом
завещании писателя отражена тревога и боль за
тех, кто нуждается в людской помощи.
15 января – день рождения Е.Носова – объявлен
Днём зимующих птиц России.
Союз охраны птиц России полностью поддержал эту
инициативу.
Литература:
1. Экологическое воспитание в начальной школе.
Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград, 2007 г.
2. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия
на тему «Времена года» / сост. Г.Т. Дьячкова. –
Волгоград, 2007 г.
3. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» – Москва,
2002 г.
4. Растительный и животный мир: сборник загадок. /
сост. Е.М. Тихомирова. Москва, 2008 г.
5. Материалы из сети Интернет.
6. Для презентации использовались картинки из
сети Интернет.