Цель проекта: расширение представления каждого ребенка об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Задачи проекта:
Воспитательные: воспитание любви и уважения к Родине; ее людям, культуре. Формирование интереса к истории Руси, уважение к ее боевой славе. Способствовать формированию общей культуры личности ребенка, развития социальных, нравственных качеств, интереса и любви к малой Родине - городу Сергиев-Посаду.
Образовательные: расширить и закрепить знания детей о родном городе; объяснить символику герба, Развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о малой Родине - городе Сергиев-Посаде. Формирование начальных представлений об истории создания города Сергиева-Посада, Троице-Сергиевой лавры, ее архитектурой. Знакомство с местными народными промыслами (Сергиево Посадский музей игрушки, музей “Русской матрешки”, богородская народная игрушка и т.д.); с достопримечательностями города в доступных детских видах деятельности.
Создание единого пространства по формированию социально-нравственной культуры в семье и детском саду. Формирование позитивного общественного мнения о современном дошкольном образовании.
Развивающие: вызвать интерес к 700-летию Преподобного Сергия Радонежского, создать условия для сопричастности детей важнейшим событиям в современной России и городской жизни Сергиев-Посада. Развивать речь и обогащать словарь детей, развивать внимание к структуре слова и его значению, развивать фонематический слух, словесно-логическое мышление; творческие способности детей. Развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
Актуальность проекта
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, в период его нестабильности, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, оно формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране, к людям.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. Поэтому в проекте “Мой город - Сергиев – Посад” мы попытались обогатить и расширить знания детей о родном городе, его истории, культурных истоках. Деятельность участников проекта строится на создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, передают и принимают культурные ценности прошлого и настоящего, познают и сохраняют их. Формирование в сознании воспитанников: образов воспитывающих мужество, смелость, самоотверженность, героизм, уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине.
Актуальность проблемы заключается еще и в том, что с одной стороны современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы с родителями по проблеме патриотического воспитания привели к выбору темы проекта.
Сроки реализации: проект краткосрочный – 1-31 июля 2014 г. (1 месяц)
Участники проекта: дети 5 – 7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемый продукт проекта: мероприятия: беседы – презентации “Мой любимый Сергиев Посад”; “Детям о преподобном Сергии Радонежском. 700 лет со дня рождения”, “Путешествие по Троице Сергиевой Лавре”; видеопрезентации: "Мой любимый Сергиев-Посад", “Мой любимый Сергиев Посад. Загорская матрешка”, “Преподобный Сергий Радонежский – святитель земли Русской”, выставка книг по Сергиеву-Посаду; выставка творческих работ детей; выставка богородской игрушки и Загорской матрешки; разработанные рекомендации для родителей; совместная семейная экскурсия выходного дня с детьми и их родителями "Мой родной город Сергиев-Посад".
Музыкальное сопровождение: Ю. Славянская "Сергиев Посад", Г.Струве, сл.Н.Соловьева "Моя Россия", Г.Гладков, сл.Ю. Энтин "Край, в котором мы живем", А.Ананьев "Сергиев-Посад", В.Жубинский, сл.И.Михайлова "Дети одной планеты", Праздничные пасхальные звоны колоколов и песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Э.Григ "Колокольный звон", Г.Свиридов "Звонили звоны"
Список литературы:
- Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. Г. Ахман “Социально- нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет”
- Т. Н. Тимофеева “На горе Маковец”
- Журналы “Новое зеркало” № 4-7. 2012г
- Мулько И.М. “Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет”
- Акимова Ю. А. “Знакомим дошкольников с окружающим миром”
Сотрудничество с родителями:
- Привлечение родителей к поиску и чтению художественной литературы про Сергиев Посад, Троицу Сергиеву Лавру, Сергия Радонежского.
- Совместное рисование с детьми “Мой любимый город” - Организация экскурсии совместно с детьми и родителями по городу.
Трудности при освоении проекта:
Слабая инициатива родителей в участии проекта.
План работы над проектом
Дата | Содержание работы | Участники | Ответственные | |
Подготовительный этап | ||||
с 01.07. - 06.07. 2014 |
1. Постановка целей, определение
актуальности и значимости проекта 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (книги, журналы, статьи и т.п.). |
Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А., Сяткина Е.А. | ||
1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка тем бесед. | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А., ст.восп. Рим Е.А., муз.рук. Дегтярева Е.В. | |||
3. Разработка рекомендаций для родителей. | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |||
4. Подбор репродукций художественных картин на обсуждаемую тематику. | ||||
1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (оформление книжной выставки, размещение репродукций картин) | ||||
Основной этап | ||||
1 неделя “Мой любимый Сергиев Посад” | ||||
Пн. 7.07 | 1-я половина дня: беседа “Мой любимый
Сергив Посад”; 2-я половина дня: презентация родителям рекомендаций (информационный лист). |
Дети ст.групп, воспитатели | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |
Вт. 8.07 | 1-я половина дня: 1) чтение и обсуждение литературных произведений о Сергиев Посаде (О.Киселева “Сергиев Посад”, Е. Нацаренус “Земля родная” и др.) рассматривание открыток и журналов с изображением города 2-я половина дня: прослушивание песен: Ю. Славянская "Сергиев Посад", Г.Струве, сл.Н.Соловьева "Моя Россия", Г.Гладков, сл.Ю. Энтин "Край, в котором мы живем", А.Ананьев "Сергиев-Посад" |
Дети ст.групп, воспитатели | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |
Ср 9.07 | 1-я половина дня: “Мой любимый Сергиев Посад” (путешествие по городу – интерактивная беседа-презентация) (День 1. Приложение № 1. Презентация № 1) |
Дети ст.групп, ст. воспитатель, воспитатели музыкальный руководитель | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А., Рим Е.А. | |
Чт 10.07 | 1-я половина дня: “Мой любимый
Сергиев Посад. Загорская матрешка” (путешествие
по городу – интерактивная беседа-презентация)
(День 2 Приложение № 2. Презентация
№ 2) 2-я половина дня: “Загорская матрешка” - разукрашивание |
Дети ст.групп, ст. воспитатель, воспитатели музыкальный руководитель | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А., музыкальный руководитель Дегтярева Е.В. | |
Пт 11.07 | 1-я половина дня “Мой город” - свободное рисование с детьми | Дети ст.групп, воспитатели | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |
2неделя “Преподобный Сергий Радонежский” | ||||
Пн 14.07 | 1-я половина дня : “Детям о
преподобном Сергии Радонежском. 700 лет со дня
рождения” - беседа и просмотр телепередачи (День третий Приложение № 3) |
Дети ст.групп, ст. воспитатель, воспитатели музыкальный руководитель | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |
Вт 15.07 | 1-я половина дня “Преподобный Сергий Радонежский – святитель земли Русской” интерактивная беседа-презентация (День 4 Приложение № 4. Презентация № 3) | Дети ст.групп, ст. воспитатель, воспитатели музыкальный руководитель | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |
Ср 16.07 | 1-я половина дня “Путешествие по Троице Сергиевой Лавре” интерактивная беседа-презентация (День 5 Приложение № 5. Презентация № 4) | Дети ст.групп, ст. воспитатель, воспитатели музыкальный руководитель | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |
Чт 17.07 | 1-я половина дня “Путешествие по Троице Сергиевой Лавре” интерактивная беседа-презентация (День 6 Приложение № 5. Презентация № 4) | Дети ст.групп, ст. воспитатель, воспитатели музыкальный руководитель | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |
Заключительный этап | ||||
Пн-Пт 21.07-25.07 |
Рисование с детьми “Путешествие по Троице Сергиевой Лавре” | Дети ст.групп, воспитатели | Воспитатели Богданова О.А. Узикова О.А. | |
Сб 26.07 | Совместная семейная экскурсия выходного дня с детьми и их родителями "Мой родной город Сергиев-Посад". | Дети, родители, педагоги | Ст.воспитаель Рим Е.А. |