Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.
А.А. Леонов
Физическое воспитание осуществляется в тесной
связи с умственным, нравственным, эстетическим
воспитанием и профессионально-трудовым
обучением, занимает одно из важнейших мест в
подготовке учащихся с нарушениями интеллекта
к самостоятельной жизни и производительному
труду. Воспитывает личностные качества детей с
проблемами в развитии. С помощью основных
движений у детей формируются прикладные умения и
навыки, необходимые в повседневной жизни.
Двигательная недостаточность учащихся особенно
возрастает при выполнении сложных движений, где
требуется точное дозирование мышечных усилий,
перекрёстная координация движений,
пространственно-временная организация
моторного акта, словесная регуляция движений.
Разнообразие клинических форм
интеллектуального недоразвития и двигательные
нарушения требуют разработки специальных
методов и приёмов обучения.
Уроки физической культуры – основная форма
обучения, воспитания и развития учащихся. В
процессе обучения физическим упражнениям дети с
ОВЗ приучаются выполнять их в различных
условиях: утром при проведении зарядки, на
уроках, самоподготовках.
Урок физической культуры должен отвечать
основным педагогическим требованиям, быть
обучающим, иметь коррекционно-оздоровительную
направленность, носить воспитательный характер
и соответственно решать определённые задачи.
Цель: коррекционно-развивающее воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, формирование личности ребёнка с ОВЗ, воспитание у него положительных навыков и привычек.
Задачи:
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- обучение основам техники движений, формирование жизненно – необходимых умений и навыков;
- развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.);
- коррекция нарушений физического развития и психомоторики;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- выработка представлений об основных видах спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- воспитание нравственных и волевых качеств (настойчивости, смелости), приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребёнка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
– индивидуализация и дифференциация процесса
обучения;
– коррекционная направленность обучения;
– оптимистическая перспектива;
– комплексность обучения на основе
прогрессивных психолого-педагогических и
психолого-физиологических теорий.
Методическая литература:
- Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы. – 2 – е изд. – Спб.: филиал изд – ва «Просвещение», 2008. – 223 с.
- Барабаш О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. – СПбНИИФК, 2007.
- Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2006.
- Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах. – М.: Просвещение 2009.
Конспект занятия
Цель: формировать двигательные умения и навыки в прыжках через гимнастического козла.
Задачи:
- Образовательные:
- обучать технике опорного прыжка через гимнастического «козла»;
- совершенствовать технику выполнения упражнений на бревне.
- Оздоровительные:
- укреплять опорно-двигательный аппарат;
- способствовать общему физическому развитию.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение к товарищам;
- воспитывать дисциплинированность, организованность.
- Коррекционные:
- способствовать развитию ориентировки в пространстве, координации движения.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: маты, в/мяч, гимнастический «козёл», гимнастический мостик, стойки, бревно.
Содержание: | Методические указания: |
I. Вводная часть (5 мин.) | |
1. Построение. Выполнение команд. 2. Приветствие. Расчёт по порядку. 3. Задачи на урок. |
Внешний вид. Осанка, равнение. Чётко, громко. |
II. Подготовительная часть (10 мин.) | |
1. Ходьба в колонне по одному: а) на носках (руки за голову) б) на пятках (руки за спину) |
Соблюдение дистанции. |
2. Бег в медленном темпе. а)
без задания |
Равнение в колонне.
|
3. Ходьба | Восстановление дыхания. |
4. ОРУ и специальные
упражнения: – наклоны головы
вправо, влево; |
Вперёд не наклоняться. |
III. Основная часть (20 мин.) | |
1. Опорный прыжок – прыжок в упор стоя на коленях и соскок – соскок со снаряда прогнувшись из положения «старта пловца – соскок с поворотом на: 90*; 180* – прыжок в упор присев и соскок – прыжок согнув ноги, вскок в упор на коленях и соскок прогнувшись. – прыжок согнув ноги, вскок в упор присев и соскок прогнувшись. |
Из упора стоя на мостике перед
«козлом» выполнить 2-3 прыжка на месте и вскок в
упор стоя на Из положения «старта пловца» на снаряде, выпрямляясь, оттолкнуться вверх, прогнуться, руки вверх наружу и сохранить такое положение до приземления. Из положения упор присев на снаряде, оттолкнуться вверх, прогнуться, руки вверх наружу и сохранить такое положение с поворотом на 90* или на 180* до приземления. Опереться руками о снаряд и, оттолкнувшись ногами от мостика, прийти в упор присев на снаряде. Выпрямляясь, оттолкнуться вверх, прогнуться, руки вверх наружу и сохранить такое положение до приземления. С небольшого разбега вскок в упор стоя на козла в ширину и со взмахом рук соскок вперёд. После небольшого разбега и отталкивания с мостика, вытягивая руки вперёд, поставить их на козла, подавая плечи вперёд; поставить их на козла, подавая плечи вперёд; поднимая спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах и, подтянув ноги к груди, поставить на козла; не задерживаясь в упоре присев, оттолкнуться вверх, прогнуться, руки вверх – наружу; такое положение сохранить до приземления. Индивидуальная работа: |
2. Упражнение на бревне:
– двигаться к середине бревна приставным шагом, руки в стороны, чуть подпрыгнуть на двух ногах; – сесть верхом, ноги врозь, руками можнопридерживать сзади; – лечь на спину, руками держаться снизу, поднять ноги вертикально вместе. Положить на бревно. Сесть боком, соскок. |
Индивидуальная работа: 1, 2 группа – 2 р; 3 группа – 1 р. Руки точно в стороны.
Следить за равновесием.
Ноги прямые. Только 1 группа. |
3. П/игра «Стой!» | Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из играющих (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга. Водящий ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный игрок бежит за мячом, а остальные разбегаются в разные стороны. Вызванный схватив мяч, кричит: «Стой!». Все останавливаются и стоят неподвижно, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увёртываться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахивается, то снова бежит за мячом, а если попал, то за мячом бежит игрок в которого попали. |
VI. Заключительная часть (5 мин.) | |
1. Построение | В одну шеренгу. |
2. Игра «Попади в ворота» | Учащиеся становятся напротив друг
друга, ноги врозь (чтобы прокатывался мяч), на
расстоянии 4-6 м. Игрок катит мяч (сам остаётся на
месте). Если попадёт в «ворота», то получает очко. |