Цель мероприятия: Формирование культурно-ценностных представлений о родном городе.
Задачи мероприятия: Систематизация полученных знаний о Москве; знакомство с песнями о столице; воспитание интереса к изучению исторического прошлого города и знакомству с архитектурными и культурными достопримечательностями столицы; развитие воображения и художественно-эстетического вкуса; повторение ранее полученных знаний в области формирования элементарных математических представлений; побуждение родителей к активному участию в подготовке мероприятия.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с архитектурными и культурными памятниками Москвы, прослушивание музыкальных композиций о столице, подборка познавательной литературы о Москве для дошкольников, разучивание стихотворений и пословиц о Москве, организация мини-музея “Моя Москва – моя столица”, подготовка совместно с родителями коротких сообщений о выбранной ребенком достопримечательности, подготовка электронной презентации, заготовок для продуктивной деятельности дошкольников.
Ход мероприятия
Столы сдвинуты, стулья стоят в два ряда, на каждом стуле наклеен номер (от 1 до 10). Воспитатель в костюме стюардессы приветствует детей, сидящих полукругом на ковре. (Слайд 1).
Воспитатель: Дорогие ребята! Скажите, что напоминает вам мой костюм? (Ответы детей). Итак, сегодня я выступаю в роли стюардессы, и мы с вами совершим необычное путешествие над нашим родным городом. А полетим мы на самолете. Как вы знаете, прежде чем сесть в самолет, каждый пассажир должен получить посадочный талон с номером места. (Ребята выбирают себе таблички с номерами и занимают места на стульчиках в соответствии с номером на карточке).
Воспитатель: Мы с вами заняли места, теперь я напомню, что у всех нас есть самый главный в жизни праздник, который каждый отмечает только один раз в год. Догадались, о каком празднике идет речь? (Ответы детей). Я говорю о дне рождения. Этот праздник отмечают не только люди, но и города. Так вот в этом году наш с вами родной город отметит свой 867-ой День рождения! (Слайд 2). Москва отмечает свой День рождения в первые выходные сентября. Давайте поздравим столицу с праздником стихотворением! (Дети хором читают стихотворение, выученное заранее).
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
(Ф.Н. Глинка)
Воспитатель: Итак, вы готовы начать наше незабываемое путешествие? (Ответы детей). Тогда компания “Московские авиалинии” приветствует вас на борту нашего самолета. (Слайд 3). Еще раз убедитесь, что вы заняли свои места согласно посадочным талонам. (Дети сравнивают номера своих карточек с номерами стульчиков). Теперь мы готовы к нашему путешествию. Как перед началом каждого рейса стюардесса знакомит пассажиров с правилами поведения на борту, так и я познакомлю вас с историей нашей родной Москвы. (Слайд 4).
Воспитатель: Много сотен лет назад на месте нашего города были непроходимые леса, бескрайние поля и заливные луга. Места эти были красоты неописуемой! И вот однажды князь Юрий Долгорукий, проезжая мимо этих мест и залюбовавшись ими, решил, что быть на этом месте городу славному, великому. (Слайд 5). Так было суждено появиться нашему родному городу. А название свое он получил по одноименной реке, протекавшей рядом – Москва.
Воспитатель: Наша Москва была поначалу маленьким городом, границей которому были деревянные стены Кремля. (Слайд 6). Вокруг этих стен был выкопан ров с водой, защищавший наш город от нападения врагов. Центром города, как и сегодня, был Кремль.
Воспитатель: Современный город совсем не похож на древнюю Москву: высотные каменные здания, яркая подсветка, сотни километров дорог и магистралей: наша Москва хорошеет и молодеет с каждым днем. (Слайд 7).
Воспитатель: Итак, теперь мы готовы к взлету. Во время нашего полета мы пролетим над многими достопримечательностями нашего города. (Слайд 8). А теперь поможем нашему самолету подняться в воздух. Давайте встанем около своих стульчиков и немного разомнемся. (Физминутка “Самолет”):
Мы ручками похлопаем (Хлопки руками),
Мы ножками потопаем (Топаем ногами),
И руки все подня-я-яли (Руки подняты вверх),
Потом их опусти-и-или (Руки опустили, встряхнули),
И сели мы в волшебный самолёт (Руки перед грудью, согнутые в локтях).
Завели мотор, взлетаем (Вращения руками перед грудью, увеличивая темп),
Самолёт взлетел, летит, и мотор гудит (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо).
Воспитатель: Мы сели на стульчики и посмотрели на экран. (Дети садятся и смотрят на экран телевизора). Итак, мы пролетаем над Московским Кремлем. (Слайд 9). Ребята, а вы знаете, что издревле, как я уже говорила, Кремль был деревянным (Щелчок 1, Слайд 9). Но в те времена очень часто случались пожары: Кремль не один раз горел, и много сотен лет спустя, после очередного пожара, было решено восстанавливать его уже из белого камня. (Щелчок 2, Слайд 9). Потом же, около 500 лет назад, решено было заново воссоздать Кремлевские стены уже из красного кирпича, верх которых был украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, как мы привыкли видеть сегодня. (Щелчок 3, Слайд 9). (Далее происходит путешествие по достопримечательностям, выбранными детьми, которые рассказывают подготовленные заранее (совместно с родителями) короткие сообщения о них, опираясь на слайды презентации; для информации и помощи воспитателям представлены краткие исторические справки по изучаемым достопримечательностям).
Воспитатель, далее ребенок: Ребята, а сейчас мы пролетаем над Красной площадью. (Слайд 10). Главная площадь Кремля – Красная площадь, получила свое название много сотен лет назад. “Красная” – значит “красивая”. Это самая большая площадь города. На ней проходят военные парады, различные концерты и фестивали. А зимой она превращается в огромный каток – любимое развлечение детей и взрослых. На Красной площади находится лобное место (возвышение, где оглашались царские указы), памятник Минину и Пожарскому, а также мавзолей Ленина.
Воспитатель, далее ребенок: Следующим объектом нашего внимания станут Царь-колокол и Царь-пушка. (Слайд 11). Свою приставку “царь” эти достопримечательности получили за свои огромные размеры. Царь-колокол – это памятник литейного искусства. Один из самых больших колоколов в мире. Из-за своих размеров он никогда не звонил. После большого пожара получил много трещин, и один большой кусок корпуса отвалился. В таком виде он и находится сейчас в Кремле.
Царь-пушка – тоже является произведением литейного искусства русских мастеров. Сохранилась как памятник архитектуры и одна из самых больших пушек в мире. Отливалась для обороны Кремля от врагов, но так ни разу и не выстрелила.
Воспитатель, далее ребенок: Еще одним чудом архитектуры, которое мы наблюдаем с высоты птичьего полета, является Собор Василия Блаженного. (Слайд 12). Он также широко известен как Покровский собор, – один из самых красивых и древних храмов Москвы, самое главное украшение Красной площади. Он был построен много веков назад по указу царя Ивана Грозного в честь победы русских войск над казанским ханством. Свое имя собор получил в честь юродивого Василия Блаженного, который, по легенде, сам собирал пожертвования на строительство этого храма. Собор представляет собой фигуру из восьми абсолютно разных, но одинаково прекрасных глав, образующих восьмиконечную звезду.
Воспитатель, далее ребенок: Давайте посмотрим на следующую достопримечательность Москвы. (Слайд 13). Останкинская телебашня – телевизионная и радиовещательная башня, которая занимает четвертое место в мире по высоте среди свободно стоящих сооружений. Высота Останкинской телебашни составляет 540 метров (Это больше нескольких высотных домов, поставленных друг на друга). Она обеспечивает телевизионным и радиосигналом целый город. Кроме своей основной функции имеет еще статус музея – на ней оборудованы 2 смотровые площадки, с которых открывается потрясающий вид на Москву с высоты птичьего полета.
Воспитатель, далее ребенок: Мы пролетаем над Дворцово-парковым ансамблем “Царицыно”. (Слайд 14). Это красивейший архитектурный ансамбль на юге Москвы времен императрицы Екатерины II, возведенный архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым. За долгие годы своего существования пережил очень многое – от полного уничтожения до повторного возведения и превращения его в музей-заповедник. Ансамбль насчитывает десяток разных корпусов (от хозяйственных построек до часовни и оранжерей) и корпус главного дворца. Царицыно – это не только дворцовые постройки, но и чудесный пейзажный парк, пруды и большой свето-музыкальный фонтан.
Воспитатель, далее ребенок: Ребята, мы пролетаем над Даниловым монастырем. (Слайд 15). Данилов монастырь - древнейший в Москве, основанный много веков назад московским князем Даниилом Московским. Здание этого монастыря пережило несколько войн, пожаров, но сейчас полностью отреставрировано и является памятником архитектуры.
Воспитатель: Мы облетели уже достаточно достопримечательностей. Наш самолет нуждается в дозаправке. Пока механики заняты своим делом, мы с вами отдохнем и превратимся в архитекторов-строителей. (Слайд 16). Ваша задача – соорудить Кремлевскую стену по схеме (Слайд 17). (Игра проводится в командах).
Воспитатель, далее ребенок: Итак, самолет готов продолжить свой полет. Мы пролетаем над Музеем-заповедником “Коломенское”. (Слайд 18). Это памятник древней архитектуры. Село Коломенское находилось на пути из Москвы в Коломну, откуда и получило свое название. В царской России Коломенское было излюбленным местом отдыха государя, а сейчас эта усадьба, расположенная на юге Москвы, является историческим памятником деревянного зодчества. Плюс к этому территория сохранила свой первоначальный ландшафт – живописные парки, овраги, холмы, с которых открывается незабываемый вид на Москву-реку.
Воспитатель, далее ребенок: Ребята, посмотрите, что это за странный купол виден на экране? (Слайд 19). (Ответы детей). Это здание Московского планетария – одного из самых больших в мире и самого старого в России. В нем расположена обсерватория, из которой можно наблюдать различные космические объекты: звезды, кометы, планеты. Здание планетария состоит из нескольких уровней, на каждом из которых можно познакомиться с космическими объектами и светилами нашей вселенной.
Воспитатель, далее ребенок: А вы знаете, что здание Планетария расположено на территории Московского зоопарка? (Слайд 20). Зоопарк – это не только дом для нескольких сотен видов животных и птиц, но и излюбленное место отдыха детей и их родителей. Территория зоопарка выполнена в едином каменном стиле, что отличает его от зоопарков других городов нашей страны. В нем представлены многие виды исчезающих животных, рептилий, птиц, работает дельфинарий. А вход украшает необычный фонтан.
Воспитатель, далее ребенок: Дети, последним пунктом нашей необычной экскурсии будет Московский метрополитен. (Слайд 21). Казалось бы, мы уже давно не воспринимаем метро как памятник архитектуры. Но изначально этот вид транспорта планировался только для богатых граждан. Именно поэтому первые станции метро были похожи на музеи: лепные колонны, скульптуры, мозаики... Московское метро является самым красивым в мире! И сейчас ежедневно перевозит более 2 млн. пассажиров.
Воспитатель: Ну, вот и подходит к концу наше необычное путешествие. Мы снова вернулась к стенам Кремля, чтобы покинуть борт самолета. Мы с вами видим красивую башню, на которой красуются огромные часы. (Слайд 22). Это Спасская башня Кремля. Именно в ней находятся центральные ворота, через которые можно попасть на территорию Кремля. Раньше эти ворота открывались только для кортежа президента, а сегодня через них может пройти любой желающий. А часы на этой башне – куранты. Это главные часы нашего города. Бой этих часов раздается на многие километры каждый час. Именно по ним наша страна сверяет время и встречает Новый год. (Слайд 23).
Воспитатель: Ребята, мы закончили наш волшебный полет, познакомились со многими достопримечательностями нашей столицы. Еще раз поздравляю вас с праздником! С днем города, дорогие ребята! (Слайд 24). Предлагаю вам теперь воссоздать свою Спасскую башню на листе бумаги. (Проводится аппликация “Спасская башня”. Дети вырезают по заготовкам (рисунок 1, рисунок 2) детали башни, часы, распределяют в нужной последовательности цифры на циферблате, украшают готовые работы праздничным салютом, используя пастель и фломастеры).
Воспитатель: Спасибо за внимание! Давайте любить и уважать свой родной город!