Интегрированный урок (математика + природоведение) по теме «Внутреннее строение Земли. Умножение и деление натуральных чисел»

Разделы: Математика, География, Коррекционная педагогика


Цель урока: продолжить формирование естественно-научного взгляда на мир и создать условия для формирования познавательной активности учащихся.

Задачи урока:

  • формирование знаний учащихся о строении Земли и закрепление вычислительных навыков умножения и деления натуральных чисел.
  • развитие основных математических, биологических и географических понятий и расширение кругозора учащихся;
  • Обеспечение личностно ориентированного и гуманистического характера обучения, а также корригирование эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: учебник, коллекция горных пород; презентация, глобус, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация изучения нового материала.

Сообщение темы, цели и задач урока.

Ученик:

Голубая точка в бесконечном море,
Нет родней клубочка, в космическом просторе.
Проросла травою, ожила ручьями,
И меня с тобою, укрыла небесами.
Горы, океаны, реки и поля, загадочные страны,
Дом родной... (Земля) [1]

Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Его тема “Внутренние строение Земли. Умножение и деление натуральных чисел”. Мы совершим путешествие вглубь нашей планеты на специальном исследовательском аппарате. А чтобы узнать название этого аппарата надо отгадать загадку:

На планете чудеса: океаны и леса, кислород есть в атмосфере, дышат люди им и звери.[2]

(Стук в двери, заходит Мудрец)

Ребята, разрешите представить вам Наимудрейшего из Мудрейших - Мудрец, а также членов Совета Мудрецов. (3-4 учителя, присутствующих на уроке). Весь класс – это исследовательская группа, которая представит результаты своего труда Совету Мудрецов. Итак, в путь.

III. Сообщение нового материала.

Учитель биологии : Наш исследовательский аппарат способен проникать вглубь Земли. Благодаря этому мы познакомимся с её внутренним строением. Итак, мы находимся в самом центре Земли (работа с раздаточным материалом).

На очень большой глубине находится ядро. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутренняя (твердая часть) и внешняя (жидкая, находящаяся в расплавленном состоянии). Ребята, обозначьте на рисунке твердое ядро и расплавленное внешнее ядро.

Учитель математики: Уважаемые исследователи, давайте узнаем температуру расплавленного ядра.

(Каждому ученику с учетом дифференцированного подхода предлагается решить по 1 примеруи сказать ответ)

1) 125*8*6

2) 4*25*60

3) 25*15*16

4) 75*5*16

5) 25*24*10

6) 125*3*16

7) 5*20*60

8) 30*8*25

9) 75*20*4

10) 80*3*25

Мудрец: Итак, из ваших вычислений, можно сделать вывод, что температура расплавленного ядра достигает 60000 С.

Учитель биологии: наш исследовательский аппарат продвигается дальше и встречает на своем пути следующий слой – мантию. В переводе с латинского языка Мантия означает “покрывало” и действительно оно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 83% всего объёма планеты. Вещество мантии находится в твердом состоянии. Верхний слой мантии более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит “смазкой”, по которой перемещаются плиты. Ребята, обозначьте на рисунке мантию.

Учитель математики: Уважаемые исследователи, давайте выполним расчеты и узнаем температуру мантии. (Каждому ученику с учетом дифференцированного подхода предлагается решить по 1 примеру на листочках и сказать ответ)

1) 600:15*50

2) 20*500:5

3) 40*250:5

4) 800:40*100

5) 5*1600:4

6) 20*800:8

7) 66: 30*100

8) 4*2500: 5

9) 400: 20*100

10) 800: 20*50

Мудрец: Итак, из ваших вычислений, можно сделать вывод, что температура мантии достигает 20000 С.

Учитель биологии: наш исследовательский аппарат продвигается дальше и встречает на своем пути следующий слой – земную кору. Это наружный слой, он самый тонкий. Земная кора делится на 2 вида: океаническая и материковая. Толщина земной коры неодинакова. Под горами она больше, а под океанами – меньше.

Учитель математики: Уважаемые исследователи, давайте выполним расчеты и узнаем толщину земной коры. (Каждому ученику с учетом дифференцированного подхода предлагается решить по 1 примеру на листочках и сказать ответ)

1) 95:19

2) 384:24

3) 902:41

4) 432:12

5) 645:15

6) 833:17

7) 728:14

8) 884:13

9) 825:11

10) 368:46

Мудрец: Итак, из ваших вычислений, можно сделать вывод, что толщина земной коры от 5 до 75 Км.

Физкультминутка:  Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре - Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, а потом – Уран, Нептун. Дальше всех от нас Плутон, наше Солнце – чемпион [5].

Видеоролик. Строение земли. [3].

Учитель биологии: Как называется верхний слой Земли? Из чего он состоит?

Земная кора состоит из горных пород. Все они отличаются друг от друга окраской, плотностью, твердостью, способом образования, минеральным составом и другими признаками.

Слайд1

Горные породы бывают плотными и рыхлыми.

Слайд 2.

Плотные горные породы достаточно твердые камни.

Они состоят из различных минералов. Минералы-тела природы, которые возникли в результате естественных процессов, происходящих в земной коре.

Слайд 3,4,5

К плотным горным породам относят гранит, известняк, каменный уголь.

Слайд 6,7,8,9

Рыхлые горные породы непрочные. Они рассыпаются или легко разламываются руками. Примерами рыхлых пород являются глина, песок, торф.

Слайд 10.

В своей деятельности человек использует горные породы и минералы. Их называют полезные ископаемые.

Примерами таких полезных ископаемых являются также яшма, кварц и малахита (Работа с коллекцией горных пород.)

Учитель математики: Уважаемые исследователи, давайте выполним расчеты(текст задачи лежит на парте у каждого ученика).

Коллекция минералов состоит из яшмы,кварца и малахита. В ней 80 образцов минералов. В коллекции 17 образцов яшмы, а образцов кварца в 6 раз больше, чем малахита. Сколько образцов малахита в коллекции? (Заполните таблицу для решения задачи)

минерал количество образцов
малахит  
кварц  
яшма  
всего  

1 ученик решает задачу на доске.

Учитель биологии: Итак, наше путешествие подходит к концу. Слово предоставляется Совету мудрецов.

Мудрец

Строение земли хитро - внутри находится ядро,

Внутреннее - твердое, внешнее – жидкое.

Ядро покрыто мантией – тверда как сталь, но местами пластична.

А земная кора – симпатична!

Красивы горы и овраги, шумят здесь реки и моря,

И минералы, горные породы – все есть для жизни у природы!

IV. Учитель математики. Уважаемые исследователи, слово предоставляется вам.

Ученица:

Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету — ведь другой, похожей, нету! [4] Я.Аким

V. Учитель биологии: Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание – кроссворд.

1.Сатурн – Планета, а Солнце - ...

2.Планета – гигант.

3. Упавшее на землю космическое тело.

4. Естественный спутник Земли.

5. Расположено в центре Земли.

Интернет-ресурсы.

1. http://ds2483.msk.ru/our-life/st_zag_help_2011.html

2. http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?p=55832

3. Видеоролик. Строение земли. http://www.youtube.com/watch?v=2dHjg3M1e90

4.http://stranamasterov.ru/node/154701

Литература:

5. Цепочка жизни. Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители: Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. – М.: ЭкоЦентр “Заповедники”, 2005.