Цель урока: продолжить формирование естественно-научного взгляда на мир и создать условия для формирования познавательной активности учащихся.
Задачи урока:
- формирование знаний учащихся о строении Земли и закрепление вычислительных навыков умножения и деления натуральных чисел.
- развитие основных математических, биологических и географических понятий и расширение кругозора учащихся;
- Обеспечение личностно ориентированного и гуманистического характера обучения, а также корригирование эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование: учебник, коллекция горных пород; презентация, глобус, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация изучения нового материала.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Ученик:
Голубая точка в бесконечном море,
Нет родней клубочка, в космическом просторе.
Проросла травою, ожила ручьями,
И меня с тобою, укрыла небесами.
Горы, океаны, реки и поля, загадочные страны,
Дом родной... (Земля) [1]
Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Его тема “Внутренние строение Земли. Умножение и деление натуральных чисел”. Мы совершим путешествие вглубь нашей планеты на специальном исследовательском аппарате. А чтобы узнать название этого аппарата надо отгадать загадку:
На планете чудеса: океаны и леса, кислород есть в атмосфере, дышат люди им и звери.[2]
(Стук в двери, заходит Мудрец)
Ребята, разрешите представить вам Наимудрейшего из Мудрейших - Мудрец, а также членов Совета Мудрецов. (3-4 учителя, присутствующих на уроке). Весь класс – это исследовательская группа, которая представит результаты своего труда Совету Мудрецов. Итак, в путь.
III. Сообщение нового материала.
Учитель биологии : Наш исследовательский аппарат способен проникать вглубь Земли. Благодаря этому мы познакомимся с её внутренним строением. Итак, мы находимся в самом центре Земли (работа с раздаточным материалом).
На очень большой глубине находится ядро. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутренняя (твердая часть) и внешняя (жидкая, находящаяся в расплавленном состоянии). Ребята, обозначьте на рисунке твердое ядро и расплавленное внешнее ядро.
Учитель математики: Уважаемые исследователи, давайте узнаем температуру расплавленного ядра.
(Каждому ученику с учетом дифференцированного подхода предлагается решить по 1 примеруи сказать ответ)
1) 125*8*6
2) 4*25*60
3) 25*15*16
4) 75*5*16
5) 25*24*10
6) 125*3*16
7) 5*20*60
8) 30*8*25
9) 75*20*4
10) 80*3*25
Мудрец: Итак, из ваших вычислений, можно сделать вывод, что температура расплавленного ядра достигает 60000 С.
Учитель биологии: наш исследовательский аппарат продвигается дальше и встречает на своем пути следующий слой – мантию. В переводе с латинского языка Мантия означает “покрывало” и действительно оно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 83% всего объёма планеты. Вещество мантии находится в твердом состоянии. Верхний слой мантии более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит “смазкой”, по которой перемещаются плиты. Ребята, обозначьте на рисунке мантию.
Учитель математики: Уважаемые исследователи, давайте выполним расчеты и узнаем температуру мантии. (Каждому ученику с учетом дифференцированного подхода предлагается решить по 1 примеру на листочках и сказать ответ)
1) 600:15*50
2) 20*500:5
3) 40*250:5
4) 800:40*100
5) 5*1600:4
6) 20*800:8
7) 66: 30*100
8) 4*2500: 5
9) 400: 20*100
10) 800: 20*50
Мудрец: Итак, из ваших вычислений, можно сделать вывод, что температура мантии достигает 20000 С.
Учитель биологии: наш исследовательский аппарат продвигается дальше и встречает на своем пути следующий слой – земную кору. Это наружный слой, он самый тонкий. Земная кора делится на 2 вида: океаническая и материковая. Толщина земной коры неодинакова. Под горами она больше, а под океанами – меньше.
Учитель математики: Уважаемые исследователи, давайте выполним расчеты и узнаем толщину земной коры. (Каждому ученику с учетом дифференцированного подхода предлагается решить по 1 примеру на листочках и сказать ответ)
1) 95:19
2) 384:24
3) 902:41
4) 432:12
5) 645:15
6) 833:17
7) 728:14
8) 884:13
9) 825:11
10) 368:46
Мудрец: Итак, из ваших вычислений, можно сделать вывод, что толщина земной коры от 5 до 75 Км.
Физкультминутка: Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре - Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, а потом – Уран, Нептун. Дальше всех от нас Плутон, наше Солнце – чемпион [5].
Видеоролик. Строение земли. [3].
Учитель биологии: Как называется верхний слой Земли? Из чего он состоит?
Земная кора состоит из горных пород. Все они отличаются друг от друга окраской, плотностью, твердостью, способом образования, минеральным составом и другими признаками.
Слайд1
Горные породы бывают плотными и рыхлыми.
Слайд 2.
Плотные горные породы достаточно твердые камни.
Они состоят из различных минералов. Минералы-тела природы, которые возникли в результате естественных процессов, происходящих в земной коре.
Слайд 3,4,5
К плотным горным породам относят гранит, известняк, каменный уголь.
Слайд 6,7,8,9
Рыхлые горные породы непрочные. Они рассыпаются или легко разламываются руками. Примерами рыхлых пород являются глина, песок, торф.
Слайд 10.
В своей деятельности человек использует горные породы и минералы. Их называют полезные ископаемые.
Примерами таких полезных ископаемых являются также яшма, кварц и малахита (Работа с коллекцией горных пород.)
Учитель математики: Уважаемые исследователи, давайте выполним расчеты(текст задачи лежит на парте у каждого ученика).
Коллекция минералов состоит из яшмы,кварца и малахита. В ней 80 образцов минералов. В коллекции 17 образцов яшмы, а образцов кварца в 6 раз больше, чем малахита. Сколько образцов малахита в коллекции? (Заполните таблицу для решения задачи)
минерал | количество образцов |
малахит | |
кварц | |
яшма | |
всего |
1 ученик решает задачу на доске.
Учитель биологии: Итак, наше путешествие подходит к концу. Слово предоставляется Совету мудрецов.
Мудрец
Строение земли хитро - внутри находится ядро,
Внутреннее - твердое, внешнее – жидкое.
Ядро покрыто мантией – тверда как сталь, но местами пластична.
А земная кора – симпатична!
Красивы горы и овраги, шумят здесь реки и моря,
И минералы, горные породы – все есть для жизни у природы!
IV. Учитель математики. Уважаемые исследователи, слово предоставляется вам.
Ученица:
Есть одна планета – сад в этом космосе
холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету — ведь другой, похожей, нету!
[4] Я.Аким
V. Учитель биологии: Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание – кроссворд.
1.Сатурн – Планета, а Солнце - ...
2.Планета – гигант.
3. Упавшее на землю космическое тело.
4. Естественный спутник Земли.
5. Расположено в центре Земли.
Интернет-ресурсы.
1. http://ds2483.msk.ru/our-life/st_zag_help_2011.html
2. http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?p=55832
3. Видеоролик. Строение земли. http://www.youtube.com/watch?v=2dHjg3M1e90
4.http://stranamasterov.ru/node/154701
Литература:
5. Цепочка жизни. Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители: Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. – М.: ЭкоЦентр “Заповедники”, 2005.