Урок по химии в 10-м классе по теме "Черное золото"

Разделы: Химия


Оборудование: дидактический материал к уроку (приложения 1-4), карта полезных ископаемых, коллекция “Нефть и продукты её переработки”, индивидуальная карта оценки полезности урока, мультимедийный проектор, компьютер.

Цель урока: познакомить учащихся с нефтью, ее составом, физическими свойствами, способами переработки нефти, применение продуктов нефтепереработки.

Задачи урока:

Обучающие:

  • создать учебную ситуацию для понимания учащимися свойств нефти,
  • включить учащихся в исследовательскую деятельность по оперированию вновь освоенными знаниями,
  • рассмотреть значение важнейших нефтепродуктов и способов охраны природы от загрязнений.

Развивающие:

  • создать условия для освоения учащимися умений исследовательской деятельности (формулировать проблему, определять цели исследования, выдвигать гипотезы, планировать собственную деятельность, собирать данные и их анализировать, обосновывать гипотезы на основе полученных данных, делать выводы);
  • способствовать развитию логического мышления путём постановки проблемных вопросов;
  • способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, организуя поисковую деятельность учащихся, включая их в обсуждение полученных результатов.

Воспитательные:

  • ознакомить с экологическими проблемами, связанными с разработкой месторождений нефти и их переработкой.

Методы обучения: исследовательский метод, эвристическая беседа, поисковая деятельность, проблемные вопросы, работа с коллекцией, с дидактическим материалом; опрос, тестирование. Для проверки усвоения используется тест, который дает возможность учителю установить прочную обратную связь на уроке со всем классом, оперативно оценить знания каждого ученика.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.

Деятельность учителя: выступает в роли координатора в процессе усвоения нового материала, ведет беседу, совместно с учащимися ставит и обсуждает проблемные вопросы.

Деятельность учащихся: участвуют в беседе, выполняют необходимые задания, анализируют, сравнивают, делают выводы.

План урока:

1.История нефти.

2.Физические свойства нефти.

3.Состав нефти.

4. Переработка нефти. Нефтепродукты и их применение.

5.Экологические проблемы добычи и переработки нефти.

6. Домашнее задание.

Ход урока

...топить можно и ассигнациями.
Д.И. Менделеев

Учитель.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. У вас на столах находятся пробирки с неизвестным Вам ранее веществом. Кто может высказать предположение, что это за вещество?

Запишите тему урока в тетради.

Слайды. История нефти.

Нефть часто называют "черным золотом". В глубокой древности славяне называли ее ропанкой, греки - петролеумом. Считается, что современное название “нефть” родилось от арабского "нафта" - вытекать.

Слайды. Физические свойства нефти.

Какое же " черное золото"? Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Возьмите пробирки, рассмотрите нефть, что вы можете сказать о физических свойствах нефти? (Учащиеся дают характеристику свойствам нефти, записывают в тетрадь).

Нефть - это маслянистая тёмно-коричневая жидкость с красноватым или зеленоватым оттенком, иногда чёрная, красная или светлая, с характерным резким запахом. Как Вы думаете от чего это зависит? Правильно от места добычи нефти.

Коллекция “Нефть и продукты её переработки”.

Слайды.

Бывает нефть бесцветная, как вода (например, нефть, добываемая на Суруханском месторождении в Баку, в некоторых местностях Алжира). Редко встречается нефть очень плотная полутвёрдая (в ней много парафина).

Запишите определение нефти в тетрадь.

Слайды.

Различают лёгкие и тяжёлые нефти.

Лёгкие извлекают насосами, фонтанным способом, из них делают в основном бензин и керосин. Тяжёлые иногда добывают даже шахтным способом (например, в Республике Коми) и ее перерабатывают в битум, мазут, масла.

В отличие от других полезных ископаемых нефть не образует отдельных пластов, она заполняет пустоты в породах.

Возьмите стакан с водой, стоящий на Вашем столе, капните в него несколько капель нефти, что Вы наблюдаете?

Она легче воды и растекается на ней тонкой пленкой. Нефть горюча. Нефть – уникальное топливо, её теплота сгорания 37-49 МДж/кг.

Слайд.

Состав нефти. По составу нефть представляет собой смесь углеводородов (парафины, нафтены, ароматические углеводороды). В нефти содержится 80-87% углерода, 10-14% водорода, до 5% серы, до 3% кислорода, до 2% азота.

Запишите состав нефти в тетрадь.

Слайды. Переработка нефти. Нефтепродукты и их значение.

Ознакомьтесь с Приложением 1 "Ректификационная колонна. Перегонка нефти в ректификационной колонне ", Приложением 2." Продукты перегонки нефти".

Ответьте на следующие вопросы. (Учащиеся отвечают, используя Приложения

1,2).

- Как вы думаете, что означает фраза Д.И.Менделеева “...Топить можно и ассигнациями” ?

- Какой вывод вы можете сделать исходя из этой фразы?

- Ректификация это....? Фракция это ....? Назовите какие продукты перегонки нефти Вы знаете ?

- Как Вы считаете, почему необходима вторичная переработка бензина прямой перегонки?

- Почему нефть называют “чёрным золотом”?

Слайды. Вторичная переработка бензина.

В ознакомьтесь с Приложением 3 "Вторичная переработка нефти и мазута с целью получения бензина высокой детонационной стойкости"

Ответьте на следующие вопросы. (Учащиеся отвечают, используя Приложение 3).

- Крекинг это...? Риформинг это...?

- С какой целью проводят вторичную переработку бензина?

- Назовите различия процесса термического и каталитического крекинга ?

Сравните термический и каталитический крекинг? Какой вывод Вы можете сделать?

Слайды. Нефтепродукты и их применение.

Используя Приложение 2 “Продукты перегонки нефти”, назовите продукты переработки нефти и области их применения.

Слайды. Экологические проблемы добычи и переработки нефти.

Любое химическое производство требует соблюдение техники безопасности. Вопросы использования продуктов переработки нефти сейчас актуальны, как никогда. Перед обществом стоит много проблем. Это и разработка месторождений углеводородного сырья, добыча нефти , требуются так же и разработки новых технологий переработки нефти. Это и экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой, переработкой углеводородов.

Природа реагирует на деятельность человека , возникают экологические проблемы: загрязнение почвы, воды, воздуха, разрушение биогеоценозов, в том числе таких хрупких, как тундра. Важно научиться принимать решения, делать выбор, отвечать за результаты своей деятельности.

Ознакомьтесь с Приложением 4 “Топливо и окружающая среда”, Приложением 5 “Вредное воздействие процессов переработки нефти на окружающую среду”.

Перечислите какие экологические проблемы возникают переработке нефти.

Предложите природоохранные мероприятия, которые необходимо использовать при добыче, переработке и использовании нефти и продуктов ее переработки, объясните эффективность их применения.

Предложите альтернативные виды топлива.

Предлагаю вам проверить полученные на уроки знания.

Учащиеся работают в паре (выполняют тест, после его выполнения меняются выполненными тестами и проверяют правильность его выполнения).

Заполните, пожалуйста, карту оценки полезности урока.

Учитель подводит итоги урока, выставляет полученные оценки.

Домашнее задание, сообщения по теме урока.

Приложение 1. Ректификационная колонна. Перегонка нефти в ректификационной колонне.

Фракции:

Бензины С5Н12 – С11 Н24 (40-2000 С) Газойль С18Н30 – С24 Н50 (270-400 0С)

Лигроины С8 Н18 – С14 Н30 (150-2500 С) Мазут С19 Н40 – С53 Н108 (более 4000)

Керосины С12 Н26 – С18Н38 (180-3000)

Приложение 2. Продукты перегонки нефти.

Фракции Массовая доля, % Число атомов углерода в молекулах Интервал кипения Применение
Ректификационные газы 2 3-5 до +40 Топливо
Бензин 32 5-12 40-200 Моторное топливо
Керосин 18 12-18 180-300 Дизельное и реактивное топливо, растворитель
Газойль 20 13-19 200-350 Дизельное топливо
Мазут   18-50 - Смазки, масла, асфальт

Приложение 3. Вторичная переработка нефти и мазута с целью получения бензина высокой детонационной стойкости.

Способ переработки Исходное сырьё Условия Химические реакции Основные продукты
Термический крекинг   Т=450-550 С,Р=3 МПа Расщепление Предельные и непредельные у/в
Каталитический крекинг Вакуумный газойль Т=470-530 С Расщепление.

Изомеризация.

Углеводороды разветвлённого строения
Пиролиз (высокотемпературный крекинг) Лёгкий бензин Т=650-900 С,кат. Pt Расщепление.

Циклизация

Этилен, пропилен, ароматические у/в
Риформинг (ароматизация) Бензиновая фракция Т=600-700 С, кат.Рt Циклизация Ароматические у/в

Приложение 4. Топливо и окружающая среда.

Продукт Основные загрязнители Природоохранные мероприятия
Неэтилированный бензин Выхлопные газы: СО, у/в, оксиды азота Переход на газовое топливо. Получение высокооктановых добавок
Этилированный бензин Выхлопные газы, соединения свинца Пары бензина проникают в организм через дыхательную систему. Тормозятся обменные процессы, разрушается нервная и кровеносная система, развивается импотенция, нарушается зрение Сокращение производства
Дизельное топливо Соединения серы, у/в Глубокая очистка от соединений серы
Котельное топливо СО, оксиды серы, оксиды азота Модернизация печей. Переход на газовое топливо.

Приложение 5. Вредное воздействие процессов переработки нефти на окружающую среду.

Источник загрязнения Негативное воздействие на окружающую среду Основные природоохранные мероприятия
Воздух 1.Загрязнение атмосферы дымовыми газами.

2.Загрязнения воздуха при сжигании остатков газов в факелах.

3.Токсичные ароматические соединения в газовых выбросах.

1.Уменьшение количества газов, поступающих на факельное хозяйство путём улавливания факельных газов и возвращения их для разделения.

2.Реконструкция печей и горелочных устройств с целью значительного сокращения выбросов СО, оксидов азота.

3.Глубокая очистка нефти от сернистых соединений и солей.

Водные объекты 1.Большой расход воды.

2.Наличие в сточных водах остатков нефти, солей, сернистых соединений.

1.Сокращение потребления воды. Использование оборотной воды.

2.Замена водяного охлаждения на воздушное.

3.Внедрение новых установок по очистке сточных вод(на входе- 7000мг/л нефтепродуктов ,а на выходе- 70мг/л)

Почва 1.Утечка нефтепродуктов при недостаточной герметизации оборудования, аппаратов. 1.Ликвидация буферных прудов, свалки твердых отходов(вывоз на городской полигон).

2.Установки по очистке нефтешламов.

Тест по теме “Природные источники углеводородов”

1.Нефть – это:

а) маслянистая жидкость, хорошо растворяемая в воде

б) жидкость чёрного цвета, тяжелее воды

в) маслянистая жидкость темного цвета, легче воды

2.Состав нефти различных месторождений:

а) одинаков

б) различен

3.Самый легкий нефтепродукт – это:

а) мазут

б) керосин

в) газойль

г) бензин

4.Процесс крекинга отражает уравнение:

а) C8H18 —> C4H10 + C4H8

б) n C2H4 —> (-CH2-CH2-)

в) 2C8H18+25O2 —> 16CO2+18H2O

г) C8H18 —> 8C + 9H2

5.Нефть –

а) имеет формулу б) не имеет

6.Нефть тяжелее воды –

а) да

б) нет

7.Нефть – это смесь а) органических соединений б) неорганических

8.Методы перегонки нефти: а) крекинг б) перегонка

9.Виды топлива, получаемые из нефти:

а) керосин

б) бензин

в) лигроин

Карта оценки полезности урока (заполните).

  • Что Вам удалось запомнить в процессе урока?
  • Что из материалов урока Вам показалось интересным?
  • Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшей жизни?
  • Был ли этот урок полезным для Вас?
  • Остались ли у Вас вопросы к учителю, нерешенные проблемы?