День птиц

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных.

Ход мероприятия

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
(И.С. Никитин)

Ко дню праздника ребята изготавливают и развешивают на деревьях для своих пернатых друзей синичники, скворечники, дуплянки. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловья, лес без дятла.

Нашу встречу мы посвящаем птицам. (Под музыку демонстрируются изображения птиц, о которых пойдет речь на уроке.)

Вот несколько интересных фактов из жизни пернатых: африканский страус имеет рост 2,5 м и весит 90 кг; пингвины могут нырять на глубину до 265 м; кукушка развивает скорость до 35 км/ч; яйцо страуса весит 1,5 кг, кукушки – 3 г, колибри – 2 мг (слайд 2).

  • Ребята, а какие птицы встречаются в нашей области? (Голуби, вороны, ласточки, фазаны, орлы, трясогузки, воробьи и т.д.)
  • Какие птицы называются перелетными? Назовите этих птиц.

А знаете ли вы причины перелета птиц? Ученые полагают, что перелеты птиц связаны с сезонным чередованием условий существования. Из века в век многие птицы улетают из районов, которые подвергаются засухе или ливневым дождям. Осенний перелет также обусловлен уменьшением количества привычной пищи и сокращением светлого времени суток. Такие явления заранее служат сигналом к отлету.

Знаете ли вы, как птицы ориентируются во время полетов? Каким образом они находят дорогу на зимовку и обратно? Важную роль в этом играет зрительная память и способность птиц ориентироваться по Солнцу. Но многие птицы совершают перелеты ночью, а днем кормятся. Специальные опыты в планетариях показали, что птицы способны ориентироваться по звездам.

  • Скажите, ребята, какие писатели посвящали рассказы, стихи птицам? (Пришвин, Крылов, Соловьев, Бальмонт, Толстой, Фет и др.)

Очень хорошо, что вы читаете книжки, значит, и загадки сможете разгадать (слайд 3)

1. На шесте дворец – во дворце певец. (Скворец.)

2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)

3. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

4. В воде купался, а сухим остался. (Гусь.)

5. Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце. (Ласточка.)

6. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)

7. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

С давних времен люди верили в приметы. Некоторые из них появились в результате наблюдений за поведением птиц. Такие приметы помогают предсказывать изменения погоды (слайд 4)

1. Коли птица дружно в отлет пошла, быть строгой зиме.

2. Осенью перелетные птицы летят высоко – снега будет много, а низко – снега будет мало.

3. Луга окутаны тетеником, скворцы не торопятся отлетать, гуси гуляют стадами – встречай осень протяжную и ведреную.

4. Синички поднимают с утра писк – ожидай ночью мороза.

5. Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть.

6. Ворона ходит по дороге – к теплу.

А еще есть и пословицы, связанные с птицами.

1. Первая ласточка весны не делает.

2. Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.

Ребята, вы любите играть? Кто смелый, выходи! Сейчас мы сыграем в игру, которая называется “Кто чем питается”. Перед вами птицы. Вам нужно подобрать для них корм. Кто быстрее это сделает, тот и выиграл. (Игра проходит под музыку.) (слайд 5)

1-й участник

1. Воробей – зерно.

2. Цапля – жаба.

3. Дятел – жук.

4. Утка – трава.

2-й участник (слайд 6)

1. Сова – мышь.

2. Голубь – зерно.

3. Ласточка – бабочка.

4. Пингвин – рыба.

Наша вторая игра называется “Кто больше знает птиц”. В ней команда девочек выступает против команды мальчиков. (Команды по очереди называют виды птиц.)

Любите ли вы решать кроссворды? В нашем кроссворде все ответы – названия птиц. Попробуйте его решить! (слайд 7)

По горизонтали. (слайд 8)

1. Крупная длинноногая птица.

3. Птица черного цвета с блестящим металлическим отливом, вестник весны.

6. Не воин, а со шпорами. Не караульщик, а кричит.

7. Ночью летает – мышей добывает, а станет светло, спать летит в дупло.

8. Пестрая крякуша, ловит лягушек. Ходит вразвалочку – спотыкалочку.

9. Лесной барабанщик.

12. Чик-чирик! К зернышку прыг.

13. Кто на елке на суку, счет ведет: “Ку-ку, ку-ку”?

По вертикали. (слайд 9)

2. Крупная птица из отряда воробьинообразных.

3. Крупная нелетающая птица.

4. Птица с длинной шеей и длинными ногами.

5. Не человек, а говорит.

6. Шило впереди, ножницы сзади.

11. Трудно представить себе рощу без...

14. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

Ответы (слайд 10)

По горизонтали: 1. Журавль. 3. Скворец. 6. Петух. 7. Сова. 8. Утка. 9. Дятел. 12. Воробей. 13. Кукушка.

По вертикали: 2. Ворона. 3. Страус. 4. Цапля. 5. Попугай.10. Ласточка. 11. Соловей. 14. Курица.

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

А теперь, ребята, попробуйте найти неточности в следующем тексте.

“Пришла золотая осень. Хорошо в эту пору в лесу. В воздухе пахнет лесом, грибами. Позеленели листья березы, рябины. Идешь по тропинке, вокруг поют птицы: соловьи, славки, дрозды. Вот-вот и они улетят в теплые края. Зима скоро”. (Осенью листья краснеют, а не зеленеют, и в осеннюю пору в лесу не поют дрозды, славки, соловьи. Все птицы по-настоящему поют лишь весной и в начале лета, а потом их не услышишь.)

Птицы поют весной, а иногда даже разговаривают между собой. Писатель Р.Сеф подслушал птичий разговор и написал стихотворение, которое так и назвал “Птичий язык”.

Все птицы
Знают свой язык,
Известен он давно.
Его профессор Чик-Чирик
Придумал в тот
Великий миг,
Когда нашел зерно.

“Чиу” – значит:
“Вижу червяка!”
(на птичьем языке).
“Фьють” – значит:
“Клюнула щука!”
(на птичьем языке).

“Карр” – значит:
“Эй, вороны в путь!
Летим куда-нибудь!”
Но нам слышны
Лишь “чик-чирик”,
“Ку-ку” и “фиу-фьють”

О. Высотская написала стихотворение “Обидчивая кукушка”.

Зеленая опушка,
Идем по холодку.
В лесу кричит кукушка:
“Ку-ку! Ку-ку!”
– Кукушка! Где избушка?
– Нам надо к леснику!
Не слышит нас кукушка,
“Ку-ку! Ку-ку!”
– Ну, что ты зря, кукушка,
Болтаешь на суку?
Обиделась кукушка
И больше – ни ку-ку!

Стихотворений, рассказов о птицах, о растениях, о природе тоже очень много. Вы их можете прочесть вот в этих книгах. (Показ книг.)

Но что это? Что за шум? Это начинается сказка.

Сказка

Действующие лица (птицы):

  • Курица
  • Воробей
  • Павлин
  • Мудрая Сова

Павлин. Ура! Сегодня птичий бал. Вот где можно показаться во всей красе. Вы только поглядите, какой у меня наряд, не то, что у других, – бедная, неяркая окраска.

Курица. А я так не думаю. Все же смотреть будут не на красу, а на то, какая польза от тебя.

Воробей. А какая польза должна быть? Не понимаю.

Курица. Что ты не понимаешь? Вот от тебя, маленький воробей, какая польза?

Воробей. Ну, я не знаю, не задумывался.

Павлин. Да пользы-то никакой. В красоте вся сила. Всегда говорили: “Красота спасет мир”. Нас, павлинов, разводят во многих странах, самые знатные люди любуются нами.

Курица. Ну, извините, меня тоже люди вниманием не обделяют. В деревнях и поселках куры в каждом доме. Значит, я очень красивая птица.

Воробей. Дом, люди, деревни. А я вот сам по себе. Где хочу, там и летаю. Хочу – в город лечу, хочу – в поле. И люди мною тоже любуются, даже иногда подкармливают.

Павлин. Ха-ха! Иногда! Я еду получаю всегда и даже выбираю.

Курица. Я тоже не обделена вниманием. Чем больше ем, тем больше яиц человеку несу.

Павлин. Конечно! Иначе бы тебя не кормили.

Курица. А кто-то говорил, что пользы от меня нет...

Воробей. Вспомнил! Я тоже приношу пользу. Как-то раз я пролетал мимо одной школы, сел на крышу отдохнуть и услышал такой разговор. Ребята рассказывали обо мне учителю. Они говорили, что я поедаю насекомых, которые вредят растениям. А растения – это легкие нашей планеты. Если растений не будет, все живое на земле погибнет, даже мы с вами.

Павлин и Курица. Правда?

Воробей. Да! Так ребята говорили.

Курица. Значит ты тоже важная птица?

Павлин. Только вот почему-то люди часто плохо относятся и к тебе, и к другим птицам: разрушают гнезда, стреляют из рогаток, в феврале–марте не вывешивают кормушек, не делают скворечники.

Воробей. Нет! Это неправда. На территории нашей школы всегда в это время школьники вывешивают кормушки.

Павлин. И все же по красе оценивают птиц. Я не отступлю от своих слов.

Курица. Тише! Тише! Там кто-то есть.

Воробей. Чик-чирик! Я очень боюсь кошек. Это мои враги. Они страшные и злые, а еще у них когти большие.

Павлин. Какие кошки, друг мой?

Мудрая Сова. Фу-фу! Что за шум у вас? Вы мне спать мешаете. Разве вы не знаете, что совы днем спят, а ночью ведут активный образ жизни?

Воробей и Курица. Извините нас, пожалуйста!

Курица. Мы не хотели.

Воробей. Собирались на бал, но у нас возник спор, кто из нас лучше, от кого пользы больше.

Мудрая сова. Фу-фу! Подождите, не торопитесь, я попробую вас рассудить. Ты Павлин – птица яркая, спора нет, но ты забыл, что с курицей вы родственники. Вы относитесь к семейству фазановых. Тебя люди любят за красоту оперения, тобой “украшают” дворы. Но курица не менее важная птица. Ее приручили около 4,5 тыс. лет назад жители древней Индии. Сейчас куры – самые многочисленные домашние птицы. Их разводят для получения яиц, мяса. Роль мелких птиц, особенно насекомоядных, очень велика: они истребляют огромное число вредителей. Зерноядные питаются не только опавшими семенами, но и сорняками.

Павлин. Это интересно!

Курица. А есть еще какие-нибудь птицы, полезные для человека?

Сова. Конечно. Например, мы – совы, орлы, ястребы – уничтожаем мелких грызунов – вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний.

Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. Птичьи перья использовались для письма со времен Римской империи до середины XIX в. Одним словом – все птицы полезны.

Воробей. Может быть, люди поймут это и будут уделять нам больше внимания, будут заботиться о нас, пернатых.

Сова. Я думаю, так и будет. Сейчас пора развешивать кормушки, скворечники, чтобы привлечь птиц в города. Вы со мной согласны, ребята? Будем привлекать птиц в наши города? (Дети отвечают.)

Ну, вот видите, все будет хорошо. Мне пора домой, а вам желаю повеселиться на балу.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Что птицам страшнее зимой – холод или голод?” (Голод.)

Чудесное время весна, но беспокойное. Бывает, что в конце апреля–начале мая, когда многие птицы уже прилетели из теплых стран, вдруг снова выпадает снег. Это беда. Насекомоядные птицы могут погибнуть от голода. Возьмите лопату, разгребите снег и тотчас на это место слетятся зарянки, дрозды, трясогузки. Здесь они найдут, что поесть, и переживут трудное время.

Чтобы помочь птицам, надо делать для них искусственные гнездовья – дуплянки, скворечники, синичники. Для мелких птичек – мухоловок-пеструшек, горихвосток, синичек, воробьев – размеры дуплянок и синичников такие: высота – 25 см, ширина (внутри) – 8–12 см, летное отверстие – 3,5 см. Для скворцов, дятлов высота гнездовья – 30–35 см, ширина (внутри) – 12–15 см, летное отверстие – 4,5–5 см.

Синицы охотно гнездятся в дуплянках-пеньках. Для такой дуплянки надо подобрать круглое бревно толщиной 16–20 см и длиной 1–2 м, расколоть его на две части и в каждой выдолбить корытце длиной 50 см, глубиной 5–7 см. В одной из половинок надо сделать летное отверстие диаметром 3,5–4 см, потом соединить обе половинки, скрепить их гвоздями, щели промазать замазкой или глиной. Такую дуплянку надо поставить к стволу дерева или в кустах, вкопав нижний конец в землю.

Галки тоже уничтожают многих вредителей, например дубовую листовертку. Дуплянку для галок делают длиной 40–50 см, шириной – около 20 см с летным отверстием – 8–10 см. Галки всегда гнездятся колониями, поэтому для них надо заготовить сразу побольше дуплянок.

Мы с вами должны беречь птиц, охранять их и помогать им справиться с трудностями жизни, из которых основная – голод.

Из-за неразумного отношения людей к природе, к животным, многие птицы исчезли, другие стали редкими и занесены в Красную книгу.

Какие редкие и исчезающие виды птиц вы знаете? Почему они занесены в Красную книгу? (Пеликан, фламинго, журавль, морские птицы, орел, сокол и др. Птицы занесены в Красную книгу потому, что их стало очень мало – люди их убивают ради перьев, мяса, разрушают привычные места обитания.)

Птицы не только приносят пользу человеку. Они веселы, красивы, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Давайте будем беречь, и защищать наших пернатых друзей!