Предварительная работа: подготовка оркестра для исполнения музыкальной композиции “Осенний сон”, разучивание стихов М. Еремеевой “Постучалась осень”, “Осень, милая, шурши” “Топ, сапожки, шлеп, сапожки”, беседа о признаках осени, рассматривание осенних листьев на прогулке.
Цель:
- развитие чувства музыкального ритма и слухо-моторной координации;
- тренировка двигательных и артикуляторных кинестезий;
- формирование слуховой и двигательной памяти;
- закрепление знаний о признаках осени;
- развитие внимания и воображения.
Оборудование:
- “чудо-дерево” с бумажными листьями берёзы, дуба, клёна, осины;
- муз. инструменты для оркестра: металлофон, ксилофон, бубен, маракасы, колокольчики, треугольники;
- костюмы Осени и Непогодушки для ведущих;
- предметы для создания шумов: горох в миске, полая металлическая трубочка, сухие ветки, листы бумаги, деревянная палочка и деревянный предмет (стол);
- фонограмма шума дождя.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал.
1-й ведущий. Входит в зал, читает стихотворение “СОН” В. Граубина
Сон.
Между летом и зимой
Всё впадает в сон.
Засыхает зверобой,
Опадает клён.
Дуб морозцем опалён,
Спать зверьки идут...Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да.
Сентябрь,
Октябрь,
Ноябрь –
Настоящий сон:
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.
2-й ведущий. Предлагает детям занять места в оркестре.
Ребята исполняют на музыкальных инструментах старинный вальс “Осенний сон” Арчибальда Джойса. Аккомпанирует музыкальный руководитель.
В зал входит Осень:
Осень:
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла сегодня я.
Чем порадуете, что расскажете?
Что про осень милую мне покажете?
Какие изменения в природе происходят осенью? (ответы детей: меньше светит солнце, день становятся короче, ночь становится длиннее, деревья сбрасывают листву, трава засыхает, улетают птицы, готовятся к зиме звери)
Давайте вместе расскажем об этом.
Дети встают в круг и рассказывают стихотворение М. Еремеевой “Постучалась осень”, сопровождая движениями.
Стали дни короче
И длиннее ночи
Прячутся за тучу
Солнышка лучи.
Это значит снова
Постучалась осень!
И на юг торопятся
Улететь грачи.
Вот березка белая
В золотом платочке.
Сарафанчик желтый
Ивушке к лицу!
И плывут, как лодочки,
Осенью листочки
По холодным лужицам
К нашему крыльцу.Присели, руки внизу.
Встали, руки вверх.
Ладонями закрывают глаза.
Поочередно левую и правую руку вверх.
Стучим кулаком правой руки о левую ладонь 3 раза.
Стучим кулаком левой руки о правую ладонь 3 раза.
Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза.
Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза.
Руки опускают вниз, проводя перед собой.
Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”.
Руки опускают вниз, проводя перед собой.
Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”.
Ладони сложить, пальцы вперёд, плавные движения рук с поворотом вправо, влево - “змейка”.
Правой рукой рисуют 2 круга - “лужица”.
Руки складывают перед грудью друг на друга.
Осень: Прекрасно, ребята! Вы рассказали стихотворение. А теперь
В лес волшебный на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам ребята не найти.
Осень подводит детей к дереву, рассматривают его.
Осень: Посмотрите, какое необычное дерево выросло. Что вы видите на нём? (на ветках листья дуба, клёна, берёзы, осины).
А чем оно необычно? (у него ветви от разных деревьев).
Осень предлагает детям подуть на дерево. Ребята выполняют дыхательное упражнение на длительный выдох “Ветерок” (вдох носом, длительный выдох через рот).
Осень в это время разбрасывает листья на пол.
Осень: Ребята, посмотрите, сколько осенних листьев нападало. Возьмите себе по листочку, посмотрите, с какого они дерева.
Осень спрашивает у каждого, какой у него листик. Дети отвечают полным ответом: у меня берёзовый лист, у меня осиновый лист, у меня липовый лист, у меня дубовый лист.
Осень переводит детей на “лесную полянку” в центре зала.
Осень: Давайте немного отдохнём. Присаживайтесь, ребята, на поляну.
Тихо-тихо осенью,
Всюду тишина.
Но её послушайте,
Звуками полна.
Чтобы лучше слышать, мы закроем глаза и попытаемся отгадать, что за звуки вокруг нас, что это может быть в осеннем лесу?
Осень создаёт шумовые эффекты разными предметами: | Дети отгадывают, на что это похоже: |
пересыпает горох в миске | капли дождя |
дует в широкий конец трубки | шум ветра |
ломает веточки | треск сломанных веток |
стучит палочкой по деревянному предмету | стук дятла |
шуршит листом бумаги. | шуршание листьев. |
Осень: Очень разнообразные звуки окружают нас в осеннем лесу. Сейчас мы продолжим путешествие по лесу. Скажите, какая бывает осень? (золотая, разноцветная, щедрая, богатая, красивая, тёплая)
Дети исполняют песню “Осень милая, шурши” слова и музыка М. Ефремовой, аккомпанируя на музыкальных инструментах.
Осень очень хороша,
Хороша, хороша!
Осень ходит не спеша.
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой2 глиссандо на металлофоне.
Бубен
Повтор 1 строчки
3 удара в треугольник
Повтор 1 строчки
Повтор 2 строчки
Глиссандо 2 раза на металлофоне.
треугольник
Слышится шум дождя.
Осень: Погода осенью не всегда радует тёплыми, ясными денёчками. Порой плачет небо, тоскует о лете. Одним словом – Непогодушка. Исполним песню с ритмичными движениями, чтоб согреться и не грустить.
Дети исполняют песню “Топ, сапожки, шлеп, сапожки” слова и музыка М. Еремеевой
Дождик скачет по дорожке
И по зонтику немножко!
Слышишь капель перезвон?
Это к нам стучится он!
Дождик капал и устал,
Дождик лужицами стал,
Как наденешь сапоги,
Так по лужицам беги!
Топ, сапожки,
Шлеп, сапожки,
Ты бежишь, и я бегу.
Топ, сапожки,
Шлеп сапожки.
Обогнать тебя могу!Подскоки
Ритмичные удары по коленям
Хлопок вправо и влево
Ритмичные притопы. “он”- присели.
Хлопки “ бубен”. Присели.
Хлопки по полу руками. Встали.
Руки на поясе,2 “пружинки”
Кружение на дробном шаге.
Удар по коленям, нога на пятку
Притоп, нога на пятку.
Кружение на дробном шаге.
Повтор 5 – 7 строк.
Появляется Непогодушка.
Непогодушка: А вот и я! Мокроватенькая, сыроватенькая, Апчхи! Приятненькая. Заставлю я вас дома сидеть и скучать. Дождики вам пошлю, ветры напущу.
Ребёнок: Не получится, скорее мы тебя заставим веселиться. Давай с нами хоровод водить.
Исполняется “песня про Непогодицу” слова и музыка Е. Болдыревой.
Непогодушка: Порадовали вы меня. Развеселили своим весёлым хороводом. Я с вами тоже поиграть хочу. Попробуйте повторить мои слова так же, как я их произнесу.
Интонирование предложений по образцу.
Мне очень нравится осень.
Мне очень нравится осень!Выделяем голосом первое слово.
Выделяем голосом последнее слово.
Мне очень нравится осень. Выделяем голосом второе слово.
Непогодушка: Отлично! Справились! Я вас всех благодарю за игру и прощаюсь с вами.
Осень:
Ну и мне пора прощаться,
В лес осенний возвращаться...
Ждут меня ещё дела.
До свиданья, детвора!
Непогодушка и осень прощаются с детьми, воспитатель под музыку выводит детей из зала.
Используемые материалы.
- Стихотворение “СОН” В. Граубина.
- “Песня про Непогодицу” слова и музыка Е. Болдыревой
- “Топ, сапожки, шлеп, сапожки” слова и музыка М. Еремеевой
- “Осень милая, шурши” слова и музыка М. Еремеевой
- “Постучалась осень” слова М. Еремеевой
- Старинный вальс “Осенний сон” муз. А. Джойса.