Методические рекомендации по знаково-символической деятельности на уроках английского языка в младших классах

Разделы: Иностранные языки


В современных образовательных стандартах второго поколения в качестве конечного результата обучения предполагается овладение учащимися основными предметными, метапредметными и личностными компетенциями или результатами обучения.

Предметные результаты школьной дисциплины «английский язык» достигаются благодаря методичному использованию различных технологий, методов и средств обучения. Знаково-символическая наглядность как одно из дидактических средств кодирует и схематизирует основное содержание основных понятий, овладение которыми предполагается минимум усвоения содержания школьного предмета «английский язык». В соответствии со сказанным выше можно утверждать, что деятельность со знаково-символическими средствами способствует достижению предметных результатов. Особую роль знаково-символической наглядности стоит отметить при овладении учащимися метапредметными результатами обучения. Умения перерабатывать и интерпретировать учебную информацию, выделять главное, работать с текстом, которые являются метапредметными по своему характеру, как нельзя лучше формируются и развиваются при работе со знаково-символическими средствами.

Примером знаково-символической деятельности может служить создание схем, таблиц на уроках или работа с этим материалом.
В обучении английскому языку увеличилась роль кластеров, выступающих в качестве альтернативы классическим схемам, таблицам и рисункам.

Из опыта работы сделала следующие выводы.

Современные средства знаково-символической наглядности должны характеризоваться такими качествами как простота, лёгкость понимания и активность учащихся при создании знаково-символических средств наглядности; активность при работе с ЗСН.

Принципы, которыми должен руководствоваться учитель при разработке ЗСН:

  • наглядность
  • лаконичность
  • структурность
  • графическая и цветовая дифференциация
  • практическая направленность
  • вариативность речевых образований
  • мобильность
  • использование привычных стереотипов и ассоциаций
  • экономичность
  • запоминаемость

Итак, средства ЗСН должны обладать следующими характеристиками:

  • должны содержать знаки и символы, кодирующие существенную учебную информацию;
  • содержать для учащихся привычные ассоциации и понятные контексты;
  • иметь минималистичность и художественную простоту;
  • совмещать структурность и последовательность элементов;
  • иметь комфортную для восприятия форму.

(масштаб знаково-символических средств, если они создаются учениками, не должен быть меньше А4)

В процессе обучения английскому языку грамматическое моделирование используется как прием формирования ориентировочной основы грамматических действий учащихся, поскольку психологи считают, что моделирование в возрасте 7-8 лет является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям.

Современное состояние теории навыков и умений в иностранном языке позволяет выделить четыре основных этапа работынад грамматическим материалом.

  1. Этап презентации грамматических явлений и создание ориентировочной основы для последующего формирования навыка.
  2. Формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устной речи.
  3. Включение речевых навыков в разные виды речи.
  4. Развитие речевых умений.

В соответствие с вышесказанным, можно предложить следующие этапы работы с моделями:

I. Первичное ознакомление (презентация модели предложения);

Значительная роль в использовании моделей в процессе обучения младших школьников иностранному языку принадлежит игровому мотиву. Его создает учитель:
«Ребята, на доске вы видите поезд (модель).

II. Лексическое заполнение модели предложения

поезд очень хочет отправиться в Англию, но не может, пока он пустой. Заполнить вагончики помогут английские слова. В квадратном вагончике могут ехать только слова, отвечающие на вопрос кто? что? Например, я могу сказать I am Irina (одновременно указывая на модель) и мой поезд поедет в Англию. А что вы скажете, чтобы ваш поезд тоже отправился вслед?». Учащиеся по очереди называют: “I am Sasha”, “I am Alina” и т.д.

III. Тренировка в употреблении и распознавании

Игровые приемы. Игра «Поиск друзей am, is, are»:

Какое слово пропущено? Вставьте его.

  1. My name … Sam.
  2. His name … Tim.
  3. My pig… big.
  4. His cat … red.
  5. My fox… bad.
  1. We … students.
  2. Sam and Nick … boys.
  3. Tim and Tom … funny.
  4. They ... happy.
  5. You … nice.

Игра «Переводчик»

Скажи по-английски:

Его собака смешная (his dog / funny)
Эта лягушка некрасивая (the frog / ugly)
Ее ручка длинная (her pen / long)
Его кошка черная (his cat / black)
Ее курица большая (her hen / big)

Напишите по-английски:

  1. Мне десять лет. (I / ten)
  2. Ему девять лет. (He / nine)
  3. Ане семь лет. (Ann / seven)
  4. Я веселый. (I / merry)

IV. Соединение моделей

Для составления монологического высказывания объединяются 2-3 модели;
На этом этапе эффективно использовать сначала парные, затем групповые формы работы, и уже в конце внести соревновательный элемент. Например: на доске демонстрируются две грамматические модели предложений

  1. Работа в парах: расскажи своему соседу по парте о своем лучшем друге по заданным моделям.
  2. Работа в группах: Расскажите о ком-нибудь из своей группы, не называя имени. Остальные ребята постараются угадать, кого вы описываете.
  3. Соревнование – чей рассказ самый интересный, у кого больше всего правильных предложений.
  4. Соответственно, указанные формы работы целесообразно применять не на одном уроке, а систематично в серии уроков.

V. Трансформация моделей предложения с целью демонстрации способа образования отрицательных и вопросительных предложений

Tim can run.
Ann can swim.
Parrots can fly.

Can Tim run?
Can Ann swim?
Can parrots fly?

Работа в парах:

P1 – I can swim. Can you swim?
P2 – Yes, I can.
P1 – I can ride a bike. Can you ride a bike?
P2 – Yes, I can.
P1 to P3 – Ann can swim and ride a bike.

Практика показывает, что в процессе обучения удается реализовать 3 функции модели: обобщающую, планирующую и контролирующую. Вот некоторые примеры:

1. Обобщающая функция: модель обслуживает большое количество фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением.

2. Планирующая функция: с опорой на модель учащийся самостоятельно конструирует фразы и целые высказывания. Например, при подготовке монологического высказывания можно использовать опоры в виде нескольких моделей.

3. Контролирующая функция: если учащийся допустил ошибку, можно обратить его внимание на модель. Ученик может самостоятельно с опорой на модель найти свою ошибку и устранить ее, или другие учащиеся помогают ему в этом. Таким образом, учащиеся обучаются анализу и контролю, самоанализу и самоконтролю.

Указанные рекомендации не являются универсальными и обязательными, но могут служить ориентиром для творчества педагогов на основе соблюдения принципов научности, наглядности, систематичности, связи с практикой, соответствия учебной программе и возрасту учащихся.