В современных образовательных стандартах второго поколения в качестве конечного результата обучения предполагается овладение учащимися основными предметными, метапредметными и личностными компетенциями или результатами обучения.
Предметные результаты школьной дисциплины «английский язык» достигаются благодаря методичному использованию различных технологий, методов и средств обучения. Знаково-символическая наглядность как одно из дидактических средств кодирует и схематизирует основное содержание основных понятий, овладение которыми предполагается минимум усвоения содержания школьного предмета «английский язык». В соответствии со сказанным выше можно утверждать, что деятельность со знаково-символическими средствами способствует достижению предметных результатов. Особую роль знаково-символической наглядности стоит отметить при овладении учащимися метапредметными результатами обучения. Умения перерабатывать и интерпретировать учебную информацию, выделять главное, работать с текстом, которые являются метапредметными по своему характеру, как нельзя лучше формируются и развиваются при работе со знаково-символическими средствами.
Примером знаково-символической деятельности
может служить создание схем, таблиц на уроках или
работа с этим материалом.
В обучении английскому языку увеличилась роль
кластеров, выступающих в качестве альтернативы
классическим схемам, таблицам и рисункам.
Из опыта работы сделала следующие выводы.
Современные средства знаково-символической наглядности должны характеризоваться такими качествами как простота, лёгкость понимания и активность учащихся при создании знаково-символических средств наглядности; активность при работе с ЗСН.
Принципы, которыми должен руководствоваться учитель при разработке ЗСН:
- наглядность
- лаконичность
- структурность
- графическая и цветовая дифференциация
- практическая направленность
- вариативность речевых образований
- мобильность
- использование привычных стереотипов и ассоциаций
- экономичность
- запоминаемость
Итак, средства ЗСН должны обладать следующими характеристиками:
- должны содержать знаки и символы, кодирующие существенную учебную информацию;
- содержать для учащихся привычные ассоциации и понятные контексты;
- иметь минималистичность и художественную простоту;
- совмещать структурность и последовательность элементов;
- иметь комфортную для восприятия форму.
(масштаб знаково-символических средств, если они создаются учениками, не должен быть меньше А4)
В процессе обучения английскому языку грамматическое моделирование используется как прием формирования ориентировочной основы грамматических действий учащихся, поскольку психологи считают, что моделирование в возрасте 7-8 лет является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям.
Современное состояние теории навыков и умений в иностранном языке позволяет выделить четыре основных этапа работынад грамматическим материалом.
- Этап презентации грамматических явлений и создание ориентировочной основы для последующего формирования навыка.
- Формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устной речи.
- Включение речевых навыков в разные виды речи.
- Развитие речевых умений.
В соответствие с вышесказанным, можно предложить следующие этапы работы с моделями:
I. Первичное ознакомление (презентация модели предложения);
Значительная роль в использовании моделей в
процессе обучения младших школьников
иностранному языку принадлежит игровому мотиву.
Его создает учитель:
«Ребята, на доске вы видите поезд (модель).
II. Лексическое заполнение модели предложения
поезд очень хочет отправиться в Англию, но не может, пока он пустой. Заполнить вагончики помогут английские слова. В квадратном вагончике могут ехать только слова, отвечающие на вопрос кто? что? Например, я могу сказать I am Irina (одновременно указывая на модель) и мой поезд поедет в Англию. А что вы скажете, чтобы ваш поезд тоже отправился вслед?». Учащиеся по очереди называют: “I am Sasha”, “I am Alina” и т.д.
III. Тренировка в употреблении и распознавании
Игровые приемы. Игра «Поиск друзей am, is, are»:
Какое слово пропущено? Вставьте его.
|
|
Игра «Переводчик»
Скажи по-английски:
Его собака смешная (his dog / funny)
Эта лягушка некрасивая (the frog / ugly)
Ее ручка длинная (her pen / long)
Его кошка черная (his cat / black)
Ее курица большая (her hen / big)
Напишите по-английски:
- Мне десять лет. (I / ten)
- Ему девять лет. (He / nine)
- Ане семь лет. (Ann / seven)
- Я веселый. (I / merry)
IV. Соединение моделей
Для составления монологического высказывания
объединяются 2-3 модели;
На этом этапе эффективно использовать сначала
парные, затем групповые формы работы, и уже в
конце внести соревновательный элемент. Например:
на доске демонстрируются две грамматические
модели предложений
- Работа в парах: расскажи своему соседу по парте о своем лучшем друге по заданным моделям.
- Работа в группах: Расскажите о ком-нибудь из своей группы, не называя имени. Остальные ребята постараются угадать, кого вы описываете.
- Соревнование – чей рассказ самый интересный, у кого больше всего правильных предложений.
- Соответственно, указанные формы работы целесообразно применять не на одном уроке, а систематично в серии уроков.
V. Трансформация моделей предложения с целью демонстрации способа образования отрицательных и вопросительных предложений
Tim can run. |
Can Tim run? |
Работа в парах:
P1 – I can swim. Can you swim?
P2 – Yes, I can.
P1 – I can ride a bike. Can you ride a bike?
P2 – Yes, I can.
P1 to P3 – Ann can swim and ride a bike.
Практика показывает, что в процессе обучения удается реализовать 3 функции модели: обобщающую, планирующую и контролирующую. Вот некоторые примеры:
1. Обобщающая функция: модель обслуживает большое количество фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением.
2. Планирующая функция: с опорой на модель учащийся самостоятельно конструирует фразы и целые высказывания. Например, при подготовке монологического высказывания можно использовать опоры в виде нескольких моделей.
3. Контролирующая функция: если учащийся допустил ошибку, можно обратить его внимание на модель. Ученик может самостоятельно с опорой на модель найти свою ошибку и устранить ее, или другие учащиеся помогают ему в этом. Таким образом, учащиеся обучаются анализу и контролю, самоанализу и самоконтролю.
Указанные рекомендации не являются универсальными и обязательными, но могут служить ориентиром для творчества педагогов на основе соблюдения принципов научности, наглядности, систематичности, связи с практикой, соответствия учебной программе и возрасту учащихся.