Цели: активизировать мыслительные процессы; учить рассуждать логически: обосновывать свой ответ, делать правильный вывод; развивать связную речь.
Задачи:
- Образовательные: закрепить умение воспринимать и расшифровывать кодированную информацию в виде символов, решать логические задачи на разбиение по свойствам, учить классифицировать предметы по свойствам, закрепить счет до “5”.
- Развивающие: развивать ассоциативное мышление, способствовать развитию творчества и воображения.
- Воспитательные: развивать коммуникативные качества, воспитывать умение работать в коллективе, осознанно выполнять задания.
Оборудование: кукла в красной шапочке, корзина, игрушки: пирожки, горшочек, мячик, конфеты, яблоко, груша, погремушка, баночка с витаминами, компакт-диск; логические блоки Дьенеша, карточки по блокам; бумажные цветы; 3 домика, 3 лабиринта; картинки с изображением ружья, топора, очков; счётные палочки; планшеты для выкладывания логических рядов, “магические квадраты”; бумажные куклы в нарядных платьях и белых шапочках, фломастеры.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Начало образовательной деятельности.
Воспитатель. Дети, я знаю, вы очень любите сказки. А много ли сказок вы знаете? Сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, попробуйте отгадать, о какой сказке идёт речь.
Дочку свою мама очень любила,
Красивую шапочку девочке сшила.
К бабушке в гости дочка пошла,
Обманута волком коварным была,
Но лесорубы на помощь пришли,
Бабушку с внучкой от волка спасли.
(Ответы детей).
Правильно, дети, это сказка про Красную Шапочку. Сегодня Красная Шапочка пришла к вам в гости. (Воспитатель вносит куклу в красной шапочке). Вспомните, как заканчивается сказка про Красную Шапочку? (Ответы детей). Нравится вам такое окончание сказки? Давайте попробуем все вместе сочинить новую сказку про Красную Шапочку с другим окончанием. С чего начинается эта сказка? (Ответы детей). Итак, мама сложила в корзинку гостинцы для бабушки. Вот эта корзинка. Давайте посмотрим, что в ней лежит.
2. Логическая задача на классификацию предметов “Что лишнее?”
Дети поочерёдно достают из корзинки предметы: пирожки, горшочек, мячик, конфеты ириски, яблоко, груша, компакт-диск, погремушка, баночка с витаминами и называют их.
Дети, посмотрите внимательно, все ли эти предметы нужны бабушке или тут есть что-то лишнее? (Ответы детей с обоснованием).
Взяла Красная Шапочка корзинку и отправилась в гости к бабушке. Где жила бабушка Красной Шапочки? (За лесом). Давайте отправимся в путешествие вместе с Красной Шапочкой. Но перед дальней дорогой нам нужно подкрепиться. Сейчас мы с вами сделаем витаминный салат, который придаст нам силы.
3. Пальчиковая игра “Салат”.
Мы морковку чистим,чистим,
Мы морковку трем, трем,
Сахарком её посыпем
И сметанкою польем.
Вот какой у нас салат –
Витаминами богат!пальцем правой руки “стругают” палец левой руки
кулачками обеих рук делают движения вверх-вниз от груди до живота
тремя пальцами обеих рук имитируют действие “посыпания”
пальцы обеих рук сложить щепоткой, движения кистями рук вверх-вниз
полунаклон вперед, разводят руки в стороны
поглаживают себя по животу
И вот Красная Шапочка очутилась в лесу. Что растёт в лесу? Каких зверей, насекомых можно встретить в лесу? (Ответы детей). А ещё Красная Шапочка увидела в лесу пчёлок, которые собирали сладкий сок – нектар с цветов. Давайте поможем пчёлкам собрать нектар.
4. Дидактическая игра “Помоги пчелкам”.
Дети получают кодовые карточки по блокам Дьенеша. Ориентируясь на них, собирают в корзины “нектар” - блоки, разложенные на цветах, которые лежат на ковре. Затем дети решают задачи на разбиение блоков по двум, трём, четырём свойствам.
Молодцы, хорошо справились с заданием. Что же произошло дальше с Красной Шапочкой? Кого она встретила? (Волка). (Воспитатель вносит игрушку - волка). Что спросил волк у Красной Шапочки? Что ответила Красная Шапочка? (Ответы детей). В начале занятия мы с вами решили сочинить новую сказку про Красную Шапочку. Давайте же начнём сочинять вот с этого места. За лесом стояло три домика. В одном домике жила бабушка, в другом – лесорубы, а в третьем – охотники. К домам вели разные дороги: длинная, короткая и средняя. Посмотрите, вот эти дороги.
5. Игровое задание “Лабиринт”.
На полу выложено три лабиринта красного, жёлтого и синего цвета, состоящие из отрезков одинаковой длины. Отрезки соединены друг с другом под углом. Жёлтый лабиринт состоит из 3-х отрезков, синий – из 4-х, красный – из 5-ти.
Как вы думаете, какая из этих дорог самая длинная? А самая короткая? Давайте пройдём по этим дорожкам и проверим, правильно ли вы угадали.
Каждая дорожка состоит из дощечек, когда вы будете идти по ней, считайте, сколько дощечек вы прошли.
Дети разбиваются на 3 группы, встают “паровозиком” и поочерёдно проходят по лабиринту, считая дощечки. Воспитатель выставляет на каждом домике палочки, число которых соответствует количеству дощечек в лабиринте.
6. Дидактическая игра “Угадай, чей домик”.
На каком домике больше палочек? А на каком меньше? Какая дорога самая длинная? (Красная). Почему? (Здесь большего всего дощечек). А какая самая короткая? (Жёлтая). Почему? (Здесь меньше всего дощечек). По какой дороге пошёл волк в сказке? (По самой короткой). Посмотрите, к чьему дому он пришёл?
Воспитатель снимает с домика покрывало, закрывающее картинку – ружьё. Дети должны догадаться, что это домик охотников.
Правильно, это домик охотников. Испугался волк, сразу забыл и про бабушку, и про Красную Шапочку, поджал хвост и припустился в лес, только пятки засверкали. А по какой дороге пошла Красная Шапочка? (По самой длинной). Куда же привела её эта дорога?
Воспитатель снимает с домика покрывало, закрывающее картинку – очки и чепчик. Дети должны догадаться, что это домик бабушки.
Правильно, к домику бабушки. В одном домике жили охотники, в другом – бабушка. А кто жил в третьем домике? (Лесорубы). Правильно, лесорубы.
Воспитатель снимает с домика покрывало, закрывающее картинку – топор.
Но мы вами вернёмся к домику бабушки. У бабушки жили два маленьких котёнка. (Воспитатель вносит игрушечных котят). Один раз они так расшалились, что скинули с полок всю бабушкину посуду. Давайте поможем бабушке расставить посуду на полочках в нужном порядке.
7. Логические задачи “Магический квадрат”, “Логический ряд”.
Часть детей выстраивает логические ряды из предметов посуды, другие дополняют магический квадрат.
Я вижу, в бабушкином домике порядок. Вы потрудились на славу! Давайте немного отдохнём и повеселимся.
8. Динамическая пауза “Прогулка в лес”.
Дети утром рано встали, ходьба на месте На прогулку в лес пошли, По тропинке прошагали И пенек в лесу нашли. На пеньке растут опята, наклоны вперед с имитацией движения Поклонитесь им, ребята. “собираем грибы” Вот на дереве орех, Кто подпрыгнет выше всех? прыжки на двух ногах с хлопком над головой Целый день в лесу гуляли, Наши ножки так устали. поглаживание ног Мы немного отдохнем ходьба на месте И опять гулять пойдем!
Пока мы с вами развлекались, в гости к бабушке и Красной Шапочке пришли девочки-подружки. (Воспитатель вносит бумажные куклы в красивых платьях и белых шапочках). Они тоже захотели, чтобы у них были красивые шапочки. Украсьте, пожалуйста, шапочки девочек и придумайте им имена. Но помните, что они большие модницы и любят, чтобы шапочка по цвету и узору подходила к платью.
9. Творческое задание “Укрась шапочку девочки”.
Дети украшают шапочки кукол соответствующим узором, называют придуманные имена, объясняют, почему именно так назвали девочку.
10. Конец образовательной деятельности.
Дети, наша сказочная история подошла к концу. Понравилась вам новая сказка про Красную Шапочку, которую мы вместе придумали? Самое главное, что она очень добрая и у неё счастливый конец. Ведь всем людям бывает хорошо, когда к ним относятся по-доброму, с любовью, лаской. Как вы думаете, мы можем поделиться друг с другом своей добротой?
11. Коммуникативная игра “Поделись добротой”
Встаньте, пожалуйста, в круг и подайте друг другу правую руку, а теперь – левую. А теперь давайте эту доброту поселим каждый в своём сердце (дети прижимают руки к груди) и подарим друг другу (дети протягивают руки друг к другу).