“Музыка - странная вещь. Я бы даже
сказал - чудо.
Она находится на полпути между мыслью и явлением,
между духом и материей,
это что-то вроде смутного посредника, и похожего,
и не похожего на эти полярности, -
дух, который требует выражения во времени, и
материя, которая может обходиться без
пространства”.
Г.Гейне.
Музыка во все времена занимала особое место в жизни человека. В древности, в музыкально-медицинских центрах лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыка влияет на интеллект, ускоряя рост клеток, отвечающих за умственное развитие человека. Известно, что занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
С помощью музыки можно влиять и на физическое развитие человека: ускорять рост одних клеток и замедлять рост других. Но главное, музыка может воздействовать на эмоциональное состояние человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Каждый человек должен не только слушать музыку, но и уметь слышать её!
Детский возраст является наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей ребёнка. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в этот период создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это является залогом успеха в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса и завыванию ветра, люди учились различать высоту звука и его длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – свойство, данное природой человеку.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Дадим теперь определение музыкальности.
Музыкальность - это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении под музыку и в музыкальном творчестве.
Основные музыкальные способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства. Но главное заключается в том, что перечисленные выше способности не только проявляют себя в музыкальной деятельности, а сами создаются в процессе неё! Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию “музыкальность”.
Следовательно, чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней!
В начальной школе закладывается фундамент музыкальной культуры человека. Музыкальное образование младших школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения и навыки музыкальной деятельности, которая в будущем составит базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством.
Учебный предмет” “Музыка” в начальной школе имеет следующие задачи:
- увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить её красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведение, чувство сопереживания музыкальным образам, то есть, развить эмоциональную сферу учащихся;
- развить музыкально-образное мышление, постижение закономерностей искусства, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;
- развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и её пластическое интонирование;
- развить музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами, а также необходимость музыкального самообразования.
Урок музыки имеет определенную специфику, являясь уроком искусства. Объектом познания для такого урока является не объективная реальность, а личностное, человеческое отношение к ней. При этом урок музыки обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей (пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах в детском оркестре и т.д.). Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-то определенного “трафарета” в проведении урока музыки быть не должно. Однако занятия отдельными видами музыкальной деятельности на уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция.
Урок музыки должен быть ярким и запоминающимся. На каждом занятии ребята попадают в волшебную страну, в которой совершают чудесные открытия. Они узнают, что такое звук, как он рождается, проводят опыты, заставляя звучать простую железную пластину, керамическую чашку, шумовые и музыкальные инструменты. Они учатся слушать тишину, узнавать звуки окружающего их мира (для этого можно использовать материалы из звукового чемоданчика “Звук и тон” и прилагающуюся к нему аудиокассету).
С помощью музыкальных игр-упражнений ученики тренируют слуховое внимание, развивают музыкальную память, ладовое чувство и чувство ритма, а также совершенствуют свои творческие способности. Упражнения должны быть даны ученикам в виде игр, так как игра – это основная форма деятельности детей, ориентирующая их в окружающем пространстве и способствующая формированию интереса как такового. Игра позволяет ученикам почувствовать себя более свободно, а учитель, используя игры и упражнения, может добиться желаемых результатов.
Таким образом, урок для ребят превращается в чудесное приключение, в процессе которого преподаватель может решать образовательные и воспитательные задачи.
На уроке музыки дети знакомятся с новыми песнями. Учитель может заранее подготовить текст песен, чтобы не тратить на уроке драгоценное время на запись текстов в тетрадь и в нужный момент ученики смогут одновременно начать работу над музыкальным материалом. Для работы на уроке с музыкальным материалом или для изучения нотной грамоты необходимо заранее подготовить карточки с творческими письменными заданиями. Учитель может составить свою библиотеку, где будут собраны сказки, рассказы, стихи о музыке.
Рисунок 1
Рисунок 2
В подборе материала должны принимать участие и ученики. Они могут, как найти уже существующие истории о музыке и музыкальных инструментах, так и самостоятельно придумать их. Вместе с ребятами можно подготовить стенгазету, чтобы все желающие имели возможность приобщиться к миру искусства.
На музыкальных занятиях ученики знакомятся с музыкальными сказками, которые можно не только слушать и петь, но и разыгрывать на классной сцене перед зрителями-одноклассниками. Такие классные спектакли развивают творческие способности детей, воображение, основные музыкальные способности, а также повышают уровень коммуникабельности.
Рисунок 3
Рисунок 4
Музыку на уроке можно не только слушать, но и рисовать. Ученикам младших классов можно предложить нарисовать на уроке (во время прослушивания музыкального произведения) или дома рисунок к изученному музыкальному материалу. Например, в первом классе, знакомясь со звучанием музыкальных инструментов в опере Н.А. Римского-Корсакова “Садко”, ученики участвуют в конкурсе “Я рисую музыку”.
В третьем классе, знакомясь с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”, ребята пытаются создать художественные образы на бумаге, прослушав несколько музыкальных пьес.
Учитель музыки может создать творческий проект совместно с учителем изобразительного искусства, работая с учениками над одним и тем же музыкальным материалом.
Проанализировав с учителем музыки на музыкальном занятии произведение, прослушав его несколько раз, узнав историю его создания, познакомившись с творчеством его создателя, обсудив впечатления, учитель рисования продолжает творческую работу, начатую учителем музыки, но уже на своих занятиях.
В итоге, ребята выражают свои музыкальные впечатления не только с помощью слов и музыкальных звуков, но и с помощью красок. Например, в пятом классе, изучая тему “Музыкальная живопись и живописная музыка”, ученики находят точки соприкосновения двух видов искусства: музыки и живописи, работая с произведением А. Вивальди “Времена года”.
Рисунок 5
Рисунок 6
Одной из форм работы на музыкальном занятии может быть самостоятельный творческий поиск ребятами любой информации о своих любимых современных исполнителях. Они должны подготовить доклад в устной или письменной форме и музыкальный материал (диск или аудиокассета с песнями исполнителя), фотографии или вырезки из журналов. После прослушивания всей информации ученики обсуждают услышанное, определяют к какому стилю можно отнести предложенный музыкальный материал.
Развитию музыкальных способностей у детей способствует совместное музицирование, в процессе которого раскрывается индивидуальность каждого ребенка. Для этого на уроке можно собирать небольшие музыкальные ансамбли, где дети играют на имеющихся в наличии простейших инструментах. Можно исполнять мелодию всем классом, а в роли дирижёра выступит учитель или один из учеников.
Вариантов подобного творческого музицирования может быть несколько:
Импровизированно создавать музыкальные композиции, используя шумовые инструменты:
Сопровождать речевой текст (стихотворение, потешка, частушка и т.д.) одновременным исполнением “пульса” на музыкальных или шумовых инструментах;
Сопровождать пение короткой песенки исполнением “пульса” на музыкальных или шумовых инструментах;
Создавать самостоятельные музыкальные композиции, разделив участников ансамбля на партии. Руководитель работает с каждой партией отдельно, затем соединяет их. Можно выбрать солиста. Такой музыкальный ансамбль может играть под фонограмму любой песни.
Рисунок 7
Рисунок 8
Девиз современного урока музыки: “Твори и фантазируй!”. Каждый маленький человек должен знать, что он может стать настоящим волшебником, стоит только этого захотеть. На подобном уроке он может превратиться в певца, музыканта, артиста, поэта, танцора. Музыка должна наполнять его жизнь смыслом и очень хотелось бы надеяться, что, уходя с урока музыки, ребенок оставляет её частичку в своей душе!