Задачи:
- Закреплять представления о признаках весны, о перелетных птицах. Активизировать словарь по теме.
- Упражнять в образовании существительных с суффиксами -ат-, -ят-.
- Развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
- Формировать бережное отношение к природе.
- Развивать воображение, мышление, память.
- Воспитывать умение слушать друг друга не перебивая.
Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Физическая культура”, “Социализация”
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением признаков весны (капель, солнце, дерево с зелеными почками, птицы, дети в весенней одежде, проталины, лужи, ручеёк) и большая картина с изображением этих же признаков весны. Набор картинок-схем (лица людей с выражением радости, грусти, злости, удивления и т.д.). Мяч. Картинка с изображением Кар-Карыча. Предметная и разрезная картинки с изображением перелетной птицы, приветик (красочное изображение улыбающегося смешарика) на каждого ребенка. Квадраты Воскобовича (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Улыбнитесь друг другу. Пусть хорошее настроение поможет вам во всех делах.
(Воспитатель вывешивает картинку с изображением Кар-Карыча)
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети: Кар-Карыч.
Воспитатель: В какой стране живет Кар-Карыч?
Дети: Кар-Карыч живет в стране Смешариков.
Воспитатель: Кар-Карыч предлагает отправиться в путешествие.
Дети: В какое?
Воспитатель: Вы узнаете об этом, отгадав загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла...
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно. Вместе с Кар-Карычем мы совершим путешествие в весну. Вам нравится это время года?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда назовите признаки весны.
(Дети выполняют задание, выставляют предметные картинки. Воспитатель выставляет большую картину)
Воспитатель: Какое настроение вызывает эта картина?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: Лера, подойди к столу и выбери из набора картинок-схем ту, на которой изображено лицо радостного человечка. Теперь подберите к картинке-схеме цветные карточки, соответствующие радостному настроению.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Радуются весне не только люди, но и животные. Вот у Кар-Карыча самое любимое время года – весна. Кар-Карыч хочет, чтобы мы поговорили о его пернатых друзьях, перелетных птицах, по которым он скучал всю зиму.
Кар-Карыч приготовил про них загадки. Я их прочту, а вы должны отгадать, о какой птице идет речь, и найти эту птицу на картинках.
1.
Черный, проворный,
Кричит “крак”,
Всем червякам враг.
Дети: Это грач.
2.
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его...
Дети: Скворец.
3.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: “Ку-ку! Ку-ку!”
Дети: Это кукушка.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
Дети: Это жаворонок.
4.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Дети: Это ласточка.
Воспитатель: Повторите названия птиц.
(Дети повторяют хором)
Воспитатель: Почему зимой не видели этих птиц?
Дети: Они улетели в теплые края.
Воспитатель: Как называют птиц, которые зимой улетают, а весной возвращаются?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: А сейчас мы свами немножко отдохнем.
Пальчиковая игра “Перелетные птицы”
Тили-тили, тили-тили - (скрестив большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись прилетели (скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели. (указательными и большими пальцами делают клюв птицы)
Дидактическая игра “Собери картинку”
Воспитатель: Кар-Карыч принес конверты, в которых лежат разрезные картинки с изображением перелетных птиц. Попробуйте собрать.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! Сложите разрезные картинки в конверты.
Дидактическая игра “У кого кто”
Воспитатель: А сейчас я буду бросать мяч каждому и называть птиц. А вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч.
- Грач ... (грачата)
- Скворец ... (скворчата)
- Дрозд ... (дроздята)
- Стриж ... (стрижата)
- Журавль ... (журавлята)
- Кукушка ... (кукушата)
- Утка ... (утята)
Воспитатель: Кар-Карыч вам принес волшебные квадраты. И хочет чтобы вы из них сделали ему друзей. Давайте поможем квадратам превратиться в птиц.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, Кар-Карычу понравилось наше путешествие в весну. А вам понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: В какие игры мы играли с Кар-Карычем?
(Ответы детей)
Воспитатель: У Кар-Карыча есть для вас сюрприз. Он принес от своих друзей – Смешариков приветики весеннего солнечного настроения и дарит их вам.