Давление твёрдых тел. Единицы давления

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Аннотация к уроку:

Урок проведён для учащихся, обучающихся в школе, которая находится в исправительной колонии строгого режима и за партами сидят учащиеся в возрасте от 20 до 30 лет.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, который способствует формированию познавательных интересов, коммуникативных и деятельностных способностей, глубоких и прочных знаний и личностных качеств учащихся (создание ситуации успеха и оценивание своих способностей).

ИКТ используется на протяжении всего урока и позволяет удерживать интерес и внимание учащихся к изучаемой теме.

На уроке используются современные технологии: здоровьесбережение, проблемное обучение, информационно-коммуникативные.

Перед учащимися на протяжении всего урока ставятся проблемные вопросы и чтобы их решить, необходима самостоятельная работа с учебником физики и с физическим справочником. На данном уроке учитель предлагает ученикам не готовый материал, а его самостоятельный поиск.

Георг Зиммель писал: “Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего не знает”.

В соответствии с ФГОС ООО обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения”. И задача учителя помочь учащимся познать окружающий мир в результате деятельности. Как писал английский писатель Бернард Шоу – “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”.

Тема урока: Давление. Единицы давления. (Слайд 3).

Цель урока: Сформировать представление о “давлении”, единицы измерения, способы изменения давления. Значение давления в природе, быту, строительстве, технике.

Задачи урока:

  • Образовательная:
    • Способствовать успешному усвоению понятия давление твёрдого тела на опору, способов изменения давления, единицы измерения давления.
    • Научить рассчитать давление твёрдого тела на опору по формуле и экспериментальным путём.
    • Способствовать применению знаний и умений, полученных на уроке в нестандартной ситуации.
  • Развивающая:
    • Развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно работать, наблюдать, анализировать, делать выводы, излагать и воспринимать новый материал.
    • Развивать умение правильно использовать физическую терминологию, символику, единицы измерения и применение знаний на практике.
    • Развивать у учащихся речь, память, внимание, воображение.
  • Воспитательная: Продолжать формировать у учащихся научное мировоззрение, взгляды и убеждения, аккуратность в работе и интерес к предмету - физики так как “изучение физики помогает лучше видеть и понимать окружающий мир”.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

1. презентация “Давление твёрдых тел”

2. Маршрутный лист к уроку на столе у учащихся.

3. Ф – 7, А.В. Пёрышкин, Ф – 7 ,Н.М.Шахмаев, С.Н.Шахмаев.

4. Запись слов на доске: “Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность”
английский писатель Бернард Шоу, (слайд № 2 – презентация).

5. листок картона и канцелярские кнопки (у каждого ученика на столе).

Ход урока

Этап урока Деятельность ученика. Деятельность учителя Планируемые результаты.
1. Орг.момент

(1 – 2 мин).

Подготовка к работе на уроке (на столе ручка, тетрадь, учебник, физический справочник), приветствие учителя. Приветствие учеников, настрой на хорошую работу, улыбка, добрые слова.

На столе у учеников маршрутные листы.

Настрой на работу на уроке, сотрудничество с учителем.
2. Мотивация на работу на уроке.

Слайд № 2.

Слушают внимательно учителя, получают задание. 1). Девиз, под которым мы с вами сегодня будем работать на уроке – это слова английского писателя Бернарда Шоу “Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность”. Почему я его взяла для нашего урока, вы мне сами, постараетесь, объясните в конце урока, когда изучим новую тему. Умение слушать внимательно учителя, приводить в порядок свои мысли, не отвлекаться, настроиться на работу на уроке.

Умение высказывать свою точку зрения, формулировать свои мысли, ставить перед собой цель.

3. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения нового материала

(5 – 7 мин),

Слайд № 4 -5.

Слушают внимательно учителя, получают задание. Один ученик выходит к доске и заполняет кроссворд, Остальные отвечают на вопросы. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую физическую величину. Но для этого нам нужно повторить то, что изучили ранее, для этого мы разгадаем все вместе кроссворд, отгадав его, мы увидим центральное слово, прочитав его, назовём тему урока.

Работаем быстро, качественно и внимательно.

Вопросы к кроссворду на слайде № 4, в маршрутном листе на столе у учащихся (приложение № 1).

2). Центральное слово прочитали. Какое?

Правильно!

Умение организовывать свою работу, воспитывать в себе ответственного отношения к учёбе, показать знания предыдущих уроков и умение их применить на практике. Умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.
4. Изложение нового материала

Слайд № 6.

Открывают тетради и записывают тему данного урока.

Отвечают на вопросы.

1. определение

2.обозначение

3. формулу

4. единицы измерения

5. как можно измерить эту величину

6. как можно изменить эту величину ( уменьшить или увеличить)

7. где нужно её значение учитывать?

3). Открыли тетради и записали тему урока. “Давление. Единицы давления. Способы изменения давления” (слайд 6)

4). Знакомясь с новой физической величиной, скажите, пожалуйста, что о ней мы с вами должны знать: (Слайд 7)

Умение слушать, наблюдать, описывать физические явления, формулировать свои мысли, ставить перед собой цели и искать пути их решения, умение высказывать свою точку зрения.
  Учащиеся называют цель урока:

Цель урока: Познакомиться с давлением твёрдых тел. Слайд № 3.

Следовательно: Цель нашего урока?

Слайд № слайд 7)

(Слайд 8).

Умение ставить перед собой цели, для объяснения данной темы урока.
   

Слушают учителя, соглашаются со мной, приводят свои примеры со словом “давление”.

 

Приводят свои примеры.

 

 

 

 

 

Слушают и отвечают на вопросы.

3. Мотивация к изучению нового материала:

Я думаю, слово “давление” вам хорошо известно. Вы прекрасно понимаете смысл предложений: (слайд 8.)

1. Давление резко падает. Возможно осадки.

2. У больного внезапно повысилось давление.

3. Ваши примеры со словом давление?

4. Назовите профессии, где нужны знания о “давлении”?

В этих предложениях слово “давление” использовано в разных ситуациях и имело разное значение.

В физике ряду слов, используемых для описания физических явлений, придаётся совершенно определённое значение.

Умение наблюдать, слушать, формулировать свои мысли, применять ранее полученные знания по физике на практике, отвечать на заданные вопросы
    4. Изложение нового материала: (слайд 9)

В повседневной жизни, в своей работе мы часто пользуемся различными инструментами, например: 1. иглой, 2 шилом, 3.кусачки, 4. нож, 5. резцы инструментов и т.д. И замечаем: Что их действие, эффективность использования от чего зависит?

В? От чего именно зависит, как вы думаете?

Да, острая игла, шило без особого усилия прокалывает ткань, нож острый легко режет, любой инструмент стараются хорошо заточить.

 
  Отвечают на вопросы.

Высказывают свои мысли.

 

 

 

 

Затрудняются ответить.

В? Для чего это делают?

Правильно, острым инструментом значительно легче, т.е с меньшей силой материал прокалываем, режем ножом и т.д.

(Слайд 10)

Следовательно, при расчёте действия многих инструментов и механизмов бывает нужно учитывать не только силу, но и ещё какую физическую величину? Какую, именно?

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои мысли.

 

 

 

 

Затрудняются ответить.

  1. Проделывают эксперимент и делают вывод:

Ничего не произошло, на картоне нет следов пальца.

2. Той же силой надавите кнопку в картон.

Делают вывод: кнопка легко вошла в картон.

Высказывают разные доводы и приходят к одной мысли.

В данных примерах была разная площадь предметов, на которую действовала сила.

У вас у каждого на столе лежит картон и кнопка.

Пожалуйста, пальцем надавите на картон.

Что произошло, что вы наблюдаете?

Что произошло?

Почему результаты в опыте разные, как вы думаете?

Умение выполнять самостоятельно работу, наблюдать, делать вывод из проводимой работы, формирование познавательного интереса, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Умение работать в коллективе, слушать, наблюдать, формировать свои мысли и делать вывод, коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, кратко и точно отвечать на вопросы.

  Слушают учителя. Какой вывод мы можем сделать? (слайд 11)

Да, ещё надо учитывать, кроме силы, с которой одно тело действует на другое, но и площадь, на которую действует сила.

Следовательно, мы с вами вместе пришли к выводу; что сила не полностью характеризует действие тел. Необходимо нам ввести новую физическую величину, которая показывает зависимость результата действия силы от площади поверхности, на которую распределяется действие этой силы. Эта величина называется давлением.

И так, мы с вами сегодня с новой физической величиной.

Ещё раз повторим, что мы должны знать о новой физической величине?

Умение слушать учителя.
  Работа с учебником: Ф – 7 кл. А.В.Пёрышкин, Н.А. Родина.

параграф 33, стр. 67.

Работают с учебником, самостоятельно находят информацию и заполняют таблицу:

“Данные сведения о новой физической величине”.

В тетради заполняем таблицу “Данные сведения о новой физической величине” о новой физической величине, работая самостоятельно с учебником. Отвечают на вопрос.

 

 

Умение работать с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Закрепление:

Слайд 17 – 22.

№/п Что нужно знать о величине? Данные о физической величине.
1. Формула давления.

Р = F/S;

Давление = сила / площадь.

Р – давление,

F – сила, действующая на поверхность,

S – площадь поверхности.

2. Определение давления. Давление – это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
3. Единица давления в системе СИ 1 Н/ м 2 = 1 Па

ПА – (паскаль), в честь французского учёного Паскаля.

1 ПА – это давление, которое производит сила 1 Н на площадь поверхности в 1 м2.

4. Другие единицы давления, используемые на практике. Гектопаскаль (гПА),

Килопаскаль (кПА),

Мегапаскаль (МПА).

1гПА = 102 ПА = 100 ПА

1 кПА = 103 ПА = 1000 ПА

1 МПА = 106 ПА = 1000 000 Па

1 ПА = 0,001 кПА.

1 ПА = 0,01 гПа

Отвечают на вопросы в таблице.

Смотрят слайды и сверяют со своим заполнением.

Проверяем работу по заполнению таблицы.

Слайды для проверки заполнения таблицы:

№ 12,13,14,15,16

Если заполнили всё правильно, ставим себе “4 баллов”,

Если есть исправления, дополнения и не заполненные поля, Ставим себе “3 балла”

Умение самостоятельно работать с учебником, отвечать кратко и точно на поставленные вопросы, отбор нужной информации.

Формирование познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение работать самостоятельно, с учебником, заполнять таблицу по данному материалу, отбирать нужный материал, при ответах отстаивать свою точку зрения.

Самооценка своей работы.

Самоконтроль и оценки результатов своей деятельности

Задания записаны в маршрутных листах.

№ 1. Выразите в паскалях давления, равные 100 Н/м2 , 1,5 кПа, 2,5 МПА.

№ 2. Что означает давление равное 1500 кПА?

№ 3. Сила 100Н действует на площадь 0,02 м2. Определите давление.

№ 4. Человек нажимает на лопату силой 1000Н. Какое давление оказывает лопата на почву, если ширина её лезвия 0,2 м, а толщина режущего края 0,0002 м?

№ 5. Пословица. “Иголка мала, да больно колет”. Объясните с “научной” точке зрения, Почему игла больно колет?

№ 6. Загадка. “Деревянные сани по снегу скачут. А в снег не проваливаются”. Почему лыжи не проваливаются в снег?

№ 7. Слайд № 21.

5. Закрепление нового материала:

Проверяем ответы (слайды 17 – 22).

100 ПА, 1500 ПА, 2500000 ПА

Решают самостоятельно. Проверяем ответ: 5 кПА.

Решаем все вместе.

Разбираем условие задачи, записываем его.

Ответ: 25 МПА.

Предлагают разные ответы, но все вместе находим правильный.

Отмечаю работу учащихся, выставляю баллы за работу при закреплении нового материала

Кратко и чётко отвечать на поставленные вопросы, развивают умение мыслить, работать самостоятельно и в группе, умение выслушивать ответы своих одноклассников, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение, выражать свои мысли, отстаивать свои взгляды и убеждения, умение вести дискуссию.

Умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.

Слушают учителя, смотрят слайды. 7. Посмотрите на таблицу- давлений, создаваемых некоторыми телами. (слайд 23). (слайд -24).

Любая поверхность выдерживает только

определённое давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Кожа человека выдерживает давление 3000 000 ПА = 3 МПА.

Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.

Умение слушать учителя.
Пробуют ответить.

Сделайте вывод из сказанного.

Делают вывод:

Давление можно увеличить, если:

1. уменьшить площадь опоры

2. увеличить силу, которая перпендикулярно действует на опору.

3. можно одновременно уменьшить S и увеличить F.

6. Как вы думаете можно изменить давление, т.е. увеличить и уменьшить давление? (слайд 25-26)

Да, вы ребята правы, из формулы видно, что 1. для увеличения давления можно увеличить силу, которая перпендикулярно действует на площадь поверхности

2. можно уменьшить площадь поверхности, на которую производиться давление.

3. либо одновременно изменять и то и другое.

Например: швейная игла имеет площадь

S = 0,000 000 1 м2 Это позволяет при усилии в 10Н производить давление Р = 100 000 000 ПА

Давление очень большое Р = 100 МПА!

Такое же давление мы получаем, когда пользуемся ножницами, кусачками или острым ножом.

В животном мире это можно наблюдать. Это – клыки у зверей, когти, клювы и т.д.(слайд 27 -31).

Умение делать выводы, применяя знания по физике, кратко и точно отвечать на поставленные вопросы.

Развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понимать его точку зрения.

  Делают вывод самостоятельно

Давление можно уменьшить, если:

1. Увеличить площадь опоры

2. уменьшить силу, которая перпендикулярно действует на опору.

3. можно одновременно увеличить S и уменьшить F.

 

Смотрят, приводят свои примеры, с которыми встречались в жизни

В?. Как можно уменьшить давление? Как вы думаете?

Ответьте самостоятельно.

Сделать вывод:

Приведите примеры:

Для большегрузных автомобилей изготовляют очень широкие шины. Это позволяет снизить давление на дорогу.

(слайд 32-34).

Примеры увеличения и уменьшения давления в природе, технике, медицине, строительстве. (35)

№ 8. Исходя из личного жизненного опыта, дополните данную таблицу. (слайд 36).

Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни: быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.
  1. Тест выполняете самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 37).

2. Проверьте свои ответы.

1 2 3 4 5
А А Б А А

3. Сами себя оцените, т.е. сами поставьте себе оценку за свою работу в тетрадях.

Если:

Нет ошибок – “5”,

1-2 ошибки - “4”,

3 -4 ошибки - “3”,

Более 4 ошибок – “2”.

7. Закрепление: (слайд 37), (слайд 38)

Тест:

1. Как измениться давление книги на стол, если на книгу положить груз массой 2 кг?

А) увеличиться Б) уменьшиться В) не измениться

2. Как измениться давление книги на стол, если книгу поставить на ребро?

А) увеличиться

Б) уменьшиться

В) не измениться

3. Площадь опоры брусков одинаковы. Какой из них давит на стол меньше всего, если F1 = 20Н, F2 = 10Н, F3 = 30Н.

А) № 1, Б) № 2, В) № 3, Г) одинаково.

4. Чем...... площадь опоры, тем ....... Давление, производимое одной и той же силой на эту опору?

А) больше, меньше

Б) больше, больше

В) меньше, меньше

Г) меньше, больше.

5.Стены зданий устанавливают на широкий фундамент для того, чтобы ... давление, так как, чем ....... площадь опоры, тем ........... давление.

А) уменьшить, больше, меньше

Б) увеличить, больше, меньше

В) уменьшить, меньше, больше

Г) увеличить, меньше, больше.

Умения применять теоретические знания по физике на практике.

Самоконтроль и оценки результатов своей деятельности,

Умения предвидеть результаты своих действий.

  Отвечают на вопросы. 8. Итог урока: (слайд 39)

1. Какую тему урока мы сегодня изучали?

2. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

3. Назовите способы изменения давления?

4. Назовите единицы измерения давления?

5. Какую цель мы поставили в начале урока

6. Достигли мы цели урока?

7. Как мы с вами поработали?

8. Объясните девиз нашего урока (слайд 2).

Коммуникативные умения докладывать о результатах своих действий на уроке.
  Слушают оценки.

 

Записывают в тетрадь - Д/з.

9. Ваши оценки за урок.

1. Выставляю оценки за урок с комментариями. 2. Оценки за тест будут выставлены в журнал.

Д/з:. 1. конспект урока, (слайд 40).

2. От чего зависит глубина, на которую гвоздь войдёт в дерево за один удар молотка? (Ответ можно проверить на опыте).

3. Подумайте и напишите небольшой рассказ, сочинение, стишок “Зачем нужно нам знать давление?” (пофантазируйте).

 

Умения слушать оценки результатов своей деятельности.

 

Самостоятельность в приобретении знаний, формирование у учащихся умений наблюдать и выполнять опыты.

Приложение № 1. Кроссворд.

Приложение №1.. “Маршрутный лист к уроку”.

Кроссворд:

1. Прибор для измерения силы. – (динамометр.)

2. Физическая величина, которая является мерой инертности тела. – (масса.)

3. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес – (вес)

4. Мельчайшая частица данного вещества.(молекула)

5. Единица измерения времени. (секунда)

6. Единица измерения силы. (Ньютон)

7. Мерой взаимодействия тел является ...... (сила)

8. Любое изменение формы и размера тела называется ......(деформация).