Цели урока:
- Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия музыкальных,поэтических и художественных образов;
- Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка,литература и изобразительное искусство).
Задачи:
- Знакомство с творчеством русского композитора (М.П. Мусоргского).
- Формировать внимательное отношение к музыкальному языку произведения, развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки; формировать художественно-образное мышление как основы развития творческой личности.
- Развитие исполнительско-творческих навыков и умений.
- Воспитывать любовь к природе, чувства доброты и патриотизма.
- Обогатить духовный мир учащихся.
Тип урока: Углубление знаний. Обобщение.
Методы: Беседа, исполнение, исследование, показ.
Оборудование и материалы:
- Магнитофон;
- Запись произведения “Рассвет наМосква – реке”;
- Фортепиано;
- Видео с использованием компьютера и экрана;
- Ноты и текст песен;
- Портрет М.П. Мусоргского;
- Термины: “музыкальный пейзаж”, вступление, опера, декорация, занавес,афиша,костюм;
- М.Ю. Лермонтов “Над Москвой великой...” (отрывок из поэмы).
Музыкальный материал:
- М.П. Мусоргский “Рассвет наМосква – реке” (вступление к опере “Хованщина”).
- Муз. .Г.Гладкова, сл. Э.Успенского “Песня о картинах”.
- Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой “Моя Россия”.
Оформление доски:
- Тема урока;
- Портрет М.П. Мусоргского;
- Плакат с записью главной мелодии вступления “Рассвет наМосква – реке”.
У.: - учитель музыки Мельникова К.В.
Ход урока
1. Введение в тему урока.
Поздоровались музыкально “Добрый день”. Распевка.
У.: Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?
“Песня о картинах” Г.Гладкова, слова Э.Успенского.
У.: В музыке тоже есть пейзажи.
2. Работа по теме урока.
Понятие о музыкальном пейзаже.
У.: Многие композиторы в своем творчестве создавали музыкальные произведения о природе. Например….(называют “Утро”Грига, “Времена года” Чайковского, Вивальди)
В отличие от пейзажа, созданного художником, “музыкальный пейзаж” – это “пейзаж” настроения, образа, языка. Не случайно французский писатель Оноре де Бальзак заметил: “На музыкальном языке живописать – значит будить в нашем сердце те или иные воспоминания”
У.: А как “звучат” картины природы в поэзии?
М.Ю.Лермонтов:
“Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Заря алая поднимается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?”
У.:
1. Какие чувства, настроение вызывает это стихотворение?
2. Какое время суток здесь описывается?
3. Можно ли пропеть этот стих?
4. Интонацию песен какого народа здесь мы слышим?(интонацию русских народных песен).
У.: Есть музыкальные произведения, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть. Я говорю о музыке, предназначенной для театра и кино. Например: вступление к опере “Хованщина” М.П.Мусоргского.
Звучит вступление к опере “Хованщина” М.П. Мусоргского (короткий фрагмент, несколько тактов).
Вопросы:
- Как М.П. Мусоргский показал национальный русский колорит музыки? (Мелодия плавная, протяжная близка к русской народной песне, движение мелодии восходящая, темп медленный)
- Какими чувствами наполнена музыка М.П. Мусоргского?
У.: Выучим тему вступления и подберем слова к этой музыке.
Ученики, проинтонировав тему вступления, подбираюттему для сочинения стиха и затем сочиняют свои стихи.
У.: Продолжая наш урок, давайте вспомним, что такое опера?
У.: Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.
Опера Мусоргского “Хованщина” о том периоде русской истории, когда начинается царствование Петра Первого, задуманного уничтожить в стране обычаи и привычки старой Руси, распространить в народе европейскую культуру, знания, науку и искусство. “Рассвет на Москва-реке” - Мусоргский думал о картине гораздо более широкой: о рассвете в жизни всего Русского государства.
Вступление – начальный музыкальный эпизод, подготовляющий появление основной оперы.
У.: И сегодня мы попробуем создать театральную сцену не всей оперы, а только начальной сцены.
Музыка у нас есть. Что еще не хватает для создания спектакля?
(Декораций).
У.: Что такое декорации?
(Живописные изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене).
У.: Кто создает декорации?
(Декорации создает художник).
У.: Что влияет на художника, когда он оформляет сцену для какого-либо спектакля?
(Художник знакомится с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, своё видение этого произведения он воплощает в эскизах).
У.: А в чём ещё заключается работа художника в театре?
(художник создаёт занавес, афиши, костюмы).
У.: Сегодня вы выступаете в роли художников – декораторов.
(ученики устно “рисуют” эскизы декорации).
Слушаем и смотрим видеоряд к музыке Вступления.
Беседа по окончании слушания по вопросам:
1. Что общего вы увидели в картинах видеоряда и в вашем творчестве?
2. Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра исполняют мелодию?
(Исполняет симфонический оркестр. Композитор добавил к музыке две очень точные изобразительные подробности, уточняющие картину рассвета – коротенькие, пронзительные фразы гобоя и трубы, похожие на перекличку петухов, тяжелые удары колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения.
3. Итог урока.
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные представления, но и рождаются стихи.
У.: Какая песня о русской природе, о Родине созвучна нашей теме?
В заключение урока ученики исполняют песню “Моя Россия”. Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой.
Домашнее задание.
По желанию нарисовать эскизы декораций к вступлению оперы “Хованщина” М.П.Мусоргского.