Проект урока по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»: «Картины природы в музыке»

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия музыкальных,поэтических и художественных образов;
  • Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка,литература и изобразительное искусство).

Задачи:

  • Знакомство с творчеством русского композитора (М.П. Мусоргского).
  • Формировать внимательное отношение к музыкальному языку произведения, развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки; формировать художественно-образное мышление как основы развития творческой личности.
  • Развитие исполнительско-творческих навыков и умений.
  • Воспитывать любовь к природе, чувства доброты и патриотизма.
  • Обогатить духовный мир учащихся.

Тип урока: Углубление знаний. Обобщение.

Методы: Беседа, исполнение, исследование, показ.

Оборудование и материалы:

  • Магнитофон;
  • Запись произведения “Рассвет наМосква – реке”;
  • Фортепиано;
  • Видео с использованием компьютера и экрана;
  • Ноты и текст песен;
  • Портрет М.П. Мусоргского;
  • Термины: “музыкальный пейзаж”, вступление, опера, декорация, занавес,афиша,костюм;
  • М.Ю. Лермонтов “Над Москвой великой...” (отрывок из поэмы).

Музыкальный материал:

  • М.П. Мусоргский “Рассвет наМосква – реке” (вступление к опере “Хованщина”).
  • Муз. .Г.Гладкова, сл. Э.Успенского “Песня о картинах”.
  • Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой “Моя Россия”.

Оформление доски:

  • Тема урока;
  • Портрет М.П. Мусоргского;
  • Плакат с записью главной мелодии вступления “Рассвет наМосква – реке”.

У.: - учитель музыки Мельникова К.В.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Поздоровались музыкально “Добрый день”. Распевка.

У.: Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?

“Песня о картинах” Г.Гладкова, слова Э.Успенского.

У.: В музыке тоже есть пейзажи.

2. Работа по теме урока.

Понятие о музыкальном пейзаже.

У.: Многие композиторы в своем творчестве создавали музыкальные произведения о природе. Например….(называют “Утро”Грига, “Времена года” Чайковского, Вивальди)

В отличие от пейзажа, созданного художником, “музыкальный пейзаж” – это “пейзаж” настроения, образа, языка. Не случайно французский писатель Оноре де Бальзак заметил: “На музыкальном языке живописать – значит будить в нашем сердце те или иные воспоминания”

У.: А как “звучат” картины природы в поэзии?

М.Ю.Лермонтов:

“Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Заря алая поднимается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?”

У.:

1. Какие чувства, настроение вызывает это стихотворение?

2. Какое время суток здесь описывается?

3. Можно ли пропеть этот стих?

4. Интонацию песен какого народа здесь мы слышим?(интонацию русских народных песен).

У.: Есть музыкальные произведения, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть. Я говорю о музыке, предназначенной для театра и кино. Например: вступление к опере “Хованщина” М.П.Мусоргского.

Звучит вступление к опере “Хованщина” М.П. Мусоргского (короткий фрагмент, несколько тактов).

Вопросы:

  1. Как М.П. Мусоргский показал национальный русский колорит музыки? (Мелодия плавная, протяжная близка к русской народной песне, движение мелодии восходящая, темп медленный)
  2. Какими чувствами наполнена музыка М.П. Мусоргского?

У.: Выучим тему вступления и подберем слова к этой музыке.

Ученики, проинтонировав тему вступления, подбираюттему для сочинения стиха и затем сочиняют свои стихи.

У.: Продолжая наш урок, давайте вспомним, что такое опера?

У.: Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

Опера Мусоргского “Хованщина” о том периоде русской истории, когда начинается царствование Петра Первого, задуманного уничтожить в стране обычаи и привычки старой Руси, распространить в народе европейскую культуру, знания, науку и искусство. “Рассвет на Москва-реке” - Мусоргский думал о картине гораздо более широкой: о рассвете в жизни всего Русского государства.

Вступление – начальный музыкальный эпизод, подготовляющий появление основной оперы.

У.: И сегодня мы попробуем создать театральную сцену не всей оперы, а только начальной сцены.

Музыка у нас есть. Что еще не хватает для создания спектакля?

(Декораций).

У.: Что такое декорации?

(Живописные изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене).

У.: Кто создает декорации?

(Декорации создает художник).

У.: Что влияет на художника, когда он оформляет сцену для какого-либо спектакля?

(Художник знакомится с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, своё видение этого произведения он воплощает в эскизах).

У.: А в чём ещё заключается работа художника в театре?

(художник создаёт занавес, афиши, костюмы).

У.: Сегодня вы выступаете в роли художников – декораторов.

(ученики устно “рисуют” эскизы декорации).

Слушаем и смотрим видеоряд к музыке Вступления.

Беседа по окончании слушания по вопросам:

1. Что общего вы увидели в картинах видеоряда и в вашем творчестве?

2. Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра исполняют мелодию?

(Исполняет симфонический оркестр. Композитор добавил к музыке две очень точные изобразительные подробности, уточняющие картину рассвета – коротенькие, пронзительные фразы гобоя и трубы, похожие на перекличку петухов, тяжелые удары колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения.

3. Итог урока.

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные представления, но и рождаются стихи.

У.: Какая песня о русской природе, о Родине созвучна нашей теме?

В заключение урока ученики исполняют песню “Моя Россия”. Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой.

Домашнее задание.

По желанию нарисовать эскизы декораций к вступлению оперы “Хованщина” М.П.Мусоргского.