Цели:
- Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
- Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
- Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
- Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Ход классного часа
Орг. Момент
Просмотр мультфильма “Самый большой друг”
- Ребята, как вы думаете, какая тема будет сегодня рассматриваться на нашем классном часе?
Вступительное слово
- Добрый день.
- Какое прекрасное слово – “дружба”! . Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Наш классный час называется “Дружба – чудесное слово”.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)
Мозговой штурм”. Работа над понятием “дружба” .
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: “Что такое дружба?”
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию “дружба”.
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: “Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”.
- Как вы понимаете выражение “взаимное доверие”? Общность интересов? Привязанность?
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: “Зачем дружба нужна людям?”.
Ученик:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Работа над понятием “настоящий друг” .
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами “злоба”, “хвастовство”, “равнодушие”, “эгоизм”?
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
(Дети разыгрывают по ролям).
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые...
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже...
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
- Как ей надо было поступить?
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Учитель.
- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Учитель.
-
Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
- Нет друга – ищи ... ... /а нашел – береги/.
- Не имей сто рублей ... ... /а имей сто друзей/.
- Один за всех ...... /и все за одного/.
- Человек без друзей ...... /что дерево без корней/.
Тест: “Какой ты друг?”
Теперь каждый из вас понимает, что такое дружба и что такое настоящий друг, проверим, какой ты друг.
1. Если другу купят самую лучшую игру...
А) я сделает вид, что мне все равно
Б) я умру от зависти
В) я за него порадуюсь
2. Когда мой друг болеет...
А) я буду веселиться и забуду про друга
Б) буду звонить иногда поболтать
В) буду часто навещать друга
3. Если мой друг пойдет гулять с кем-то другим...
А) он и меня позовет
Б) он мне ничего не скажет
В) я тоже пойду без него
4. Если про моего друга будут говорить плохо...
А) я сразу заступлюсь
Б) я промолчу
В) я тоже начну про него говорить
5. Если мне купили новый велосипед...
А) мы с другом будем кататься по очереди
Б) я сразу дам другу покататься
В) буду кататься один
6. Когда мой друг мне доверяет тайну...
А) я ее сохраню
Б) все разболтаю
В) я не хочу знать его тайны, потому что боюсь кому – нибудь разболтать.
Ответы на тест:
1: А – 3; Б – 0; В - 5
2:А – 0; Б – 3; В - 5
3:А – 5; Б – 0; В - 3
4:А – 5; Б – 3; В - 0
5:А – 3; Б – 5; В - 0
6:А – 5; Б – 0; В – 3
- 20 – 30 баллов – вы очень хороший друг.
- 9-19 баллов – научитесь дружить
- 0-8 баллов – у вас никогда не будет друзей, пора меняться
Работа в командах.
Каждой команде дается задание продумать и записать законы дружбы.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Не обманывай друга, будь с ним честен.
- Не предавай своего друга.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Будь внимателен к своему другу.
- Умей уступать своему другу.
Подведение итогов (рефлексия)
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Дети исполняют песню “От улыбки”
От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернетсяИ тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбки
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбкиОт улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладошиИ тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбки
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбкиОт улыбки станет всем теплей
И слону и даже маленькой улитке
Так пускай повсюду на земле
Будто лампочки включаются улыбкиИ тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбки
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбкиИ тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбки
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбки