Технология деятельностного метода в обучении образовательной области «Технология» (обслуживающий труд девочки )

Разделы: Технология


Цель урока.

  • Обучающая: Научить рассчитывать цену платья. Закрепить навыки моделирования. Формировать умение работать с различными источниками информации.
  • Воспитывающая: Воспитывать эстетический вкус, культуру труда и чувство ответственности.
  • Развивающая: Развивать творческое мышление, самостоятельность, Развивать пространственное воображение. Способствовать развитию речи, обогащению и усложнению словарного запаса

Тип урока: комбинированный

Вид урока: объяснение с демонстрацией презентации, практическая работа.

Методы обучения: словесный (беседа, диалог) наглядный (объяснение с демонстрацией презентации), частично-поисковый, творческий, практическая работа в группах.

Формы урока: фронтальная, групповая.

Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, экономика, математика.

Учебно-методическое оснащение урока: компьютер, рисунки №1, задания № 5, 15 штук по моделированию, карточки задания по экономике, коллекция ткани, клей.

Этапы урока.

  1. мотивация к учебной деятельности
  2. актуализация знаний
  3. проблемное объяснение и фиксирование новых знаний
  4. практическая работа в группах
  5. анализ урока, рефлексия
  6. Разбор домашнего задания

Ход урока

1. Организационный момент. Встреча учащихся, проверка присутствующих, сообщение темы урока.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

  • Какие стили в одежде вы знаете?
  • Что такое силуэт по вашему мнению?
  • Перечислите гигиенические и технологические свойства натуральных тканей
  • Перечислите гигиенические и технологические свойства искусственных тканей.
  • Что такое конструктивные линии?

Оформление доски. На доске написана тема урока и оформлена таблица.

Калькуляция себестоимости на единицу продукции (в руб.)

№ п/п Наименование статей затрат Затраты на ед. продукции
Фирмы №1
Затраты на ед. продукции
Фирмы №2
1 Прямые затраты 140  
2 Косвенные затраты 44  
3 амортизация 1  
4 Заработная плата 1056  
5 Себестоимость 1241  
6 Ожидаемая прибыль 248  
7 Цена платья 1489  

Результаты записываются в таблицу представителями фирм по ходу расчетов.

3. Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний

Учитель. Урок будет проходить в виде деловой игры. Класс делится на две фирмы (группы) по пошиву платья. Каждая фирма придумывает свое название.

Сегодня на уроке присутствует архивариус, который будет давать нам краткие исторические справки. (Архивариус выбирается из числа учеников заранее).

Одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей.

Современный стиль характеризует простота, художественная выразительность. А какие стили существуют сейчас? Презентация “классический, спортивный, романтический и авангардный стиль” Что же такое стиль?

Архивариус: Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру и понятие красоты.

Учитель. Мы знаем, что платье разного назначения можно раскроить с помощью основной выкройки (основы) соответствующего размера. Они могут существенно отличаться тканью, отделкой, расцветкой. (см. рис. рис.1)

 

     

4. Практическая часть урока.

Учитель: практическая часть урока будет состоять из нескольких заданий для каждой группы.

Задание №1. Придумать название фирмы и выбрать руководителя. Идет представление.

Задание №2. Нарисовать 3 модели платья, обозначить все конструктивные линии, дать описание каждой модели, обосновать выбор одной модели для пошива. Подобрать образцы ткани.

Для выполнения данного задания вам потребуются карточки задания №1 коллекция тканей, клей, цветные карандаши.

Учащиеся работают по карточке № 1.

Учитель: пока фирмы выполняют задание, архивариус даст нам историческую справку.

Архивариус: презентация “стили одежды связанные с историческими эпохами”

Учитель: Итак, фирмы готовы к представлению своих моделей. Каждая фирма выбрала свою модель для пошива. Но как нам узнать, выгодно ли шить эти модели? И какой предмет нам поможет в этом разобраться? Конечно, экономика.

Архивариус: В 4 веке до нашей эры греческий мыслитель Аристотель описал ряд понятий рыночной экономики, таких как товар, стоимость, деньги, которыми пользуются и сейчас. Он первый ввел понятие “экономика”, соединив греческие слова “ойкос”-дом, хозяйство и “номос” - закон. Таким образом, экономика определяется как законы, правила ведения хозяйства

Учитель для того, чтобы определить, будет ли прибыль от продажи необходимо составить калькуляцию себестоимости продукции.

Архивариус: калькулирование это способ учета затрат на производство и реализацию продукции. В ходе калькулирования рассчитывается себестоимость продукции, именно она является базой для определения цены продукции. Предварительно составленная калькуляция дает возможность реально оценить все возможные затраты.

Учитель: Чтобы определить себестоимость необходимо подсчитать материальные затраты, прямые и косвенные, заработную плату, амортизацию. Также мы подсчитаем ожидаемую прибыль и цену платья. Каждая фирма должна произвести расчеты. Выдаются три задания.

Задание №1

Расчет материальных затрат.

На основе эскиза рассчитать расход ткани на модель

  • При ширине ткани 140 см. по формуле Ди + 20см.
  • При ширине ткани 90 см. по формуле 2 * (Ди + 20 см.)

Прямые затраты

Наименование Количество Цена (условная) Сумма затрат
Ткань х/б

Нитки

Замок – молния

3 м.

1 шт.

1 шт

40 рублей

5 руб

15 руб

120 руб

5 руб

15 руб

Сумма прямых затрат 140 руб.

Косвенные затраты на электроэнергию.

  • Мощность швейной машины (Рм) 220 Вт (2.2 квт)
  • Мощность электролампочки (Рэ) 220 Вт (2.2 квт)
  • Время на изготовление на швейной машине (tм) 7час и при электрическом освещении (tэ) 3 час.
  • Стоимость 1 квт час (а) 2 руб.
  • Сумма косвенных затрат (Рм*tм + Рэ*tэ)*а = (2.2*7 + 2.2*3) * 2 = 44 руб

Итого: Сумма прямых затрат + сумма косвенных затрат = 140+44 =184 руб

Задание №2

Расчет заработной платы.

При 8-ми часовом рабочем дне Р(день), швея затрачивает на пошив платья 16 час. 1 час работы стоит 5 руб (С). Отчисления (О) в пенсионный фонд примем 20%

Определить заработную плату швеи в месяц.

1. сколько штук сошьет швея за 16 час.(t)

К = t : Р(день) = 16час : 8час = 2 шт.

2. сколько сошьет за месяц, если в месяце 22 рабочих дня (Рд.м.)

К(месяц) = Р(д.м.) : К = 22 : 2 = 11 шт.

3. сколько получит швея за пошив 1 платья (З шт)

З(шт) = t * С = 16 *5 =80 руб.

4. какая заработная плата у швеи в месяц. З(м)

З(м) = К(месяц) * З(шт) = 11*80 = 880 руб.

5. Отчисления в пенсионный фонд

О = З(м)* % = 880 * 0,2 = 176 руб.

6. Заработная плата швеи З

З = З(м) + О = 880 + 176 = 1056 руб

Задание №3

Расчет амортизации.

Швейная машина стоит 500 рублей (Ц) и служит 5 лет (Н)

Годовая норма амортизации = Ц : Н = 500 : 5 = 100 руб.

Если машина эксплуатируется 200 дней в году, то ее износ за 1 день будет

100 : 200 = 0,5 руб.

На пошив платья затрачивается 16 часов, то есть 2 дня, поэтому сумма амортизационных отчислений (А) в расчете на 1 платье составит

А = 0,5 руб. * 2 = 1 руб

Себестоимость платья равна

С = Пз + Кз + Зп + А = 140+44+1056+1= 1241 руб

Пока фирмы заняты расчетом, архивариус знакомит гостей с некоторыми понятиями экономики.

Архивариус. Основные средства, такие как машины, оборудование, в процессе работы изнашиваются. Для того, поддержать их в рабочем состоянии или приобрести со временем новые, в себестоимость входит часть стоимости основных средств, это и есть амортизационные отчисления или просто амортизация.

Затраты. Все затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты – это затраты, которые можно непосредственно отнести на производство конкретной продукции. Это материалы. Используемые для пошива платья, это швейные машины (то есть амортизация), это расходы по оплате труда швеи, это отчисления и взносы на социальное страхование.

Косвенные затраты – это расходы, которые являются общими для фирмы, поэтому их нельзя отнести на конкретный вид продукции. Это оплата труда администрации и работников, общее освещение и другие расходы.

Представители фирм заносят результаты расчетов в таблицу на доске.

Учитель: Если фирмы будут продавать платья по себестоимости, то она не получит прибыли. Поэтому в планируемую стоимость включается ожидаемая прибыль. Если минимальная допустимая норма рентабельности Р (это отношение прибыли к себестоимости) равна 20%, то ожидаемая прибыль будет равна

П = С * Р = 1241 * 0,2 = 248 руб.

Фирмы рассчитывают ожидаемую прибыль и записывают в таблицу.

А теперь определим, какова же будет цена нашего платья.

Цена платья получается из суммы прибыли и себестоимости

Ц = П + С = 248,2 + 1241 = 1489 руб.

Представители фирм выходят к доске и по таблице калькуляции обосновывают выбор своей модели.

5 Анализ урока Оценка результатов работы. Рефлексия

Критерии оценок: аккуратность, грамотность, своевременность.

6. Разбор домашнего задания, уборка рабочих мест.

Д/з выполнить расчет прямых и косвенных затрат на свое платье.