Цели урока:
- Ознакомление обучающихся с историей возникновения вышивки, с материалами и инструментами для вышивки, с техникой вышивки “крестом”.
- Создать условия для формирования умений и навыков работы с иглой по канве, чтения схемы, работы с таблицами; для развития у обучающихся пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.
- Способствовать воспитанию усидчивости, терпения, аккуратности, бережливости, внимательности, точности, любви к вышивке.
Тип урока: комбинированный.
Методы: информационно-репродуктивный; объяснительно-репродуктивный; практический.
Материально-техническое и дидактическое оснащение: папка вышивка, инструменты и материалы: ткань, канва, нитки, мулине, иголки, ножницы, тетрадь; оформление доски (стежки, крест, образец, последовательность выполнения)
Ход урока
I. Организационный момент
- Подготовка обучающихся к занятию;
- Сведения об отсутствующих;
- Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка знаний. Вопросы:
Какие виды швов вы уже знаете?
III. Подведение итогов проверки знаний.
IV. Подведение обучающихся к изучению новой темы.
- Вот мы вспомнили, виды швов которые выполняли в этом году.
- Cегодня на уроке вы узнаете о новов виде шва – это “крест”, узнаете об истории возникновения вышивки “крестом”, о материалах и инструментах которые необходимы для вышивки. И попробуете на практике применить полученные знания.
V. Изучение нового материала.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Рассказ учителя: Из история возникновения вышивки. Материалы и инструменты для выполнения вышивки. Техника выполнения вышивки “крестом”. |
Зпись конспекта |
VI. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения.
- Какие материалы и инструменты необходимы для вышивки?
- Какие нитки используется для вышивания?
- Какая бывает канва и для чего она используется?
- Сколько нитей с одном пучке нитей мулине?
- Сколько нужно брать нитей для вышивания?
- Как выполняется “Х”?
VII. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных знаний.
1. Вводный инструктаж (инструктаж обучающихся о предстоящей работе “Вышивка образца”)
2. Текущий инструктаж
1 обход – обратить внимание на правильность выполнения работы;
2 обход – осуществление обучающимися самоконтроля.
3. Заключительный инструктаж
- Проверить правильность выполнения работы.
- Провести приёмку работ т выставить оценки.
VIII. Подведение итогов.
- Анализ характерных ошибок и их причины.
- Сообщение оценки каждому обучающемуся.
Домашнее задание: Принести тетерадь, вышивку, рабочую коробочку.
Рассказ учителя:
Вышивка – широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине. Её выполняли льняными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.п.
В XVIII-XX веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению – начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе, украсив его вышивкой.
Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле, но мода на вышивку не исчезла. Вышитые изделия широко применяются как для украшения современной одежды, так и для убранства интерьера: в виде художественных панно, ковров, расшитых скатертей, салфеток, полотенец и т.д.
В этом году вы научитесь вышивать крестом.
Инструменты, материалы и приспособления необходимые для работы: ножницы, иглы (с длинными ушками), напёрсток, карандаши, сантиметровая лента, пяльцы (пластмассовые или деревянные), нитки мулине (состоит из 6 нитей в пучке), также можно использовать нитки “Ирис” и шёлковые, канва.
Канва – это специальная ткань, её структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы (чем меньше номер, тем больше клетка).
Пяльцы – держать ткань в натянутом виде и предотвращают стягивание вышитого узора.
Вышивка крестом — вид вышивания; это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется техника в полный крест или полукрест.
Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трёх клеток. Выполняя швом “крест” декоративные изделия, например салфетки, помни, что эстетичность вида изделий зависит от чистоты работы.
Полукрест (косой гобеленовый шов) – это строчка повторяющихся стежков выполненных в одном направлении.