Вышивка как один из видов декоративно-прикладного творчества. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Ознакомление обучающихся с историей возникновения вышивки, с материалами и инструментами для вышивки, с техникой вышивки “крестом”.
  • Создать условия для формирования умений и навыков работы с иглой по канве, чтения схемы, работы с таблицами; для развития у обучающихся пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.
  • Способствовать воспитанию усидчивости, терпения, аккуратности, бережливости, внимательности, точности, любви к вышивке.

Тип урока: комбинированный.

Методы: информационно-репродуктивный; объяснительно-репродуктивный; практический.

Материально-техническое и дидактическое оснащение: папка вышивка, инструменты и материалы: ткань, канва, нитки, мулине, иголки, ножницы, тетрадь; оформление доски (стежки, крест, образец, последовательность выполнения)

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Подготовка обучающихся к занятию;
  2. Сведения об отсутствующих;
  3. Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка знаний. Вопросы:

Какие виды швов вы уже знаете?

III. Подведение итогов проверки знаний.

IV. Подведение обучающихся к изучению новой темы.

- Вот мы вспомнили, виды швов которые выполняли в этом году.

- Cегодня на уроке вы узнаете о новов виде шва – это “крест”, узнаете об истории возникновения вышивки “крестом”, о материалах и инструментах которые необходимы для вышивки. И попробуете на практике применить полученные знания.

V. Изучение нового материала.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Рассказ учителя:

Из история возникновения вышивки.

Материалы и инструменты для выполнения вышивки.

Техника выполнения вышивки “крестом”.

Зпись конспекта

VI. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения.

  1. Какие материалы и инструменты необходимы для вышивки?
  2. Какие нитки используется для вышивания?
  3. Какая бывает канва и для чего она используется?
  4. Сколько нитей с одном пучке нитей мулине?
  5. Сколько нужно брать нитей для вышивания?
  6. Как выполняется “Х”?

VII. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных знаний.

1. Вводный инструктаж (инструктаж обучающихся о предстоящей работе “Вышивка образца”)

2. Текущий инструктаж

1 обход – обратить внимание на правильность выполнения работы;

2 обход – осуществление обучающимися самоконтроля.

3. Заключительный инструктаж

  • Проверить правильность выполнения работы.
  • Провести приёмку работ т выставить оценки.

VIII. Подведение итогов.

  1. Анализ характерных ошибок и их причины.
  2. Сообщение оценки каждому обучающемуся.

Домашнее задание: Принести тетерадь, вышивку, рабочую коробочку.

Рассказ учителя:

Вышивка – широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине. Её выполняли льняными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.п.

В XVIII-XX веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению – начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе, украсив его вышивкой.

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле, но мода на вышивку не исчезла. Вышитые изделия широко применяются как для украшения современной одежды, так и для убранства интерьера: в виде художественных панно, ковров, расшитых скатертей, салфеток, полотенец и т.д.

В этом году вы научитесь вышивать крестом.

Инструменты, материалы и приспособления необходимые для работы: ножницы, иглы (с длинными ушками), напёрсток, карандаши, сантиметровая лента, пяльцы (пластмассовые или деревянные), нитки мулине (состоит из 6 нитей в пучке), также можно использовать нитки “Ирис” и шёлковые, канва.

Канва – это специальная ткань, её структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы (чем меньше номер, тем больше клетка).

Пяльцы – держать ткань в натянутом виде и предотвращают стягивание вышитого узора.

Вышивка крестом — вид вышивания; это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется техника в полный крест или полукрест.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трёх клеток. Выполняя швом “крест” декоративные изделия, например салфетки, помни, что эстетичность вида изделий зависит от чистоты работы.

Полукрест (косой гобеленовый шов) – это строчка повторяющихся стежков выполненных в одном направлении.

Приложение "Виды швов".