Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ”).
- Программы преподавания информатики профессора Н.В. Макаровой, этап обучения пропедевтический для 5 класса.
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).
Цели изучения информатики в основной школе
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Требования к результатам освоения курса
Сформулированные цели реализуются через
достижение образовательных результатов. Эти
результаты структурированы по ключевым задачам
общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и
включают в себя предметные, метапредметные и
личностные результаты. Особенность информатики
заключается в том, что многие предметные знания и
способы деятельности (включая использование
средств ИКТ) имеют значимость для других
предметных областей и формируются при их
изучении.
Образовательные результаты сформулированы в
деятельностной форме, это служит основой
разработки контрольных измерительных
материалов основного общего образования по
информатике.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
- умение использовать термины “информация”, “сообщение”, “данные”, “кодирование”, “алгоритм”, “программа”; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение описывать размер двоичных текстов, используя термины “бит”, “байт” и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере.
Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира.
Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в 5 классе ориентировано на использование учебника: Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу “Информатика и ИКТ” входят:
- Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Часть первая. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
- Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Часть вторая. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
- Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
- Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 2. Начальный уровень, Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
- Интерактивный УМК для преподавателей информатики и ИКТ, DVD-приложение к учебно-методическому комплекту Н. В. Макаровой
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 1 часть. Информационная картина мира. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 2 часть. Программное обеспечение информационных технологий. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 3 часть. Техническое обеспечение информационных технологий. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ 5 класс
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия “информация”, “информационный объект”;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Программа предусматривает проведение контрольных работ; практических работ на компьютере.
Учебно-тематический план
(1 ч в неделю, 34 ч в год)
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
5 класс | ||||
1 | Учимся работать на компьютере | 9 | 5 | 4 |
2 | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 6 | 3 | 3 |
3 | Компьютерная графика | 10 | 5 | 5 |
4 | Алгоритмы | 9 | 5 | 4 |
Итого: | 34 | 18 | 16 |
Содержание курса информатики и ИКТ
5 класс
1. Учимся работать на компьютере.
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
Освоение приемов работы с мышью.
Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.
Представление об окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.
Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Ввод информации в память компьютера.
Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.
Учащиеся должны знать:
- назначение основных устройств компьютера;
- правила работы за компьютером;
- назначение Рабочего стола;
- понятие графического интерфейса;
- назначение компьютерного меню и Главного меню;
- роль окна при работе в системной среде Windows;
- назначение служебных клавиш на клавиатуре;
- назначение программы Калькулятор;
- технологию работы с программой Калькулятор.
Учащиеся должны уметь:
- работать мышью;
- выбирать пункты меню;
- запускать программу и завершать работу с ней;
- изменять размеры и расположение окна;
- приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов;
- выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.
- Практическая работа №1 “Знакомимся с клавиатурой”.
- Практическая работа №2 “Осваиваем мышь”.
- Практическая работа №3 “Запускаем программы. Основные элементы окна программы”.
- Практическая работа №4 “Знакомимся с компьютерным меню”.
Клавиатурный тренажер.
- Практическая работа №5 “Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор”.
Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота, WordPad). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора.
Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Учащиеся должны знать:
- основные правила набора текста;
- назначение Основного меню;
- основные операции редактирования;
- назначение буфера обмена;
Учащиеся должны уметь:
- вводить и редактировать текст;
- копировать, перемещать, удалять фрагмент текста
- Клавиатурный тренажер.
- Координатный тренажер.
- Практическая работа №6 “Вводим текст”.
- Практическая работа №7 “Редактируем текст”.
- Практическая работа №8 “Работаем с фрагментами текста”.
- Практическая работа №9 “Форматируем текст”.
- Компьютерная графика
Освоение среды графического редактора Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности графического редактора;
- назначение объектов интерфейса графического редактора;
Учащиеся должны уметь:
- настраивать Панель инструментов;
- создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.
Редактирование рисунков
Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Учащиеся должны знать:
- понятие фрагмента рисунка;
- понятие файла.
Учащиеся должны уметь:
- выделять и перемещать фрагмент рисунка;
- создавать графический объект из типовых фрагментов;
- сохранять рисунок в файле и открывать файл.
Точные построения графических объектов
Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.
Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.
Учащиеся должны знать:
- точные способы построения геометрических фигур;
- понятие пикселя;
- понятие пиктограммы.
Учащиеся должны уметь:
- использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;
- редактировать графический объект по пикселям;
- рисовать пиктограммы;
Компьютерный практикум.
- Практическая работа №10 “Знакомимся с инструментами рисования графического редактора”.
- Практическая работа №11 “Начинаем рисовать”.
- Практическая работа №12 “Создаем комбинированные документы”.
- Практическая работа №13 “Работаем с графическими фрагментами”.
- Практическая работа №14 “Работаем с графическими фрагментами”.
- Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Алгоритмы
Основы алгоритмического языка КуМир.
Что такое алгоритм. Виды алгоритмов. Линейный алгоритм. Цикл. Ветвление.
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритма; виды алгоритмов;
- происхождение слова “алгоритм”;
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры алгоритмов, составлять алгоритмы;
- решать простейшие алгоритмические задачи.
Среда программирования КуМир.
Программа. Имя, начало, конец алгоритма. Основные команды
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности среды программирования КуМир;
- назначение объектов интерфейса среды программирования КуМир;
Учащиеся должны уметь:
- настраивать и пользоватьсяопциями среды программирования КуМир;
- выполнять задания на составление простых линейных алгоритмов, задания на циклы нц... раз.
Компьютерный практикум.
- Практическая работа №15 “Задания на составление простых линейных алгоритмов”.
- Практическая работа №16 “Задания на составление простых линейных алгоритмов”.
- Практическая работа №17 “Задания на циклы нц... раз”.
- Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Приложение 1.Тематическое планирование: освоение предметных знаний (базовые понятия, элементы содержания), планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) в соответствии с ФГОС
Приложение 2. Тематическое планирование: количество часов, код контролируемого элемента, виды деятельности учащихся, формы контроля, информационное сопровождение, домашнее задание, сроки