Поступление ребенка в Высшую школу музыки и соответственно в интернат, всегда связано с определенными психологическими трудностями, в силу того, что из знакомой домашней среды он переходит совершенно новые условия жизни. Он отрывается от своих родителей, близких людей и попадает в окружение множества чужих взрослых: преподавателей-музыкантов, учителей по общеобразовательным дисциплинам, воспитателей, которые все вокруг учат, делают замечания и требуют, как ему кажется, невозможного. Поступившему ребенку непонятен режим дня: весь день один за другим идут общеобразовательные уроки и занятия по музыкальным предметам. И он теряется, ищет поддержку, понимание, более остро нуждается в эмоциональном общении, как с воспитателями, так и со сверстниками, с которыми живет вместе.
В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в новое учреждение, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Недостаточная зрелость физиологических систем организма детей, обеспечивающих адаптацию, создает предпосылки для сравнительно легкого их перенапряжения, а иногда приводит их к психическому стрессу, который проявляется в нарушениях поведения, расстройства сна, снижении аппетита, ухудшении эмоционального тонуса. Они более остро нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми в утверждении своих притязаний. Именно воспитатель может способствовать адаптации к условиям интерната, поддержать и развить в учащихся интерес к новым знаниям, помочь найти в окружающей среде.
По данным американских исследователей, такое состояние можно сравнить с переживанием взрослого человека в ситуации развода. Один из ведущих специалистов по воспитанию детей профессор Н.И.Аскарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересадить дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево все равно на новом месте болеет, пока не приживется. Известный психолог Л.С.Выгодский подчеркивал, что ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка.
Как известно, существуют 3 этапа протекания адаптации. Первый – острый период, когда у детей наиболее выражены отрицательные поведенческие реакции, нарушается сон, аппетит. Ярко проявляются социальные и эмоциональные барьеры. Новизна условий жизни, появление новых предметов , незнакомых вещей, новой жизни приводит к проявлению синдрома «мое». Обычно этот период длится 10-20 дней.
Второй, подострый период (собственно адаптация), когда выраженные отрицательные сдвиги в организме постепенно сглаживаются. Освоившись в новых условиях, ребенок начинает искать линию поведения, которая бы удовлетворила воспитателей. Затем, постепенно привыкнув, он пробует вести себя как прежде. Удивляет, что активный веселый ребенок вдруг стал замкнутым, неразговорчивым, а угрюмый проявляет интерес к окружающему (особенно, когда за ним никто не наблюдает). Наиболее ярко обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек, проблемы с памятью, отстаивание в познавательной сфере. Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка. Этот период длится обычно 20-40 дней.
И наконец, третий период – адаптированности,
когда все показатели нормализуются.
Продолжительность этого периода в большей мере
зависит от окружающих условий:
социально-бытовых, гигиенических,
педагогических. Из неблагоприятных факторов
отметим нарушение возрастных режимов, утомление,
перегрузку – они удлиняют период адаптации и
ухудшают ее течение.
Во все периоды адаптации воспитатели стараются
наладить контакт с ребенком. Они учитывают его
индивидуальные особенности, не подавляя
строгостью и наказаниями, разъясняют конкретную
ситуацию, убеждают в необходимости выполнять то
или иное требование,исходя из возможности понять
и принять объяснение взрослого. При этом важно не
сковывать самостоятельность и активность детей.
Во время уроков, экзаменов , концертов, конкурсов,
в делах в коттедже нужно эмоционально
поддерживать одобрительным взглядом, улыбкой,
мягким поглаживанием руки, ласковым советом,
например, «если постараешься, всегда выйдет так,
как хочешь» или «давай подумаем вместе, я тебе
помогу и поддержу» и т.д Временами дети бывают
очень раздражительными, нервными, замкнутыми ,
младшие плачут, хотят к маме, тогда воспитателю
надо постараться снять отрицательное
эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта.
Необходимо также помочь сформировать правильное
отношение ко всем: к окружающим сверстникам и ко
всем взрослым, а также к себе.
Важным фактором адаптации является оформление жилья, в котором будет жить ребенок. Здесь надо постараться создать домашний уют, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, как дома, чувствовал , что это общее тоже его. К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на него можно положиться, доверить самое сокровенное, найти опору в трудную минуту. Это требует времени и терпения со стороны взрослого.
Многочисленные исследования российских и зарубежных ученых убедительно доказали, что привыкание к новым для него условиям, так называемый период адаптации, в основном, зависит от того, как родители смогли подготовить ребенка к данной школе. Наше учебное заведение – не- обычная щкола. Родители должны знать, куда поступил ребенок, какова нагрузка,как здесь учатся и кем станет после окончания такой специализированной школе нагрузка двойная. Ребенка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении.
Наш рабочий день начинается с 6.15 утра. С утра должна начинаться самая необходимая и нужная утренняя самоподготовка к специальности. И далее по расписанию, начиная с 9 часов до 18 часов вечера (иногда и дольше) идут уроки, репетиции, иногда концерты и опять самоподготовка. Поэтому неудивительно, что в таком режиме у ребенка срабатывает инстинкт самосохранения, и он начинает активно обороняться доступными ему способами: плачет, бунтует, отказывается от помощи незнакомых людей, иногда говорит неправду. Также ребенок не понимает почему целый день нужно бегать на разные уроки ( притом соблюдая точное время), столько разных взрослых людей, у которых разные требования. Показатели учебы снижаются. Вспоминается случай , когда мальчик –первоклассник не мог целый день запомнить буквы по азбуке и ноты по музыкальной грамоте. Пришлось отложить освоение азбуки на один год, и только тогда он быстро стал запоминать ноты и понимать теорию музыки. Поэтому перед поступлением нужно ознакомить родителей со школой , с программой, с режимом дня и т.д. Помогает процессу адаптации и доверительная беседа с родителями об особенностях их ребенка, о его привычках, интересах, знаниях.
В свою очередь, родители надеются на то, что воспитатель будет внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям, и с ним можно посоветоваться о ребенке, что дети всегда будут чистенькими, тепло одетыми, сытыми и жизнерадостными. Родители в период адаптации ребенка должны по возможности часто посещать школу, в выходные забирать домой, чтобы поговорить, побыть с ребенком, снять стресс и усталость. Воспитатель должен неуклонно выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.
Еще один важный момент и не только в адаптационный период. Воспитатель должен знать, что критика бесполезна, потому что она заставляет человека обороняться и, как правило, оправдывать себя. Критика опасна , потому что она наносит удар по его гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду. Важную роль в формировании личности ребенка играет живое слово воспитателя, с которым он обращается к питомцу. Поэтому метод объяснения , разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача воспитателя – заслужить доверие ребенка.
Итак, в адаптационный период очень важно проявить максимум терпимости ко всем просьбам или даже капризам ребенка и, повторимся, заслужить его доверие, сохранить постоянство обстановки в комнате, где он живет и основной порядок следования разных событий жизни. Обозначать переходы от одного занятия к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться. Воспитатель должен найти возможность индивидуального общения с каждым ребенком, постепенно знакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития.
Исходя из нашего опыта, профилактическая работа по адаптации в интернатских условиях имеет следующие этапы:
- Формирование групповой сплоченности, навыков поведения в новой ситуации, умение ориентироваться в пространстве школы и интерната;
- Работа с основными проблемами , возникающими у детей: принятие правил, режима интерната, школы, установление норм взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, воспитателями. Помощь в осознании требований щколы;
- Осознание учащимися требований воспитателей, преподавателей, способствующих достижению высоких результатов;
- Формирование некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем, развитие коммуникативных умений, обучение конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях;
При этом используются следующие психологические методы и техники:
– ролевые игры: разыгрывание различных
ситуаций, литературных сюжетов, коллективный
показ спектаклей, мини-концертов;
– дискуссии: обсуждение вопросов, связанных с
жизнью в коттедже;
– художественная арт-терапия:
предметно-тематическое и образно-тематическое
рисование (рисунки, изображающие эмоциональные
состояния и чувства)
– моделирование образцов поведения: игры,
упражнения на снятие тревожности, преодоление
школьных страхов;
Профилактическая работа с вновь поступившими детьми.
Тема |
Цель |
Методика и задания |
Создание комнаты |
– сформировать группу жильцов по
комнатам; – способствовать созданию доброжелательной атмосферы в комнатах; – выяснить проблемы у детей; – развивать умение видеть ситуацию с разных сторон. Находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы; |
1. Каким ты себя представляешь в данное
время? 2. Если весело живется, делай так; 3. Твой коттедж, каким ты его видишь? 4. Если б это было так? |
Находим друзей | – способствовать формированию навыков
взаимодействия в группе; – помочь осознать , какие качества важны в дружбе? – повысить самооценку детей? |
1. Что я люблю делать? 2. Найди меня. 3. Настоящий друг; |
Дом, в котором мы живем | – помочь ознакомлению со школьными и
интернатскими правилами и режимом; – способствовать формированию учебных, навыков в общежитии; |
1. Наша школа; 2. Правила поведения в коттедже; |
Что поможет мне учиться? | – помочь осознанию школьных правил; – способствовать ведению дневника по самоподготовке; – способствовать самораскрытию детей; |
1. Нарисуй (расскажи) свое настроение; 2. Нужно уложиться в точное время; 3. Что поможет мне учиться; |
Легко ли быть учеником ВШМ? | – помочь осознать, какие качества
необходимы хорошему ученику ; – способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности; – научить распознать свои школьные страхи и помочь найти им решение; |
1. Если весело живется , делай так! 2. Идеальный ученик; 3. На ошибках учатся; 4. Рисуем слово; |
Наша самооценка | – формирование понятия о самооценке; – повышение самооценки учащихся; |
1. Записки друг другу; 2. Комплименты; 3. Аплодисменты; |
Наши эмоции | – развить навыки владения своими
эмоциями; – развить навыки самонаблюдения, саморефлексии; |
1. Да и нет. 2. Стена. |
Конфликт или взаимодействие? | – развить навыки общенияи разрешения
конфликтов; – научить детей свободно высказывать свои мысли, не боясь неодобрения; |
1. Назови чувство. 2. Конфликт или взаимодействие? Как разрешить конфликтные ситуации? |
Работа с негативными переживаниями | – повышение эмоциональной
устойчивости детей; – формировать навыки принятия собственных негативных эмоций; – формировать умение адекватно воспринимать обидные замечания; |
1. Как реагировать на обидные замечания? 2. Рисуем обиду; 3. Я и мой друг; |
Ставим цели | – помочь в осмыслении личных целей на
период обучения в Высшей школе музыки; – подведение итогов; |
1. Насколько ты веришь в себя? 2. Считаешь ли себя музыкантом? 3. Доброжелательное послание. |
Итак многолетний анализ проблемы адаптации детей в условиях интерната позволяет сформулировать следующие выводы:
- Проблемы, связанные с привыканием, приспособлением, неизбежно возникают у детей в первые месяцы пребывания в интернате. Каждый переходный период в жизни человека обладает соей спецификой, связанной первую очередь с психологическим своеобразием возраста. Адаптация обучению в подростковом возрасте тесно связана с понятием социальной адаптации. Так как для этого чрезвычайно важно осознание себя в обществе – «Я и общество».
- Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, настолько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с детьми, с воспитателями, педагогами, соблюдать режим и правила проживания и ориентироваться в новых ситуациях. Тут очень важна работа психолога.
- Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей является важным фактором в решении проблемы успешной адаптации .
- Адаптация будет успешной, если в школе будет вестись совместная работа «Семья – воспитатель – педагог – психолог»
Литература:
1. Астапов В.И. Педагогу о психическом
здоровье учащихся. М, 1991.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение
для психологии личности// Вопросы психологии.–
1989 г. №1.
3. Березин Ф.Б. Психическая и
психофизиологическая адаптация человека.– Л,1988.
4. Фридман Л.М. Психология детей и подростков
: справочник для учителей и воспитателей//
Вопросы психологии. – 1988 – №6.
5. Кузин М.В. Как выжить с
ребенком-подростком.– М., 2007 г.
6. Оконешникова А.П. Темперамент и характер
подростка.– Якутск, 1976 г.