Тип урока – урок изучения нового материала
Деятельностная цель – формирование способности учащихся к выдвижению гипотезы и её обоснование.
Образовательная цель – научиться распознавать параллельное соединение и познакомиться с законами параллельного соединения.
Формирование УУД:
Регулятивные действия – планирование
результата, целеполагания, прогнозирование
конечного результата, рефлексия своих действий.
Познавательные действия – постановка и
решение проблемы, развитие навыков работы с
лабораторным оборудованием, практического
применения полученных знаний.
Личностные действия – смыслообразование,
самоопределение.
Коммуникативные действия – планирование
учебного сотрудничества, умение выражать свои
мысли при диалоге, разрешение конфликтов.
Основное содержание урока:
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
УУД |
Организационный момент (2 мин) | Проверяет готовность детей к уроку, отмечает отсутствующих, уточняет домашнее задание. Раздаются листки с таблицами, они вклеиваются в тетрадь. | В начале урока проверяют готовность к уроку и показывают наличие домашнего задания | Самоорганизация, анализ своих действий при подготовке к уроку. |
Актуализация знаний (4 мин) | В начале урока вспоминаем правила
построения схем (задания типа «Исправь
ошибку»). Учитель ставит деятельностную цель
(выдвижение гипотезы и её подтверждение).
Называем синонимы слову «гипотеза», называем
слова, с которых может начинаться гипотеза. После того, как выяснили, что такое гипотеза и где с этим понятием дети уже встречались, учитель формулирует предварительные выводы о степени владения этим умением (владение на бытовом уровне). Приводим пример. Я формулирую гипотезу «Ежедневно в своей жизни вы выдвигаете гипотезы». Дети обосновывают её с помощью примеров и делают вывод о правильности. На уроке для обоснования гипотезы мы будем использовать эксперимент. |
Фронтальная работа. Первый ответивший
получает + за работу на этом этапе. Эти + заносятся
в таблицу оценивания. Предложить детям назвать слова с которых могут начинаться гипотезы (может быть, допустим, возможно, что если). Спросить у детей, где последний раз они выдвигали гипотезу на уроках и в жизни. |
правильно выражать свои мысли, нахождение закономерностей между понятиями, выстраивание логических взаимосвязей. |
Постановка учебной задачи (5 мин) | Формулировка темы урока одновременно
является тренировкой для формирования данного
ууд. При этом ученики заполняют таблицу: гипотеза
— обоснование (опровержение) — вывод. Отмечаются активные ученики. |
Дети по предложенному проблемному вопросу (Как нужно соединить потребители в квартире, чтобы можно было пользоваться каждым прибором в отдельности?) высказывают гипотезы. Выслушать различные гипотезы и их обоснование. Все вместе выбираем правильную, делаем вывод. Затем формулируем тему урока: «Параллельное соединение». | Умение высказывать гипотезу, анализ этих гипотез с точки зрения их адекватности. |
«Открытие нового знания» (20 мин) | Попробуем теперь, выдвигая гипотезы,
сформулировать основные закономерности
параллельного соединения. Сначала дети выдвигают гипотезу о силе тока. Слушаем все возможные гипотезы. Обосновывают её теоретически (в ветках цепи количество электронов, проходящих через поперечное сечение меньше чем в общей цепи) и подтверждают экспериментально, собирая цепь по заранее нарисованным на доске схемам, записывают показания в таблицу. Делают вывод. Слушаем все возможные выводы. Анализируем, что помогло правильно сформулировать гипотезу. Затем выдвигаем гипотезу о напряжении. Аналогично её прорабатываем. Отмечаются активные ученики. Дома дети выдвигают гипотезу о сопротивлении, но подтверждают её не экспериментально, а теоретически (по аналогии с последовательным соединением). |
Дети самостоятельно путем выдвижения
гипотезы, приходят к закону распределения силы
тока при параллельном подключении. В тетрадях заполняется таблица: гипотеза — обоснование — вывод. Путем выдвижения гипотез, дети формулируют законы для напряжения и сопротивления (дома) |
Рефлексия своих действий, выстраивание логических взаимосвязей, выдвижение гипотезы и её обоснование. |
Закрепление (7 мин) | В качестве повторения по содержанию,
выполняют задания по отысканию на схеме
параллельного соединения. Учитель подводит итоги об успешности/неуспешности достижения поставленных целей (получалось ли формулировать гипотезу правильно и почему). |
Самостоятельно делают свой вариант, потом обмениваются тетрадями и проверяют соседа. Затем проверяют по ответам на доске. | Закрепление изученных понятий, взаимооценка, самооценка |
Заключительный этап (2 мин) | Объявляются оценки, задается домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Анализ деятельности, самоанализ. |
Заранее, перед уроком раздаются листки с выполненными лабораторными работами и готовыми результатами, оборудование, таблицы для записи гипотез. На доске нарисованы схемы параллельного соединения.
Используемая литература:
Физика. 8 класс. А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2011.
Сборник задач по физике. 7-9 классы. В.И. Лукашик,
Е.В. Иванова. М.: Просвещение, 2012.