На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся подробная классификация уравнений и неравенств с модулем.
Введение. Определение модуля и его геометрический смысл.
«Модуль» (от лат. modulus-мера) ввёл английский математик Р. Котес (1682–1716). Знак модуля – немецкий математик (в 1841г.) К. Вейерштрасс (1815–1897).
Модуль числа a есть расстояние от нуля до точки a,
Модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой прямой, соответствующим этим точкам.
Используя определение модуля и его геометрический смысл, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем. Простейшие уравнения и неравенства удобно решать с помощью равносильных преобразований: возведение в квадрат и т.д.
Изучение нового материала
Учитель даёт систематизацию материала, классификацию уравнений и неравенств с модулем. Показывает презентацию. Таблица №1
Таблица №1 Классификация уравнений и неравенств с модулем
Уравнения |
Неравенства |
||
1 |
1 |
||
2 |
2 |
||
3 |
3 |
Совокупность двух систем f ≥ 0, f < 0 , |
|
4 |
Два модуля |
4 |
Два модуля |
5 |
Несколько модулей. Метод промежутков. Находим корни подмодульных выражений. Определим знак каждого подмодульного выражения. Составим совокупность нескольких систем. |
6 |
Замена переменной. Обозначим │f(x)│ = t, t≥ 0 Полезны формулы |
Решение примеров на закрепление
Учащиеся получают таблицу №1 (классификация уравнений и неравенств с модулем) и таблицу №2 (дидактический материал).
Таблица №2 Семинар «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».
|
Уравнения |
|
Неравенства |
1 |
│f(x)│ = a, a≥ 0, a – const 1) │x2 - 5x│= 6, 2) │2x - 3│= 1, 3) ││x│- 2│= 4. |
1 |
|
2 |
1) │x2 + x - 1│= 2x - 1, 2) │x2 + 3x - 10│= 3x - 1, 3) │x3- │x - 1││= 1. |
2 |
|
3 |
Совокупность двух систем |
3 |
Совокупность двух систем |
4 |
Два модуля |
4 |
Два модуля |
5 |
Несколько модулей. |
5 |
Несколько модулей. Метод промежутков. │f(x)│ ≥│g(x)│, (f - g)(f + g)≥ 0 1) │x2 - 2x│+ │x - 1│≤ x2, 2) │3 - x│- │x - 2│≤ 51, 3) │2x - 6│+ │4 - x│≤ │x - 2│. |
6 | Замена переменной. │f(x)│ = t, t ≥ 0, f2 = t2 1) (x - 2)2 - 8│x - 2│+ 15 = 0, 2) x2 + │x│- 6 = 0, 3) x2 - 2x - 5│x - 1│+ 5 = 0. |
6 | Замена переменной. 1) x2 - │x│- 12 ≥ 0, 2) 20 - 3x2 + 11│x │> 0, 3) x2 - 2x + 1 < 2│x - 1│. |
Примеры №1 из каждого раздела подготовленные ученики (консультанты) показывают решение с помощью презентации. Примеры №2 все учащиеся решают самостоятельно, консультанты проверяют и помогают (периодически демонстрируются слайды с решениями). Примеры №3 – домашнее задание.
1 раздел. Простейшие уравнения и неравенства с модулем.
1 ученик. Пример №1. │x2 - 5x│ = 6
Пример №2. │2x - 3│= 1 (учащиеся решают самостоятельно).
2 ученик. Пример №1. │x2 - 5x│ ≤ 6
Ответ [-1;2] U [3;6]
Пример №2. │5x - 3│ ≤ 4 (учащиеся решают самостоятельно).
Решение. -4 ≤ 5x - 3 ≤ 4, -1 ≤ 5x ≤ 4, -0,2 ≤ x ≤ 1,4,
Ответ [-0,2;1,4]
3 ученик. Пример №1. │x2 - 5│ ≥ 4
Ответ (-∞;-3] U [-1;1] U [3; +∞)
Пример №2. │5x - 3│≥ 2 (учащиеся решают самостоятельно).
Ответ (-∞;0,2] U [1; +∞)
2 раздел.
4 ученик. Пример №1. │x2 + x - 1│= 2x - 1, x ≥ 0,5
3 раздел. Совокупность двух систем.
5 ученик. Пример №1.
Ответ (-∞;-4] U [-1; +∞)
Пример №2. (учащиеся решают самостоятельно).
4 раздел. Два модуля
6 ученик. Пример №1. │-x2 + x - 1│= │-x2 + 2x + 3│,
Ответ {-4; 2; -0,5}
7 ученик. Пример №1. │x + x2 - 3│≤ │x - 2 + 2x2│
Решение. (x + x2 - 3 + x - 2 + 2x2)(x + x2 - 3 - x + 2 - 2x2) ≤ 0
(2x + 3x2 - 5)(-x2 - 1) ≤ 0, (2x + 3x2 - 5)(x2 + 1) ≥ 0, (2x + 3x2 - 5) ≥ 0
Пример №2. │3x - 1│< │2x - 5│ (учащиеся решают самостоятельно).
(3x - 1 + 2x - 5) (3x - 1 - 2x + 5) < 0, (5x - 6)(x + 4) < 0, -4 < x < 1,2
Ответ (-4; 1,2)
5 раздел. Несколько модулей. Метод промежутков.
8 ученик. Пример №1. 2│x - 1│- 3│x + 4│= 1
Решение. x1 = 1, x2 = -4
9 ученик. Пример №1. │ x2 - 2x│+ │x - 1│≤ x2
Решение. │ (x - 2)x│+ │x - 1│≤ x2
x1 = 0, x2 = 2, x3 = 1
6 раздел. Замена переменной.
10 ученик. Пример №1 (x - 2)2 - 8│x -2│+ 15 = 0
Решение. │x -2│= t, t >0
Ответ {-3; -1; 5; 7}
Пример №2. x2 + │x │- 6 = 0 (учащиеся решают самостоятельно).
Решение. │x │= t, t >0
t2 + t - 6 = 0, t1 = -3, t2 = 2, │x │= 2, x1 = -2, x2 = 2
Ответ x1 = -2, x2 = 2
11 ученик. Пример №1. x2 -│x │- 12 ≥ 0
Решение. │x │= t, t >0
Домашнее задание.
Примеры №3 (1-6 разделы).