План-конспект урока на тему "Сила Архимеда" в соответствии с ФГОС

Разделы: Физика


Учебник: «Физика-7». Автор: А.В. Перышкин.

Тип урока: урок «открытия» нового знания;

Цели урока:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла закона Архимеда и взаимосвязи его с другими явлениями;
  • развитие навыков выделять в природе явления  и умение их объяснять;
  • формирование познавательного интереса у учащихся.

Планируемый результат:

Предметные умения

Формирование УУД

Знание о природе выталкивающей силы и понимания смысла закона Архимеда.
Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы.
Проводить наблюдения,обрабатывать результаты измерения.
Кратко и точно отвечать на вопросы.
Личностные(Л): убежденность в возможности познания природы.
Регулятивные (Р): целепологаниецп), планированиеп),    прогнозирование (Рпр),  контроль,кн), коррекциякр), оценка (Роц)
Познавательные(П): работа с разными типами информацииинфобщ), установление причинно-следственных связейлг), строить логические рассуждения.
Коммуникативные(К): речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.

Оборудование: Демонстрационный набор: «Ведёрко Архимеда», жидкостный манометр с датчиком, презентация, проектор.

Технология урока: Создание учебной ситуации. Создание ситуации успеха.

  • Постановка задачи: «Почему все тела в воде теряют в весе»?
  • Отбор материала из ранее изученного, составление справочного раздела.
  • Высказывание гипотезы и теоретическая её проверка.
  • Проверка высказанной гипотезы с помощью  демонстрационного эксперимента.
  • Обработка результатов и запись вывода.
  • Обратная связь.

Ход урока:

Презентация: слайд 1.
Тема урока: Архимедова сила
Закон Архимеда.
Домашнее задание: § 48, 49. упр. 24 (1,2 – устно; 3 письменно)
Оргмомент.
Учитель называет тему урока, объясняет сущность домашнего задания.

I. Мотивирование к  учебной деятельности:

Презентация: слайд 2.
Величайший древнегреческий ученый, математик, физик и изобретатель (287 г. до н.э. – 212 г. до н.э.)
Легенда  об  Архимеде: Царь Гиерон: «Золотая ли корона?
1.Кратко учитель рассказывает: кто такой Архимед и подробнее легенду о короне.
Изучив закон Архимеда, мы сможем понять, как этот великий учёный смог ответить на вопрос, не распиливая корону, не расплавляя её, не зная химии.
2. В течение урока все могут получить оценки, и в конце урока будет дан небольшой тест – все получат оценки за правильные ответы на вопросы в нём. (раздать листочки для ответов)

II. Актуализация накопленных знаний.

План урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учеников:

ФормированиеУУД
Презентация: слайд 3. (вопросы)
Что такое масса?
Как масса связана с объёмом?
Что такое вес?
Как вес связан с массой?
Что такое давление?
Как вычислить силу давления, если известно давление?
Почему жидкость оказывает давление и на дно и на стенки сосуда и на все поверхности тела, погруженного в жидкость?
Как вычисляется давление на дно сосуда?
Как вычислить силу давления на площадь  датчика манометра, действие которого мы изучали на прошлом уроке?
Мотивация к повторению: Мы весь год готовились к тому, чтобы понять сущность силы Архимеда. Всё что мы изучали в течение года нам, сегодня на уроке понадобится.
Формулирует вопросы, советует ученикам открыть учебники, тетради и найти ответы на вопросы.
Просматривают весь учебник,  повторяют пройденный материал, ищут ответы на вопросы. Работа с разными типами информацииинфобщ)

Информационный поиск.обин)

Актуализация накопленных знаний.

Задаёт вопросы, вызывает учеников для ответов, оценивает их ответы, выставляет оценки в накопительной системе. Одних – устно с места, других – вызывает к доске, записать формулу в справочный отдел.
Проверяет правильность записи, привлекает учеников к исправлению ошибок, оценивает их ответы.
Проверяет правильность написания формул.

Продолжают искать в учебнике и тетрадях ответы, отвечают,
выходят к доске записывают формулы на доске и в тетрадях:в справочном отделе:
m= ρV (кг)
P – вес
P = mg (Н)
p = 1 Па
F = pS
p = ρgh
F = ρghS
(К) Различать в устной речи мнение (точку зрения), доказательства.

Знаковосимволическая деятельность.обзн)

Информационный поиск.обин)

III. Открытие нового знания

Презентация: слайд 4.
Действие  силы давления на боковые стенки тела уравновешивается!
Действие  силы давления на  нижнюю и верхнюю грани тела  не уравновешивается!
Презентация: слайд 5.
Вывод:
причиной появления выталкивающей силы является различная сила давления  жидкости на разных глубинах.
Эту силу назвали Архимедовой!
Презентация: слайд 6.
Вывод формулы для расчёта силы Архимеда.
1) Теоретический разбор:

Методом беседы подводит учеников к пониманию сущности выталкивающей силы.
С помощью наводящих вопросов помогает ученикам подойти к выводу:
выталкивающая сила равна весу воды в объёме тела.
Поощряет хоровые ответы. Оценивает в накопительной системе ответы отдельных учеников, если все остальные не смогли сообразить.
Вывод делает учитель: формулирует  закон.

Анализируют слайды, под руководством учителя, в беседе с ним, на основании ранее накопленных знаний и повторённых  на уроке, делают выводы.

Учатся, как с помощью известных формул вывести новую формулу.

Для этого используют справочный отдел на доске или в тетради.

Слушают формулировку закона.

Формулирование проблемы пп)
Строить логичное рассуждение(Плган)   Установить причинно-следственные связи.(Плгпр)

 Извлечение информации из накопленных исходных данных. (Побин)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера пр)

Проекция выключена. 2) Практическое подтверждение:

Демонстрация с «Ведёрком Архимеда» подробное объяснение всех действий.  Очень важно:
«Вода уравновесила выталкивающую силу» – говорят ученики.
Учитель: «Но силу может уравновесить только сила»!
Какая сила воды уравновесила выталкивающую силу?
Вес воды.
Но вес, какой воды?  Вода, вытесненная телом!
Вывод: формулировка закона.

Наблюдают и учатся делать выводы из наблюдений:
  • Растяжение пружины динамометра уменьшилось – значит, уменьшился вес тела в воде.
  • Объём вытесненной воды равен объёму тела.
  • Вода уравновесила выталкивающую силу.
  • Вес воды, вытесненной телом, уравновесил выталкивающую силу.

Отдельные ученики сами формулируют вывод – закон, и  получают оценки в накопительную систему.

лган); (Плгсн); (ППлгпс)
Анализ, синтез, обобщение, выводы по эксперименту
  3) Работа с доской: вывод формулы на доске методом беседы. ( Фактически воспроизводит всё, что только что ученики видели на слайде) Привлекает учеников методом беседы к выводу формулы, всё поясняет, оценивает наиболее ценные ответы.

Вывод: формулировка закона.

В тетрадях синхронно с учителем делают чертёж, все записи – учатся, как с помощью известных формул вывести новую формулу. Участвуют в беседе с учителем по выводу закона: предлагают нужную формулу в данный момент, из тех, что записаны в справочном разделе.
Сами формулируют закон – говорят хором.
лган); (Плгсн); (Плгпс)
Анализ, синтез, обобщение, вывод.
Знаковосимволическая деятельность.обзн)
Работа с разными типами информации.обин)

IV. Первичное закрепление чтением

Работа с учебником. Открыть стр.118, 2-ой абзац сверху. Предлагает: «Я прочитаю первые слова, а ученик (называет фамилию) прочитает то, что выделено жирным шрифтом.
Другому ученику предлагается прочитать то, что выделено в следующем абзаце.
(Выбирает тех учеников, которые в течение урока  были менее активны).
Находят нужную страницу, читают молча и потом учитель и ученик читают   вслух: формулировка закона.

Формулировка закона Архимеда для газа.

Все хором формулируют закон.

Работа с разными типами информации.обин)

V. Включение в систему знаний и повторение

Презентация: слайд 7.
«От чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила?»
Слайд 8:
«На какое тело действует большая Архимедова сила?»
Слайд 9:
«В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?»
«К чашкам весов подвешены два одинаковых шарика. Нарушится ли равновесие весов, если шарики одновременно опустить в воду и керосин?»
Мотивирует учеников отвечать на вопросы, напоминая о тесте.
Задаёт вопросы одновременно со слайдами,  оценивает ответы.
Настаивает на подробном разборе, объяснении ответа.
Поощряет хоровые ответы, но оценивает  индивидуальные особо правильные ответы в накопительной системе.
Слушают и  читают вопрос на слайде, рассматривают рисунки и отвечают на него.
Сравнивают своё мнение с правильным ответом, который появляется на слайде.

Извлечение информации из накопленных исходных данных.(Побин)
(К) Различать в устной речи мнение (точку зрения), доказательства.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Презентация: слайдs 10 14. Читает вопросы в слайдах.

 

Если у учеников возникают трудности с ответами, возвращается к нужному слайду и даёт пояснения.

Читают вопросы и прослушивают их чтение учителем, рассматривают картинки, отвечают на листочках.

Сверяют свои ответы с правильными и оценивают свои знания.

(К) Учатся критично относиться к своему мнению, признают ошибочность своего мнения.
контролькн), коррекциякр)

VII. Рефлексия учебной деятельности

Презентация: слайд 15. Основные выводы. Задаёт вопрос. Отвечают хором.  (Роу) Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Примечания: (Приложение 1)

Использованные источники:

1.  Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
3. Урок физики в 7-м классе по теме: "Закон Архимеда" Попова Татьяна Павловнаhttps://urok.1sept.ru/articles/312841/ 
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  http://window.edu.ru/
5.  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе https://urok.1sept.ru/articles/527236/  
6. Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»  http://tr-base.ucoz.ru/MANULIN/sisemdejatpodhod.pdf