Групповое тренинговое занятие "Общение. Лидерство. Конфликты"

Разделы: Школьная психологическая служба


Групповое тренинговое занятие «Общение. Лидерство. Конфликты» направлено на актуализацию проблемы толерантности и эмпатии подростков, формирование умения взаимодействовать в классном коллективе, изучения подростками собственного стиля общения и способности конструктивно разрешать возникающие конфликты в классе.
Данное тренинговое занятие способствует профилактике внутригрупповых конфликтов, сплочению классного коллектива, т.к построено на гуманистических принципах, предполагающих принятие и понимание другого человека, развивает толерантное отношение. Поставленные задачи решаются эффективно и без перегрузки обучающихся (благодаря смене видов деятельности).
Методическая разработка тренингового занятия рекомендована педагогам-психологам, классным руководителям, социальным педагогам и специалистам, работающим в сфере образования.

Цель: формирование конструктивного стиля общения и новых способов поведения среди подростков в классном коллективе.

Задачи:

  • Актуализировать проблему  взаимодействия среди подростков в целях оказания своевременной помощи детям.
  • Помочь одноклассникам осознать положительную роль каждого ученика в классном коллективе.
  • Развивать навыки взаимодействия с одноклассниками; навыки самопознания и саморазвития; коммуникативные навыки; эмпатию и толерантность.

Форма: групповое тренинговое занятие.

Применяемые методы: метод группового решения проблем, словесные, наглядные, практические,  метод мозгового штурма,  наблюдение, пояснение.

Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 1-1,5 л., наполовину наполненные водой, стулья по количеству участников, ручки, тетрадные листы бумаги по количеству участников, классная доска, мел.

Категория: подростки 12-13 лет.

Время проведения: 1-1,5 ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Взаимное приветствие. Установление контакта. Мобилизация на совместную работу. Постановка проблемы взаимоотношений среди подростков.

1.1. Разминка  «Пальцы»

Психолог называет число от 5 до 10 или другое, в зависимости от числа обучающихся, и предлагает ребятам синхронно показать столько пальцев, чтобы в сумме получилось названное число. Упражнение можно обсудить, предложив подумать, разбив предварительно обучающихся на 3 группы. (Психологу следует наблюдать, у кого из ребят были  попытки взять лидерство на себя).

II. Основное содержание занятия

2.1.Упражнение «Рынок»

Цель: выявление явных и скрытых лидеров в классе, стиля общения, стратегий поведения во взаимодействии с другими  ребятами (психологом используется прямое открытое наблюдение за ситуацией).

Методическое пояснение. Психолог предлагает решить задачу и дать только один ответ.

Задача. «Мужик купил корову за 1 тыс. рублей. Затем продал за 2 тыс. рублей. Затем снова купил за 3 тыс. рублей. А потом продал за 4 тыс. рублей. Какова прибыль?
По команде психолога «Выбор!» кто-то один (по решению группы) показывает на листе бумаги ответ или поднимает руку и отвечает.

Ответ. «Прибыль составила 2 тысячи рублей».

2.2. Практическая работа

Цель: определение положительного и отрицательного знака лидеров и их влияния на сверстников.

Психолог поясняет, что лидерство, также как и действия в математике, имеет свой знак: плюс или минус.

Далее психолог читает маленькие рассказы.

Задача ребят определить знак лидерства героев рассказов (т.е. какое влияние, положительное или отрицательное, оказывают лидеры на сверстников).

«Миша хорошо учился в первом классе, ребята уважали его за хорошую учебу, которая давалась ему легко. Однако в четвертом классе учиться стало труднее. Миша «сполз» на тройки. Он подружился с Вадиком и Павликом из другого класса, и вместе они стали обижать других ребят».

«На уроке музыки дети вели себя не очень хорошо. Они знали, что классная руководительница будет потом спрашивать, кто был зачинщиком и кто ему «помогал». На перемене Наташа сказала всем: «Молчите, никто не должен нас выдать».

«Класс готовился к конкурсу инсценированного мультфильма. Учительница сказала, что ребята уже взрослые и должны делать это сами. Но никто не хотел ничего делать. Тогда Игорь дома написал сценарий, нарисовал иллюстрации. А потом раздал ребятам их роли. Класс выступил отлично».

«Учительница на уроке вышла из класса в коридор – пришла мама болеющей Тани за домашним заданием. Дети радостно подняли головы от своих тетрадей. Тогда Нина сказала: «Давайте продолжать работать, а то не успеем, и нам много зададут на дом».

Обобщение. Лидерство со знаком плюс приносит пользу окружающим, но требует от человека серьезных усилий. Например, уговорить всех ребят пойти на субботник или подготовиться к конкурсу чтецов.  Лидерство со знаком минус дается человеку легко, без усилий, но не приносит пользы, ни ему, ни окружающим.

Резюме о роли упражнения. Подростки видят последствия всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации. Высказывания ребят всегда не совпадают, т.к. у каждого своя точка зрения на ситуацию, в связи с этим, в процессе  обсуждения, может возникнуть несогласие, напряжение. Психолог подводит итог.

2.3. Проблема темы

– Что такое конфликт?
– В результате чего возникают конфликты? Назовите причины?
– Как повлиять на ситуацию, чтобы избежать конфликта? 

(Предполагаемые ответы  обучающихся)

Обобщение высказываний ребят. Общение и совместная деятельность объединяет разных людей, но их интересы, жизненные ценности могут не совпадать.  Из-за  несовпадения взглядов, мнений, позиций, соперничества, наговоров, лжи, несправедливости, недопонимания, различных недоразумений    возникают различного рода конфликты.

«Признаки начала конфликта»

Цель: развитие навыков вербального и невербального общения  

Психолог обобщает высказывания детей о том, что можно избежать конфликта, если вовремя заметить признаки того, что человек готов вступить в конфликт. И предлагает обсудить это, составив список таких признаков. Например, у человека краснеет лицо, он начинает говорить более громко и возбужденно, напрягаются руки и т.п.

Вопрос психолога. Могут ли лидеры  (в классе, например) повлиять на разрешение конфликта? Давайте попробуем решить данный вопрос на следующем примере.

2.4. Решение проблемной ситуации «Как быть, если…».

Психолог предлагает подумать, как быть, если в классе есть ученик, который выкрикивает на уроке глупые шутки, совершает действия, мешающие учителю вести урок, одноклассникам выполнять задания. Учитель постоянно делает ему замечания, ученик в ответ грубит. Назревает конфликт.

Рефлексия проблемной ситуации

Вопросы психолога

– Почему ученик вступал в конфликт?
– Для чего он так себя ведет? Чего он добивается?
– Каковы истинные мотивы стоят за подобным поведением ученика?
– Были ли в жизни вашего класса или в вашей жизни подобные ситуации? Как часто? Поделитесь опытом, как вы разрешили подобную ситуацию, что помогло вам, какие ваши качества?
– Принимали ли участие лидеры вашего класса в разрешении ваших конфликтов. Как они оказывали вам помощь и поддержку? Помогло ли это вам?

2.5.Тренинговое упражнение «Я чувствую тебя»

Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия невербальным способом, навыков самопознания и саморазвития; эмпатии  и толерантности.

Инструктаж. Упражнение выполняется в парах или тройках.
Бутылки 1-1,5 литра, наполовину наполненные водой:
– перекидывают друг другу сначала одну бутылку только правой рукой;
– затем только левой рукой;
– затем чередуя левую и правую руку.

Рефлексия упражнения. Вопросы психолога

– Что вы чувствовали во время упражнения?
– Какие эмоции испытывали?
– Понимали и чувствовали ли его, его темп, сложности, с которыми он сталкивался?
– Какова была в данном случае ваша стратегия поведения?
– Отвлекались ли на других участников, на их комментарии, если таковые звучали в ваш адрес?
– Чувствовали ли вы свою значимость и значимость партнера по игре?
– Испытывали ли вы отрицательные эмоции, такие так раздражение, нетерпение, злость, агрессию, обиду?

(Предполагаемые ответы ребят).

Вывод.  Надо учиться чувствовать своего партнера по общению, находить взаимопонимание, действовать совместно.

Роль упражнения: данное упражнение позволяет понять, как ты контактируешь с другими людьми, насколько ты гибок во взаимодействии с другими людьми, какой ты сам в контакте с другими людьми, терпим, внимателен и приятен во взаимодействии с другими.

2.6. Притча

Психолог. Ребята, как известно, мы испытываем как положительные, так и отрицательные эмоции. Положительные мы проявляем чаще, как показывает опыт, а вот что делать с отрицательными (проявлять их или не проявлять?), многие не знают  или боятся.
Послушайте и задумайтесь, чему учит эта притча.

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося никому ущерба. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Рефлексия. Вопросы психолога

– Ребята, чему учит эта притча? О чем она говорит нам?
– Какие «безвредные» способы разрядки отрицательных эмоций вы знаете?
– Как они помогают вам в жизни?
Давайте составим список конструктивных способов выражения  гнева, раздражения, злости и т.п., и будем применять его в жизни, как в школе, так и дома.

Вывод. Нет ничего страшного в том, чтобы «шипеть» на «нехорошего» человека, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять ему. Только вы должны быть осторожны и не пускать «яд» в него. Можно противостоять злу, не причиняя зла в ответ.

III. Подведение итогов занятия. Актуализация и закрепление полученных знаний и навыков

Вопросы:

– Что нового узнали для себя?
– Как помогут  полученные знания и навыки вам в вашей жизни?

– Благодарю вас за  активность, доброжелательность и взаимопонимание. До новых встреч!

Литература

  1. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] /А. Г.  Грецов – М. : Питер, 2007. – 160 c.
    Козлов, В.В. Управление конфликтом [Текст] / В. В. Козлов – М. : Эксмо , 2004. – 222 с.
    Литвак, М.Е. Если хочешь быть счастливым: учебное пособие по психотерапии и психологии общения [Текст] / М. Е. Литвак – Ростов н/Д : Феникс , 2000. – 604 с.
  2. Сереброва, Е.Н. Здоровый стиль жизни – будущее Кузбасса: методические материалы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях Кемеровской области [Текст] / Е.Н.Сереброва – Кемерово, 2011. – 104 с.
  3. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст] / О.В. Хухлаева : уроки психологии в начальной школе (1-4). – 6-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 312 с.