Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
- развивать познавательную активность и творческие способности детей через поисковую деятельность;
- развивать мыслительные операции в ходе игры;
- воспитывать у учащихся интерес к чтению;
- способствовать раскрытию талантов у учащихся;
- формировать у учащихся самооценку своих достижений.
- развивать логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом.
- воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего «я».
- прививать бережное отношение к книгам.
Организация достижения целей:
- Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
- Связь с социосредой (родителями, библиотекой).
Методы и формы работы
Для облегчения понимания материала детьми в
процессе обучения предлагаются игровые формы.
На занятии применяются различные формы
деятельности: викторины, выставки рисунков,
выразительное чтение стихов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
- учебно-познавательный интерес к пройденному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- чувства прекрасного и эстетического чувства.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный классный час.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Стихи читают дети.
1. Мы собрались здесь, друзья,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4. Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
5. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
6. Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Учитель: Давайте вспомним буквы и звуки.
– Какие гласные буквы обозначают твёрдость
согласных звуков? (А, О, У, Э, Ы)
– Какие гласные буквы смягчают согласные звуки? (И,
Е, Ю, Я, Ё)
– Какие гласные буквы обозначают 2 звука? Когда?
– Какие согласные звуки всегда твердые? (Ж,
Ш, Ц)
– Какие согласные звуки всегда мягкие? (Й, Ч, Щ)
– Назовите парные согласные? ([б] – [п], [б’] –
[п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] –
[т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш].)
– Назовите звонкие непарные согласные
звуки? ([й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]).
– Почему мы называем их звонкими? (Звонкие
согласные состоят из шума и голоса.)
– Назовите глухие непарные согласные
звуки? ([х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].)
– Почему мы называем их глухими? (Глухие
согласные звуки произносятся без голоса и
состоят только из шума.)
– Какие буквы звука не обозначают? (Ь, Ъ).
Учитель: В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные – гласные, согласные.
Стихи читают учащиеся.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу – звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель: А теперь попробуйте отгадать загадки про буквы, которые подготовили вам одноклассники.
Нас по звуку различают,
Мой длиннее, твой короче,
А тебя и помечают –
Знаком сверху, но не точкой. (И – Й)Произносите не вдруг вы
Это слово – эту букву!
О себе рассказ начнете,
Вот ее и назовете! (Я)Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться –
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит! (Ь – Ъ)Её произносит змея
И ежик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я, –
Но только не так – понарошку! (Ш)На твое шипенье просто
Мы найдем управу!
Ведь, его смягчает хвостик
В уголочке справа. (Ш – Щ)В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной! (Е – Ё)Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»! (Ж)Врач умеет очень просто
Наше горло проверять –
Он всегда при этом просит
Эту букву называть. (А)
– Молодцы! Вы выучили буквы. А кто знает как называется установленный порядок букв? (Алфавит). А выучить его и рассказать без запинки поможет стихотворение Н.Марянина «Чудо – азбука».
Чудо-азбука
Мне на праздник Дед Мороз
Чудо-азбуку принёс...
Ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
И продолжу без проблем –
Ж, З, И, Й, К, Л, М,
А потом ещё прочту –
Н, О, П, Р, С,Т, У
И добавлю от души –
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы,
Напоследок будет так –
Твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь),
А в итоге, знаю я,
Очень просто –Э, Ю, Я...
У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит – как я!(Н. Марянин )
Учитель: А кто знает, для чего нам нужна «Азбука»? (Научит нас читать.)
В. Берестов
Как хорошо уметь читать
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Учитель: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете названия своих любимых книг.
Сказку вы читаете. А названия тоже знаете?
Вот сейчас посмотрим.
«Снежная принцесса» – «Снежная королева»
«Желтая кепочка» – «Красная шапочка»
«Илья-царевич и серый волк» – «Иван-царевич и
Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыпленок» – «Гадкий утенок»
«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»
«Стойкий железный солдатик» – «Стойкий
оловянный солдатик»
«Сказка о рыбаке и рыбачке» – «Сказка о рыбаке и
рыбке»
Учитель: Наверное, все вы убедились в том, что Азбука научила нас многому. Давайте за все это и скажем нашему учебнику спасибо. За все чему ты нас учила, спасибо Азбука тебе. Спасибо и нашим родителям, которые помогали нам.
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
Полный курс наук прошли,
Теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Детям выдаются свидетельства о том, что они
изучили «Азбуку».
Дети заполняют листочки «Первая книга –
«Азбука».
Электронные ресурсы:
http://www.profistart.ru/ps/blog/22132.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/zagadki-pro-bukvy-russkogo-alfavita
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/klassnyy-chas-proshchanie-s-azbukoy
http://www.magiclamp.ru/detki/biblioteka/valentin_berestov/osen/shitat.htm
Литература:
Внеклассные мероприятия. 1 класс. – М.: ВАКО, 2005.
Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные
мероприятия 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.