Цель:
- Развивать познавательные и творческие способности детей.
- Систематизировать и обобщать представление о живой и неживой природе;
- Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира;
- Формировать познавательный интерес к жизни растений и насекомых; воспитывать доброту, чувство сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Активизировать речь детей и обогатить словарь.
Предварительная работа: Экскурсии в музей, заповедник, знакомство с природой родного края, чтение художественной литературы природоведческой направленности. Целевые прогулки, сбор и оформление гербария, знакомство с русским фольклором, просмотр видео фильмов и зарисовок о природе.
Дети выходят на прогулку, подходят к стенду “Экологическая тропа детского сада летом”.(рассматривают схему)
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. Для этого надо закрыть глаза и сосчитать до трёх. (звучит песня “Облака”)
Ой, посмотрите, что это такое интересное? Облако прилетело к нам и зовёт нас собой в путешествие в волшебную страну, где мы попытаемся узнать об облаках.
Давайте пройдём мимо альпийской горки к лесному уголку “Зелёные огоньки”.
- Как называются эти деревья (хвойные).
- Вспомните загадки о хвойных деревьях.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Не чего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки:
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)
Проводится игра “Кто дружит с хвойными деревьями”.
Дети поочерёдно называют животных, птиц, которые имеют экологическую взаимосвязь с елью и сосной, с помощью мимики и жестов имитируют их повадки.
Идём дальше, надо свернуть на рябиновую аллею и повернуть направо к грядке “зелёная аптека”. И тут нас ждут загадки.
Трава, которую и слепой знает (крапива)
Лекарственное растение, которое используется при головной боли, глазных заболеваниях, а ещё на его цветках можно гадать (ромашка)
Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживёт (подорожник)
Лекарственное растение , которое хорошо и в свежем и в сушёном виде (шиповник)
А на лугу нас ждут таинственные “знакомые незнакомцы - насекомые”.
Давайте понаблюдаем за ними.
- Почему насекомых так называют? (на брюшках есть насечки)
- Назовите самое трудолюбивое насекомое (муравей)
- Какую пользу приносят земляные черви ? (рыхлят землю)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- У кого самый чуткий нос? (у бабочки)
Ребята, давайте решим такую ситуацию.
Гуляли по лесу Соня и Денис с родителями и увидели большой муравейник “давай посмотрим, что там внутри муравейного дома”, - сказал Денис. “Давай”, - ответила Соня. Они взяли палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: “если бы муравьи умели говорить, они сказали бы вам, что …”
Что сказали бы муравьи? (ответы детей)
Смотрите, облако повернуло налево и летит к экспериментальной площадке.
Вот мы и в волшебной стране, давайте подойдём к столу. Что вы видите ? (банки, вода)
Что вы знаете о воде? Какая она бывает? Давайте потрогаем воду в банках. (холодная и горячая)
Проводится игра “Хорошо - плохо”
Если есть горячая вода, почему это хорошо? (хорошо: можно согреться, попить чай, сварить суп, искупаться.)
А что плохого. Когда вода горячая? Плохо: обжечься, не искупаться.
Как можно беречь воду? (НЕ тратить зря, закрывать плотно кран)
Вот сейчас именно это вода поможет нам узнать, откуда берутся облака. И так, присаживайтесь и будьте внимательны. Мы наливаем горячую воду в банку, а сверху на неё поставим железную чашечку, наполненную льдом. Что происходит с водой? (образуется пар). Пар поднимается в верх банки или опускается вниз? (поднимается вверх). Что вы видите на стенках банки? (капли воды).
Смотрите внимательно, воздух с капельками воды внутри банки поднимается вверх и охлаждается о чашечку со льдом. На верху капелькам становится холоднее, они жмутся друг к другу, образуя облачко. А на небе облака, встречаясь, друг с другом увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Вот мы и узнали тайну облачка. Облачку пора возвращаться на небо, а нам в детский сад.
Смотрите, из нашего волшебного облачка падают капельки (на капельках прикреплены конфеты для детей)
Закрываем глаза и считаем до трёх. Вот мы и дома.
- Что такое облака? (облака – это вода, которая поднялась в верх от земли )
- Какие они бывают? (белые лёгкие пушистые).
Опыт работы по проекту “Экологическая тропа”
Цель: Наблюдение за живой и не живой природой, формирование навыков поведения в природе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, изучение закономерности природных явлений, а так же жизнь животных и насекомых.
С целью развития экологической культуры детей мы решили создать экологическую тропинку – маршрут по территории детского сада, пролегающий по интересным природным объектам. Сначала это были берёзовая аллея, рябины, “хвойный лесок”, цветник. Потом добавили альпийскую горку, фруктовый сад, грядку с лекарственными растениями, “модель поля”, небольшой огород. У экологической тропинки, на которой мы проводим экскурсии, наблюдения, игры, появился “хозяин”сказочный герой Старичок - Лесовичок. Экологическая тропинка - прекрасная возможность организовать практическую деятельность детей: посадили цветы, овощи, ухаживали за ними, сажали деревья. С конца февраля дети в группе высаживают в ящики с землёй рассаду, а в мае переносим на площадку. В сентябре любуемся красотой выращенных за лето цветов, радуемся урожаю фруктов и овощей. Наш “хвойный лесок ”(ели, туи)красивые в любое время года, но особенно красив он зимой! Когда всё вокруг покрыто снегом, зелёные ветви радуют глаз.
“Почему не спится ёлкам
С наступлением осени?
Почему они иголки
На зиму не сбросили?
Им зимою не до сна –
Вдруг заблудится весна?
Снег кружится над землёй,
Тропки занесённые.
Вот и светится зимой
Огоньки зелёные”
В.Орлов.
Хвойный лесок – это площадка растений богатых фитонцидами. Фитонциды – это летучие вещества растений, способны убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней животных и человека.
“Уголок поля” представляет собой участок где трава не косится, тропинки не вытаптываются.
Фруктовый сад так же стар, как наш детский сад, но всё же радует нас своими плодами. Вместе с детьми мы посадили молодые деревья (абрикосы, сливы, груши, черёмуху, дубок и вязок).
Наблюдение за осенними деревьями проводится возле красавиц берёз, рябин, каштанов. Собрали с детьми гербарий растений, растущих на экологической тропе. Изготовила экологические игры по программе “Наш дом - природа” Рыжовой: “Солнышко”, “Бродилки”, “Кольца Лулия”, “Разноцветные прищепки”.
Вместе с родителями оборудовали эколого-краеведческую площадку: привезли пеньки, коряги, поленья, чурочки и др.бросовый материал и превратили их в сказочных персонажей дав им вторую жизнь. Сделали “дорожку здоровья”, на которой разместили: песок, шишки, берёзовые брёвнышки, плоские досточки, камушки, пробки. Не забыли и про экспериментальную площадку: установили берёзовые столбы, на них прикрепили множество приборов(барометр, термометр, анемометр-прибор для измерения скорости ветра, флюгер, ветреной рукав, дождемер - для измерения количества осадков) и стол для экспериментирования и опытов. В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов, учатся замерять осадки, узнавать силу и направление ветра, правильно называть эти свойства и качества. Дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус (если не опасно) некоторые вещества. Большое значение для умственного развития ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом. Для опытов предлагаю детям песок, воду, гипс, пробки, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, трубочки, разные виды круп, т.е. самые доступные материалы. Все материалы я интересно обыгрываю чтобы у детей была мотивация.
Например: “Старичок – Лесовичок” приносит волшебные разноцветные баночки с запахами (запах весны, лета, трав, фруктов). На площадке в тёплое время года обитают разнообразные насекомые: пчёлы, осы, бабочки, шмели – это все объекты для наблюдения детей. Два больших камня стали прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую чёрную жужелицу, или другого жука. В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи – животные барометры, активно помогают предсказать погоду.Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все “двери” своего дома.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли. Эти места помечаются на картосхеме.
Альпийская горка расположена в центральной части двора нашего детского сада, гостеприимно встречая всех наших гостей. Летом на альпийской горке лепестки цветов переливаются всеми цветами радуги, ну просто - живые самоцветы. На горке много растений, есть ещё очень красивые камни.
Рябиновая аллея.
Рябина красная - гордость нашего детского сада. Рябина – красивое во все времена года дерево. Её пестрота создаёт расчленённый фон, на котором глас отдыхает. Детки исследуют листья и ягоды, выясняют какие птицы ими питаются и почему ягоды рябины красные. Дошкольники на примере рябин учатся определять погоду по народным приметам. Рябиновая аллея воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе во круг нас.
Все опыты-эксперименты приносят детям радость и эмоциональное равновесие, и развивают спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движения рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и поддерживают познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными, учу детей осторожному обращению с живыми существами, стараемся не повредить их жизни.
Данные полученные на экскурсиях, наблюдениях, экспериментах помещаются в календари природы, в папку “Экспериментирование”. Материал постоянно обновляется; в центре экологии используем альбомы “Растения нашего края”, “Животные родного края”. Собранный природный материал используется для составления аппликаций, панно, композиций. Такая деятельность развивает интерес у детей к изучению флоры и фауны родных мест, природных явлений.
Родители отмечают, что дети стали проявлять интерес к природе, расширился их кругозор, развивается творчество через восприятие красоты окружающего мира, внимание и чуткость к нему.
Литература.
- З.Ф. Аксёнова “Войди в природу другом.” Экологическое воспитание дошкольника – МТЦ Сфера 2008г.
- А. И. Иванова “Мир растений” Экологическое наблюдение и эксперименты в д/с., МТЦ Сфера 2010г. (Живая экология)
- Л. П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми” Учебно-методическое пособие “Асар” 1996г.
- С. Н. Николаева Н63 Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве” М. Новая школа 1995г.
- С. Н. Николаева “Методика экологического воспитания” М. Академия 1999г.
- С.А. Козлова “Родной край” М. “Просвещение” 1990
- Л. М. Маневцова “Мир природы и ребёнка” СПб. Акцидент 2000г.
- О. А. Воронкевич “Добро пожаловать в экологию” СПб Детство – пресс 2006г.