Цели и задачи
- Театрализованная деятельность имеет огромное значение в развитии ребенка. Данный вид деятельности даёт возможности решать многие педагогические задачи.
- В плане познания и обучения ребенок глубже познаёт окружающий мир. Участвуя в драматизации конкретных ситуаций, он узнаёт интересные факты из жизни людей или животных. Театрализованная деятельность позволяет привить устойчивый интерес к художественной литературе. Участвуя в театральных играх, у ребёнка формируется правильная выразительная речь.
- Театр позволяет решать воспитательные задачи. Каждое художественное произведение, имеет своё нравственное осмысление. Ребёнок, проживая те или иные события, сопереживая героям, учится правильно понимать разные нравственные категории, такие как добро и зло, дружба, смелость и т.д. У дошкольника формируются коммуникативные навыки. Он учится уступать, договариваться, сообща принимать решения, самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.
- Театрализованная деятельность имеет большое эмоциональное воздействие на ребёнка. Театр позволяет чувственно раскрепостить ребенка, помогает вовлечь в коллективную работу детей малоактивных, эмоционально-зажатых. Одновременно игра в театр позволяет закреплять навыки произвольного поведения, что имеет важное значение, т.к. детей, которым сложно управлять своим поведением, немало. Данный вид деятельности позволяет развивать и корректировать многие психические процессы ребёнка: память, внимание, заторможенность или наоборот суетливость действий и т.д. В игре-драматизации развиваются творческие способности, воображение, логическое мышление и многое другое.
ВИДЫ ТЕАТРА И ИХ ОСОБЕННОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
(слайд 3)
Кукольный театр
Важным моментом в использовании кукольного театра является ширма. Ширма видимо скрывает артиста и поэтому ребенку не нужно использовать выразительность мимики и жестов. С другой стороны, ребенок должен внимательно следить за ходом представления и контролировать свои действия: не отвлекаться на посторонние разговоры, не делать лишних движений, т.е. ребёнок учится терпению и выдержке. Главными средствами для артиста в этом виде театра является умение правильно управлять куклой и использование выразительной речи.
(слайд 4)
Пальчиковый театр
Этот вид театра доставляет, наверное, больше всего радости, поднимает настроение. Театр располагается на ладошке малыша, игрушки не требуют сложности в управлении, достаточно надеть игрушку на пальчик и поворачивать ею в разные стороны, главное, чтобы она смотрела в нужном направлении. Также здесь не требуется больших объёмных декораций, не обязательно обладать совершенными навыками мимики и жестов. Радость ребенка состоит еще в том, что общение детей-артистов происходит в достаточно близком контакте друг с другом. Этот вид театра нравится детям застенчивым, малоактивным.
Также игрушки для пальчикового театра легко сделать самим. Из бумаги с помощью шаблонов вырезать костюм мальчика или девочки, одеть на пальчик, на подушечке пальца нарисовать личико и кукла готова.
Используя пальчиковых героев, сделанных своими руками, можно интересно и весело обыграть сложную конфликтную ситуацию и найти решение проблемы.
(слайд 5)
Настольный театр
Особенности использования настольного театра состоят в том, что куклы и декорации достаточно мелкие и легкие, располагаются на ограниченной плоскости (столе), поэтому управлять куклами необходимо одновременно правильно и аккуратно. Ребёнок должен помнить, что куклой нужно управлять в соответствии с особенностями выбранного персонажа (прыгать, ползать, переваливаться из стороны в сторону, летать и т.д.). Передвигать кукол необходимо так чтобы не уронить декорации или других кукол.
Настольный театр развивает пространственное воображение, учит ориентироваться на плоскости, развивает координацию движений, мелкую и среднюю моторику, формирует навыки выразительной речи.
(слайд 6)
Теневой театр
Пожалуй, теневой театр для детей наиболее интересный и любимый, но в тоже время достаточно сложный. Ребёнок должен управлять не куклой, а плоским силуэтом, силуэт должен находиться непосредственно близко к экрану. Должна учитываться роль света, его направление - свет должен падать на экран. Таким образом, ребенок во время действия находится между направленным светом и экраном, ему постоянно необходимо корректировать свое положение, и в тоже время управлять силуэтом и вести диалог.
У ребенка совершенствуется диалоговая речь, координация движений, он учиться управлять собой в ограниченном пространстве.
(слайд 7)
Детский игровой театр
Данный вид театра имеет более сложную структуру: необходимо выбрать сюжет (произведение), распределить роли, определить ролевые действия и правила, подобрать атрибуты и костюмы, создать декорации и заполнить ими выбранное ограниченное пространство, в котором будет происходить действие. Необходимо также чтобы ребенок прочувствовал образ своего персонажа, поэтому большое значение имеет предварительная работа по осмыслению детьми характеров и поступков героев.
Игра-инсценировка способствует развитию у ребёнка навыков правильной и выразительной речи, выразительности движений, мимики и жестов, развивает память, внимание и воображение. Учитывая то, что ребенку приходиться импровизировать, можно говорить о развитии самостоятельного творчества. Самостоятельное творчество проявляется и когда ребенок подбирает атрибуты и элементы костюма. Наполняя пространство декорациями, ребенок учится ориентироваться в пространстве.
(слайд 8)
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игре проявляются его личностные качества, отношение к окружающему миру. Основным объектом в игре, на который направлены все действия и эмоции ребёнка, является игрушка. С игрушкой ребёнок разговаривает и отвечает за неё, он ею управляет, и она начинает двигаться. Игрушка как бы оживает в руках ребёнка, а ведь это не что иное, как театр игрушки.
Так почему бы игрушкам не стать героями сказки!
(слайд 9)
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА: СКАЗКА “РУКАВИЧКА”
- Чтение сказки
- Подбор героев
- Работа художников
- Работа декораторов
- Показ сказки
Чтение сказки
После прочтения педагогом сказки “Рукавичка”, была проведена работа по осмыслению сюжета и характерных особенностей героев художественного произведения. Дети отвечали на вопросы по тексту. По очереди, фрагментарно пересказывали сказку, пробовали интонационно передать характер героев.
(слайды 10-15)
Подбор игрушек
В ходе работы над произведением, педагог просит вспомнить, у кого из детей дома есть игрушки, которые являются героями данной сказки. Затем педагог предлагает поставить спектакль по сказке, используя детские игрушки (в данном случае преследуется цель поддержания заинтересованности, создания атмосферы доверия и ответственности). После того как дети принесут игрушки, желательно ещё раз прочитать художественное произведение. В ходе этой предварительной работы, ребёнок, уже держа в руках игрушку, может управлять ею, тем самым у него появляется возможность показать характерные движения героя сказки.
(слайд 16-17)
Работа художников
Декорации – это то, что создает определенную атмосферу и помогает погрузиться в создаваемый мир сказки. Без яркой и красивой декорации представление будет выглядеть тускло и неинтересно. С подбором игрушек-героев и изготовления декораций фактически начинается театрализованная игра. Ребенок уже начинает активно действовать в создании сказки. Именно предварительная работа создает настрой, у ребенка появляется заинтересованность в получении видимого результата. Изготовление декораций – это творческая работа.
В нашей сказке действие происходит в зимнем лесу, поэтому дети рисуют зимние деревья, в процессе работы закрепляются знания детей о деревьях (лиственные и хвойные, особенности строения), а также совершенствуются навыки рисования гуашью.
Предполагалось, что наши декорации будут располагаться вертикально, чтобы декорации не выглядели простыми рисунками, дети вырезают деревья в свободной форме, т.е. не детализируя. В данном случае детское творчество проявляется в поиске решений воплощения замысла. Ребенок должен понять, что необязательно детально и точно вырезать ветки деревьев по контуру, но с другой стороны необходимо сохранить образ дерева, поэтому, например, лиственное дерево вырезаем, вспоминая, как располагается крона.
(слайд 18)
Работа декораторов
Расставляя декорации, ребенок уже погружается в мир сказки. Располагая деревья на вертикальной плоскости, мы создаем образ зимнего леса. Для изображения снежного покрова использовали достаточно плотный белый тюль, деревья прикрепляли с помощью обычных канцелярских скрепок. Располагая деревья, дети должны были вспомнить правила расположения предметов ближнего и дальнего плана.
Вторая часть расстановки декораций и обустройства предполагаемой сцены происходила на горизонтальной поверхности: для изображения снега также был использован тюль, а ещё снежинки. Снежинки были нарисованы ранее для других целей. Детям была поставлена небольшая проблемная ситуация, подумать, как можно еще изобразить снег, что можно для этого использовать. В данном случае преследовалась цель побудить ребенка, логически размышлять и использовать ранее изготовленные поделки.
(слайды 19-28)
Показ сказки
(слайд 29)
Участвуя в театрализованной игре по сказке “Рукавичка”, дети получили радость, хорошее настроение. Удалось привлечь к участию в работе над сказкой детей малоактивных, эмоционально зажатых. И самое главное, что удовольствие дети получили не только от конечного результата своей деятельности, но и от всего процесса игры, как от самого хода представления, так и от подготовки к нему. Дети радовались и, можно сказать, испытывали гордость ещё и от того, что в общей совместной деятельности использовались их личные вещи (игрушки), они чувствовали свою причастность к общему делу. В игре дети импровизировали, проявили творчество и фантазию.
В данной работе мы с детьми соединили несколько видов театра: театр детской игрушки, настольный и детский игровой театр.