I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА
1. Актуальность опыта
Развитие современного общества требует
формирование всесторонней интеллектуальной
личности, обладающей активной жизненной
позицией. Велика в этом плане роль знаний по
обществознанию. Эта наука даёт основополагающие
знания о закономерностях и особенностях
личности и общества.
Актуальность опыта в том, что он соответствует
потребностям современной школы и требованиям
реализации целей и задач ФГОС. Данная технология
обеспечивает успешную социализацию личности. В
процессе организации данного вида деятельности
происходит усвоение социальных норм поведения.
В результате педагогических поисков я пришла к
выводу, что технология метода проектов –
достаточно эффективна, т.к. внедрение этого
метода в учебный процесс позволяют формировать
мотивации учебно-познавательной деятельности и
успешно развивать творческие способности у
учащихся.
2. Условия возникновения опыта
Проектная деятельность в МБОУ гимназия №1 им А.С. Пушкина это целая система, которая начинается с небольших творческих дел в 5 классах и заканчивается большими социальными проектами в 10-11 классах.
В среднем звене проходят множество мероприятий, где дети месте с взрослыми, продумываю, участвуют в КТД и групповой работе, как по классам, так и по параллелям.
В 8-х и 10-х классах проходит проектная сессия, и лучшие проекты участвуют в городских конкурсах таких как "Я гражданин России", конкурс социальных проектов, муниципальные и грантовые конкурсах под патронажем губернатора Сахалинской области.
Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие проблемы в обучении:
- формирование механизма самореализации личности.
- возможность интеграции знаний по предметам.
- улучшения коммуникативных и организаторских способностей учащихся.
3. Цели и задачи
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- формирование высокого уровня правовой культуры;
- развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику воспитательной работы МБОУ гимназии №1 им А.С. Пушкина определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
- Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
4. Формирование ключевых компетенций:
В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному изучению предмета обществознание;
- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
- изменения роли учителя в образовательной среде;
- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА
«Идея – очень емкая и гибкая форма выражения мысли, отражающая ее движение и становление, вбирающая прошлое и предвосхищающая будущее» Опыт базируется на теории общей педагогической деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории учебной деятельности (Д.Б.ЭльконинР, В.В. Давыдов Р, Л.В. Занков Л, И.С. Якиманская Л, Н.Ф, Талызина Ф, Г.И. Щукина А).
Использование технологии метода проектов как одного из методов активного обучения.
Данный метод обуславливают формирование критического мышления, навыков работы с большим объёмом информации, обеспечивают общение детей, стремление к здоровому соперничеству. Специфика общения состоит в том, что дети в процессе проектной деятельности приобретают опыт сотрудничества через совместное углубленное исследовательское изучение вопросов. В процессе работы над проектом у детей успешно формируются основные виды учебных умений. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
5. Сущность проектного метода обучения:
Проект, по словарю В.В.Даля, – «задуманное, предложенное дело и самое изложенье его на письме или в чертежах. Проектный, проектовый к сему отнеще». Другими словами, проектно-исследовательская деятельность — это организация особого взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения в общеобразовательной школе любого типа. Учащийся самостоятельно проводит глубокое исследование какого-либо вопроса или темы по предмету или нескольким предметам, если для получения ответа необходимо использовать взаимосвязи наук. Учитель выступает в роли консультанта, тренера. Результатом этого взаимодействия является получение учащимся помимо основных знаний более глубоких представлений по отдельно выбранной теме (или темам), порой настолько интересных, что они позволяют учащимся становиться призёрами различных конкурсов и конференций регионального и российского уровней, публиковаться на страницах периодических изданий.
Е. С. Полат дает такое определение методу (более близко к моей работе) проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в творческом плане проблемы,
требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска для ее решения .
2. Практическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части
проекта.
5. Использование исследовательских методов,
предусматривающих определенную
последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; (основополагающий вопрос)
- выдвижение гипотез их решения; (проблемные вопросы)
- обсуждениеметодовисследования;
- обсуждение способов оформление конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Я обратилась к методу проектов, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Например: тема проекта – «Победа в граффити» вполне отвечает таким требованиям. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи, а также успешно реализовывать задуманное. Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.), могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: проект «Экспромпт» целью которого было привлечение внимание общественности к уровню загрязнения воздуха в г. Южно-Сахалинске. Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды.
6. Правила успешности проектной деятельности
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
III. МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект начинается и делается на интересе
ученика. Механизм запуска проектной
деятельности может быть разным:
1. Побудить к проектной деятельности могут проблемные
ситуациина уроке,проблемное
изложение,частично-поисковый метод, а также мини-исследования
на уроке (вопросов в теме урока возникает
множество, задача учителя заинтересовать
ученика данной темой (через проблему, поиск,
исследование и пр.) так, чтобы он захотел сделать
проект. (Пример: проект «Осколки истории» целью
которого является проведения экскурсии по
городу Южно-Сахалинску посвященная 60-летию
полета в космос Ю. Гагарина) При этом
предполагается, что ученики в курсе общих
понятий и положений о проекте, которые они
получают из бесед с учителем, выставочных и
демонстрационных работ.
2. Заранее продумать учителю проект. Знакомя учащихся с темой, задачами, основополагающим вопросом и проблемными вопросами на интересе подбирать команду учеников для проекта и осуществить его по плану такого типа:
Продумывание учителем темы проекта.
Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета. (Например, духовная сфера общества. Проект «Второе дыхание культуры»)
Выбор возрастной категории учащихся
Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, ученики 10-х классов.
Выдвижение гипотез решения проблем
Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема проекта «Дети скучают в больнице», решением может быть помощь в комплектовании игровой комнаты в детской больнице. (Проект: «Подари улыбку ребенку»)
Определение творческого названия проекта
Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Ученики продумывают пути проведения проекта: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты проекта.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме проекта – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.
Самостоятельная работа групп
Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, презентация с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.
Защита полученных результатов и выводов
Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.
7. Оценивание проекта:
Оценивание проекта не может быть однозначным, обязательно должны быть следующие оценки по проекту:
- Внешняя (делает специалист)
- Самооценка (моё участие в проекте)
- Рефлексия (что мне дала работа над проектом)
! Проект делается только по желанию детей.
Оценка презентации проекта может быть с такими критериями:
Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание | Балл от 1 до 5 |
1 .Актуальность выбранной темы | |
2. Практическая значимость. | |
3 . Аргументированность целей работы. | |
4. Выбор оптимальных методов исследования. | |
5 Грамотность представления полученных результатов. | |
б.Уровень изложения материала 6.1 Научность | |
6.2 Логичность | |
6.3 Доступность | |
7. Использование наглядности (таблицы, плакаты, видео, компьютерные программы) | |
8. Умение организовать и вести работу в команде 8.1. Наличие разделения обязанностей |
|
8.2. Информированность группы в результатах работы | |
8.3. Определение вклада каждого члена группы | |
9. Умение вести дискуссию | |
10. Полученные результаты , их оценка. | |
11. Реализация проекта | |
Итого: |
Качество выполненного элемента: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, удовлетворительный – 1 балл, неудовлетворительное – 0 баллов.
8. Возраст учащихся объем помощи, которую может оказывать им учитель на различных этапах работы над проектом.
Этапы работы над проектом. |
Степень участия педагога. |
||
5-6-е классы |
7-8-е классы |
9-10-е классы |
|
Проблематизация | Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка | Участие по запросу учащегося | Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося. |
Целеполагание | |||
Планирование | Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь. | ||
Реализацияплана | |||
Рефлексия | Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя. | ||
Презентация |
Литература
- Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тексты. – [Текст]: М.: Владос ПРЕСС, 2002.
- Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта.– [Текст]: М., 2003.
- Голуб Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» – [Текст]: Самара, 2003.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров – [Текст]: М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.– [Текст]: М., 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии –[Текст]: М, Народное образование, 1998.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектом. – [Текст]: Ярославль: Академия развития, 2008.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – [Текст]: М: Просвещение, 1996.