Форма проведения: Театрализованное представление с игровыми элементами
Пояснительная записка
Актуальность проблемы здоровья и
здорового образа жизни подрастающего
поколения на современном этапе развития школы
всё больше возрастает. Ухудшение здоровья детей
школьного возраста в России стало не только
медицинской, но и серьезной педагогической
проблемой.
По статистике состояния здоровья большую группу
составляют дети, находящиеся «между здоровьем и
болезнью». В процессе обучения дети, подростки,
юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в
условиях ограниченной свободы и очень нуждаются
в понимании и конструктивной помощи со
стороны взрослых. Один из самых травматичных
факторов для здоровья школьников является
общая стрессогенная система организации
образовательного процесса и проведения уроков.
По данным исследований уровень
тревожности и негативных эмоций значительно
превысил норму, то есть, почти 60% учащихся
постоянно или часто испытывают учебный стресс.
Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели
психологического и физического здоровья
учащихся.
На этом фоне снижается успеваемость учащихся,
ухудшается их дисциплина, усиливается
состояние тревожности. Все это обуславливает
необходимость в формировании особой,
здоровьесберегающей среды, где учитываются все
трудности учащихся в процессе обучения, и
предлагается квалифицированная
психолого-педагогическая поддержка.
Интенсивные изменения в системе образования,
инновационные процессы в Российской школе
ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.
С 2008 года в школе работает отряд «Волонтер»,
основной целью которого являлось проведение
мероприятий, направленных на пропаганду
здорового образа жизни. Опираясь на опыт работы
отряда, в процессе изучения соответствующих
методических материалов в 2010 году была
разработана программа «Территория здоровья».
Цель программы: создание системы пропаганды
здорового образа жизни и профилактики социально
опасных заболеваний, способствующей укреплению
здоровья детей и подростков, как данного
учебного учреждения, так и среди сверстников из
других школ.
Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни;
- воспитание ответственности за своё здоровье, привитие детям потребности в здоровом образе жизни.
- формирование активной жизненной позиции.
Время реализации: 35 минут.
Форма проведения: театрализованное представление с игровыми элементами.
Действующие лица:
- Грязнуля
- Чистюля
Подготовительный этап:
Оформление зала: зал оформлен плакатам с названием праздника, плакатами на тему здорового образа жизни, наглядными пособиями по сохранению и укреплению здоровья.
Оборудование: мультимедийное оборудование и муз. аппаратура, ролики о здоровом образе жизни.
Реквизит:
- Кляксы из бумаги,
- Скотч
- 2 мяча
- 2 газеты
- 5 синих и 5 красных галстуков
- 2 мольберта, 2 ватмана, 2 маркера
- 2 пластиковые бутылки (0,5), наполненные водой
- 15 жетонов с надписью и картинкой «Спорт»
- 15 жетонов с надписью и картинкой «Гигиена»
- 15 жетонов с надписью и картинкой «Режим дня»
- 15 жетонов с надписью и картинкой «Правильное питание»
- 10 призов
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Перед началом мероприятия идут ролики о здоровом образе жизни. Под бодрую музыку выходит Грязнуля.
Грязнуля: Ой, вот здесь я еще не была. Сразу заметно – чистота! Чисто, чисто, чисто, чисто – как в трубе у трубочиста. Сейчас я это все исправлю. Будет так, как захочу. Вот здесь немного грязи не помешает (вешает кляксы из бумаги на скотч к стенкам). И вот здесь. Сюда еще. И тут не помешает. О! Так гораздо симпатичнее. Ой, я, кажется, забыла представиться. Я –Грязнуля! А вас как зовут? 1,2,3 – свое имя назови (ребята выкрикивают свои имена).
Чистюля: Ну вот, Грязнуля, ты уже и здесь побывала, Как же легко тебя найти по грязным следам. (Убирает кляксы). Я уже устала наводить за тобой чистоту.
Грязнуля: Да зачем эта чистота, мне и так хорошо.
Чистюля: Как зачем? Разве ты не знаешь, что чистота – это залог здоровья!
Грязнуля: Нет.
Чистюля: А вот ребята знают и, сейчас я тебе это докажу. Ребята я буду зачитывать фразу, если вы с ней согласны, то хлопайте в ладоши.
Утром я всегда встаю
Делаю зарядкуЗимой на улицу пойду
Всегда одену шапку
Утром и по вечерам
Я почищу зубы
Грязнуля:
Умываться по утрам
Никогда не буду
Чистюля:
Руки я всегда помою
Перед тем, как сесть за столГрязное я есть не буду
Чтоб не сделали уколБуду спортом заниматься
Чтобы вдруг не заболеть
Грязнуля
Буду в лужах я купаться
Чтобы грязное одеть
Чистюля: Ну, что убедилась
Грязнуля: Нет! Нет! Нет! Хочу еще доказательств.
Чистюля: Хорошо, тогда я собираю свою команду из ребят.
Грязнуля: А я буду собирать свою команду.
Чистюля: Мы даем вам мячик, под музыку вы начинаете передавать его друг другу. Как только музыка остановится и в чьих руках окажется мячик, тот выходит на сцену. Начали!
Получается 2 команды по 5 человек (на каждую команду повязываются галстуки определенного цвета)
Первый конкурс «Газета» (Грязнуля кладет две газеты).
Чистюля: Ну вот Грязнуля опять все разбросала. Придется все убирать. А перед тем, как убрать газету ее нужно сложить.
Грязнуля: Это слишком простой конкурс. Я его немножко усложню. Первый игрок бежит, складывает газету, второй – разворачивает, третий опять складывает и так дальше. Понятно? Тогда начинаем!
После конкурса Чистюля раздает жетоны с надписью «Спорт», выигравшей команде каждому по 2 жетона, второй команде по одному жетону
Чистюля: Физкультура – это ключ здоровья, трудоспособности, закалки человека. У людей, которые занимаются спортом, нет проблем со здоровьем: у них в норме процессы обмена веществ и кровяное давление, хорошо работают легкие, они меньше подвергаются стрессу, лучше спят, хорошо выглядят. Занятия спортом задерживают процесс старения, сберегают нормальную работоспособность. Занимаясь спортом, человек в первую очередь укрепляет и совершенствует свой организм, и это очень важно. Час – полтора всегда можно выкроить для тренировки, зарядки. Без физкультуры немыслима полноценная жизнь.
Второй конкурс "Мойдодыр"
Чистюля: Какие вы молодцы! Ребята, а какие сказки про чистоту вы знаете? (ребята называют сказки). Правильно, Мойдодыр! А давайте нарисуем этого героя.
1-ый участник рисует тумбочку
2-й участник рисует раковину
3-й участник рисует краники
4-ый участник рисует полотенце
5-й участник рисует ножки и глазки
После конкурса Чистюля раздает жетоны с надписью «Гигиена».
Чистюля: гигиена человека и следование ее правилам является основой, фундаментом здоровья и всего здорового образа жизни. Я начну перечислять правила гигиены, а вы, ребята, продолжите…..Итак: каждые утро и вечер нужно чистить зубы. (Чистюля выслушивает ответы ребят)
Третий конкурс «Построится по росту, цвету глаз, длине волос» Грязнуля: Да, а так еще лучше будет (подклеивает кляксу). А вот я хочу проверить, какие у нас участники ловкие и смелые. Итак, кто быстрее построится
- По росту
- По цвету глаз
- По длине волос
После конкурса Чистюля раздает жетоны с надписью «Режим дня», выигравшей команде каждому по 2 жетона, второй команде по одному жетону.
Чистюля: Все у нас сейчас с вами было по порядку, так и в течении дня нужно соблюдать режим. Рациональный режим дня представляет собой правильное распределение времени занятий и сна, чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Кто хочет нам рассказать о своем режиме? (приглашает на сцену ребят, выслушивает ответы)
Чистюля: Теперь можно устроить музыкальную паузу…необычную….полезную….подвигаемся, и научимся стирать свои вещи, чтобы всегда быть чистым и опрятным.
Танец «Стирка» (стираем, выжимаем, полощем, вешаем)
Четвертый конкурс «Передай бутылку»
Грязнуля: (напевает) Вода,вода…..кругом
вода…
Чистюля: Что это ты песни решила попеть?
Грязнуля: Просто пить очень хочется……(находит
бутылку с водой) О! Вода! (открывает бутылку)
Чистюля: Стой! Не пей!
Грязнуля: Почему? Пить ну ооочень
хочется
Чистюля: Нельзя! Бутылка с новой
крышкой…или она уже была открыта?
Грязнуля: Была открыта! (заворачивается
крышку обратно)
Чистюля: А может там не чистая
вода……там может быть вода из простого
крана…..такую пить нельзя.
Грязнуля: Тогда мы с ней поиграем!
Чистюля: Вот у нас есть вода в бутылках.
Передавайте бутылку коленками друг другу.
Сначала в одну сторону, потом обратно!
После конкурса Чистюля раздает жетоны с надписью «Правильное питание», выигравшей команде каждому по 2 жетона, второй команде по одному жетону.
Чистюля: Ни для кого не секрет, что пища оказывает огромное влияние на здоровье человека. Неправильное питание приводит к различным заболеваниям. Поэтому ешьте меньше чипсов и в сухомятку, пейте меньше газировок. Для здоровья необходимо есть кашу, супы, фрукты и овощи!
Чистюля: Ну, вот видишь, Грязнуля, какие у нас смелые, красивые и здоровые участники. Это все потому, что они умываются, делают зарядку, правильно питаются и соблюдают режим дня. У вас в руках не просто жетоны – это правила здорового образа жизни, покажите их своим друзьям и одноклассникам.
Грязнуля: Можете даже повесить их в классе или у себя дома. Спасибо вам за участие. (Раздает призы). Садитесь на свои места.
Чистюля:
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна!На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Грязнуля: А я тоже хочу быть здоровой и сильной, а еще очень красивой.
Чистюля: Тогда ты должна умываться, чистить зубы, причесываться и делать зарядку.
Грязнуля: Я пойду быстрее умоюсь. До свидания, ребята.
Чистюля: Надеюсь, вы тоже поняли, что чистота–залог здоровья. До свидания, ребята, до новых встреч.
Список научных, научно-методических материалов, используемых для подготовки мероприятия.
- Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе. – М: Феникс, 2011
- Истомина, А.В. «Модерация здоровья», как форма обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования // Воспитание школьников. – 2011. – № 4.
- Лузик, Т.П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие // Классный руководитель. – 2011. – № 6.
- Факел Гиппократа /Редактор-составитель Л.И.Жук – Мн.: Красико-Принт, 2006. (Праздник в школе)