Как же возникает тревожность, каковы же предпосылки тревожного состояния? Иногда предпосылкой тревожности может быть повышенная чувствительность (сензитивность) ребёнка . Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Чаще всего это зависит от того, как ребёнок общается с родителями. Иногда именно они могут быть виновниками развития тревожности у ребёнка. Например, если родители не дают своему чаду, что называется «шага ступить» без их указания, проявляя тем самым чрезмерную заботу, мелочный контроль, устанавливая по отношению к ребёнку большое количество ограничений и запретов. В следствии этого у ребёнка возникает неуверенность в себе, своих силах, способностях. Он начинает делать всё с «оглядкой » на родителей, боясь, что может не соответствовать их ожиданиям.
В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что-то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическими, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением . Не только родители, но и учителя могут способствовать возникновению у ребёнка чувства тревоги. Часто завышая требования, говоря, что ожидали от него более высоких результатов, тем самым они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Так же способствуют формированию вины – частые упрёки со стороны родителей («Ты не справился с контрольной работой,я расстроилась и теперь у меня болит голова», «Из-за твоего поведения мы с папой часто ссоримся».) После таких упрёков ребёнок начинает постоянно бояться,что окажется виноватым перед родителями. Часто родители очень сдержаны в проявлении своих чувств по отношению к собственному ребёнку. Это то же является причиной большого числа страхов у детей . Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов.
Первое сентября – это начало нового этапа в жизни ребенка, связанное с его поступлением в школу. И то, в какой мере любознательному, открытому для получения самых разнообразных знаний о самом себе и окружающем мире, исполненному предчувствием новых радостных открытий, первокласснику удастся сохранить этот трудовой настрой, в большой степени зависит от того, каким образом он будет заниматься своей учебной деятельностью.
Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему школьному возрасту в возрастной психологии, описывается как период физической и психической стабильности.
Состояние психики здорового ребенка, достигшего школьного возраста, характеризуется спокойствием, безмятежностью и устойчивостью. Естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению окружающего мира.
Но иногда способный ребенок становится на уроках ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем?
Почему это происходит? Первый, самый простой, ответ: неинтересно. Ребенок учится там, где происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо освоить обязательный предмет, который преподают ему в «сухой», неинтересной для него форме . По этой причине часто угасает интерес к школе у учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредоточены. Часто эти одаренные школьники попадают в разряд «троечников».
Второй ответ: индивидуальные особенности психики ребенка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных». При переработке получаемой информации дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче.
Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они не уверены в себе, несмотря на ярко развитую способность образно представлять информацию об окружающей действительности.
Третий ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом реагирования его нервной системы на проблемную ситуацию. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению поставленной задачи. Они тянут руку сразу после поставленного вопроса, часто даже не дослушав его до конца. И даже если отвечают неверно, такой стиль учения больше импонирует большинству взрослых, чем тихое и не демонстративное поведение флегматиков и меланхоликов, которые решают задачу медленно, но, как правило, находят верный ответ. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут все сделать быстро, как холерик, но аккуратно, как хочется такому ребенку.
Четвертый ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом воспитания в семье. Дети, излишне зависимые от похвалы и порицания, привыкают к тому, чтобы их потребность в учебной деятельности постоянно стимулировалась. Жесткие требования, предъявляемые к поведению ребенка-дошкольника, особенно до трех лет, ведут к формированию зависимого от контроля способа учения.
Пятый ответ : ребёнка может не устраивать то, как организована среда обучения.
Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Бывают дети о которых говорят, что у их « страха глаза велики», или, что они « из мухи делают слона», «серьёзен не по годам», «очень раним» и тому подобное. Педагоги и родители обычно пытаются «слегка расшевелить» таких детей, однако особой тревоги такое поведение ребёнка у них не вызывает. Но психологи, анализируя свои практические консультации говорят, что подобная тревожность — один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима.
Каждый ребенок, имеющий повышенный уровень тревожности нуждается в индивидуальной работе.
– Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной
его неудач может быть отсутствие готовности или
способности вести себя соответствующим образом.
– Необходимо показать ребенку, что неудача ни в
коей мере не умоляет его личных достоинств.
– Важно, чтобы взрослый научился принимать
ребенка таким, какой он есть, включая его
достижения и промахи, а в общении с ним учитывать
значение тона, жестов и т.д.
– Центральную роль в развитии уверенности
ребенка в себе играет вера родителей и педагога в
ребенка.
– Очень важно создать ребенку ситуацию с
гарантированным успехом. Успех порождает новый
успех и усиливает уверенность в своих силах.
Наличие тревожности – свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению, развитию ребёнка, познанию им мира и себя. Поэтому эту проблему нужно изучать и бороться с ней.