Литературно-музыкальный вечер "Кто сказал, что надо бросить песню на войне…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: знакомство воспитанников с историей создания известных песен времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • развивать навыки публичных выступлений, выразительного чтения, совместной коллективной деятельности;
  • через сценическое выступление развивать образную, эмоциональную речь, мышление, творческие и интеллектуальные способности детей;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к старшему поколению, гордости за свою страну, свой народ, развитие познавательного интереса к изучению истории В.О.войны;
  • активизировать психические процессы: слуховое внимание, память, мышление.

Средства ТСО: мультимедиа, музыкальный центр, караоке.

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие;
  • коммуникативные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1-й ведущий:

С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет?

Что-то для нас святое.
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.

Песни поры военной,
Что сберегли для нас,
Весь неприкосновенный
Наших сердец запас.

2-й ведущий: Наш сегодняшний вечер посвящен песням военных лет, песням, рожденным любовью, горем утрат и гордостью победы над жестоким врагом.
Песня военных лет. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с 1-х дней войны и прошагала по пыльным, задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними о любимых и родных.
Стихи и песни вели в бой, они стали и оружием, разящим врага. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили!

1-й ведущий: Шел третий день войны.
Москва настороженная, собранная и готовая к обороне. Тревога и боль в глазах людей– третий день каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей. Утром, 24 июня в газетах «Известие» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Лебедева-Кумача

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой темною
С проклятою ордой.

Газета со стихами попала к композитору А. Александрову. Стихи потрясли его. Уже на другой день была написана музыка. Так появилась песня.
1-е исполнение песни состоялось на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам. Она прошла от стен Москвы, через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Германию до стен Рейхстага.
Включается грамзапись.

2-й ведущий: Чем дальше уходит от нас та военная пора, тем больше волнуют до слез лирические песни, согревавшие души солдат много лет назад.

На позиции девушка
Провожала бойца.
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.

В годы войны песню «Огонек» любили все – и на фронте и в тылу. Многие композиторы сочинили музыку на этот текст. Но случилось так, что песня получила распространение на музыку неизвестного автора. Простая мелодия удивительно слилась с задушевными словами Михаила Исаковского. Его огромный талант дал мелодии новую жизнь.

(Песня звучит в исполнении детей).

1-й ведущий: Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив ее передавались из уст в уста, опережая весть об авторах. Песню окружили легендами, не предполагая, что первоначально это были строчки из письма с фронта бойца, поэта Алексея Суркова жене, написанные после тяжелого боя.

Бьется в тесной печурке огнь,
на поленьях смола как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы случайно автор не показал их композитору Константину Листову.
Песня получилась замечательная. Она согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Ее назвали гимном любви и верности в годы войны.

(Песня звучит в исполнении детей).

2-й ведущий: Кто из нас не знает песню о трех веселых друзьях – танкистах, экипажа машины боевой. Песня эта была написана в 1939 году братьями Покрасс, на слова Бориса Ласкина, а в годы Великой Отечественной войны эту песню назвали легендарной.

(Песня звучит в исполнении детей).

1-й ведущий: Песня «Соловьи» композитора В.Соловьева-Седого на слова А.Фатьянова зазвучала на фронте ранней весной 1945 года и сразу покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким – то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца. Сейчас мы прослушаем эту песню в записи, в исполнении Максима Леонидова.

(Включается грамзапись).

2-й ведущий: Песню «Смуглянка» Вы наверное все хорошо знаете. Эта песня была написана в 1943 году Яковом Шведовым и Анатолием Новиковым. Песня тут же стала популярной, она вселяла надежду, напоминала бойцам о мирной жизни. Стала одной из любимых!

(Песня звучит в исполнении детей).

1-й ведущий: Песня, которая прозвучит сейчас, написана Композитором Матвеем Блантером и поэтом Михаилом Исаковским. Написанная до войны, она стала одной из самых любимых песен Великой Отечественной . Это песня о любви , которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Ее именем было названо самое грозное оружие второй мировой войны! Эту песню и мы все хорошо знаем и любим.
Итак, самая народная из любимых, самая любимая из народных, песня «Катюша»! Исполняют все участники нашего концерта.

2-й ведущий: Закончилась война, страна залечила военные раны. Но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая наши сердца.
На нашем вечере мы смогли познакомить вас только с некоторыми песнями военного лихолетья. Вы узнали, что у каждой песни своя история, своя судьба. Мы надеемся, что они вам понравились и останутся надолго в вашей памяти!