Программа | Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 5-11 классы. Авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. М.: «Просвещение», 2008. Рекомендовано МО РФ | |||
Учебник | Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд: 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2008. – 192 с. | |||
Количество часов | 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю | |||
Раздел | Материаловедение | |||
Тема | Классификация текстильных волокон и их свойства | |||
Класс | 5 | |||
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним и высоким показателем качества обученности | |||
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||
Цели |
|
|||
Задачи |
|
|||
Оборудование к уроку | Образцы тканей, образцы волокон, электронный микроскоп, снимки тканей, полученные с помощью электронного микроскопа, раздаточные таблицы | |||
ЦОР | Мультимедийная презентация с двумя видеофрагментами | |||
Основные понятия темы | Волокно, ткань, сырьё, пряжа | |||
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский | |||
Виды деятельности учащихся | Индивидуальная, парная, коллективная | |||
Формируемые УУД | Познавательные УУД Общеучебные
Логические
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
|||
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
Организация начала занятия | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество | Настраиваются на работу | Подготовка учащихся к работе и сотрудничеству | |
Подготовка к основному этапу | Демонстрация видеофрагмента «Как это сделано» | Отвечают на вопросы по фрагменту, формулируют тему урока. | Вопросы классу: Как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что нам предстоит освоить? Какова тема урока? |
Самостоятельное формулирование темы урока |
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний | Знакомятся с Таблицей № 1 (Приложение 1) | В таблице представлены
параметры, характеризующие свойства тканей. В
течение урока вам необходимо будет заполнить
пустые строчки таблицы из экспериментов,
практических работ, самостоятельных заданий и из
учебника. Как выдумаете, какие цели и задачи нам с вами предстоит сегодня решить? |
Самостоятельное формулирование
цели и задач урока. Постепенное ознакомление с характеристиками свойств волокон и ткани |
Даёт историческую справку | Устанавливают последовательность получения ткани | Вопрос классу: Какова последовательность получения ткани? |
Определение последовательности: Выращивание – прядение – ткачество Презентация. Схема № 1 (Рисунок 7) |
|
Рассказывает о волокнах, о способах их получения | Воспринимают новый материал. Работают в тетради | Задание классу: Записать в рабочую тетрадь классификацию текстильных волокон Презентация. Схема № 2 (Рисунок 8) |
Умение слушать, воспринимать информацию | |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка | Практическая работа №1 с
образцами волокон «Определение видов волокон образцов сырья» (Приложение 2) |
Задание классу: По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2 (Приложение 2) |
Осознанное усвоение материала |
Закрепление новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 2-1 (кинестеты), Практической работы № 2-2 (визуалы) | Практическая работа № 2-1 с образцами волокон «Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по внешнему виду и на ощупь)» (Приложение 3) |
Задание 1 группе: Определите различия по внешним признакам и по ощущениям двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 3 (Приложение 3) |
Понимание того, что по внешнему виду можно определить, что волокна льна грубые и толстые, а волокна хлопка мягкие и менее толстые |
Практическая работа № 2-2 с
образцами волокон «Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по толщине волокон и по блеску)» (Приложение 4) |
Задание 2 группе: Определите различия по толщине и по блеску двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 4 (Приложение 4) |
Понимание того, что волокна льна более толстые и блестят, а волокна хлопка менее толстые и матовые | ||
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного запоминания новых
знаний. Знакомство со способами производства тканей Презентация. Схема № 3 (Рисунок 9) Демонстрация видеофрагмента «Инструменты, методы и способы изготовления льняных тканей» |
Визуальное усвоение материала | Вопрос классу: Как волокна превращаются в ткань? |
Понимание последовательности процесса изготовления тканей |
Формулировка проблемного вопроса: Можно ли из волокон сразу получить ткань? | Усвоение материала, работа в рабочей тетради | Задание классу: Восстановите схему: Сырьё - … - ткань Запишите схему процесса создания ткани |
Умение различать виды тканей Знать последовательность получения ткани |
|
Первичная проверка понимания | Вопросы классу: 1. Как вы думаете, свойства волокон перейдут на свойства тканей? 2. Как они будут называться? 3. Какие виды хлопчатобумажных и льняных тканей вы знаете? 4. Для чего мы изучаем свойства тканей? |
Примерные ответы: 1. Да, например цвет, жёсткость, блеск, сминаемость 2. Лён, хлопок 3. Сатин, байка, вельвет и др 4. Чтобы обеспечить правильный уход за изделиями, правильно выбирать способы пошива и обработки тканей |
Осознанное усвоение материала | |
Закрепление новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 3 (Приложение 5) | Практическая работа № 3 с электронным микроскопом «Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных тканей (по внешнему виду, по толщине нити и её по блеску)» (Приложение 5) |
Задание 3 группе: Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5 (Приложение 5) |
Понимание того, что свойства волокон переходят и на свойства тканей |
Подведение итогов урока | Направляет деятельность
учащихся к обобщению характеристик и свойств
волокон и тканей, к совместному подведению
итогов урока. Анализ и оценка успешности достижения цели. Совместное действие с учащимися: определяют области применения тканей в зависимости от свойств волокон и тканей |
Работа с Таблицей № 1 Записывают характеристики свойств волокон и ткани (Приложение 1) |
Задание классу: Используя информацию по новой теме из содержания урока и материала учебника, запишите в тетрадь, какими свойствами обладают волокна и ткани |
Анализ, построение логической
цепи рассуждений. Полное усвоение материала урока |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания | Записывают варианты домашнего задания | Учитель дает на выбор три уровня
задания: 1. Собрать информацию о натуральных тканях (Бархат, панбархат, плюш, вельвет, батист) в разных информационных источниках 2. Подготовить презентацию о возможных применениях х/б и льняных тканей (например, какие ткани используются для пошива мешков для картофеля, праздничного платья, летнего костюма) 3. Приготовить коллекцию х/б и льняных тканей |
|
Рефлексия | Предлагает поместить в «вазу» цветы розовые или фиолетовые (комфортность на уроке) | Диалог с учителем | Комфортное состояние на уроке |
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис.7
Рис. 8
Рис. 9