Урок технологии "Классификация текстильных волокон и их свойства". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Программа Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 5-11 классы. Авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. М.: «Просвещение», 2008. Рекомендовано МО РФ
Учебник Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд: 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2008. – 192 с.
Количество часов 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю
Раздел Материаловедение
Тема Классификация текстильных волокон и их свойства
Класс 5
Характеристика класса Общеобразовательный класс со средним и высоким показателем качества обученности
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели
  • Определение свойств волокон и тканей, которые из них изготавливают (предметная)
  • Формирование умения подбирать подходящую по свойствам ткань для определенной цели (метапредметная)
Задачи
  • Познакомиться со свойствами волокон и тканей из них
  • Ознакомиться со способами получения волокна
  • Научиться различать волокна и свойства тканей из них
Оборудование к уроку Образцы тканей, образцы волокон, электронный микроскоп, снимки тканей, полученные с помощью электронного микроскопа, раздаточные таблицы
ЦОР Мультимедийная презентация с двумя видеофрагментами
Основные понятия темы Волокно, ткань, сырьё, пряжа
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский
Виды деятельности учащихся Индивидуальная, парная, коллективная
Формируемые УУД Познавательные УУД

Общеучебные

  • формулирование познавательной цели
  • поиск и выделение информации
  • моделирование

Логические

  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
  • выбор оснований и критериев для сравнения
  • установление причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений
  • доказательство
  • выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД

  • Определение цели, функций участников, способов взаимодействия
  • Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов её разрешения, принятие решения и его реализация
  • Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
  • Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий)
  • Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
  • Оценка и самооценка

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организация начала занятия Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество Настраиваются на работу   Подготовка учащихся к работе и сотрудничеству
Подготовка к основному этапу Демонстрация видеофрагмента «Как это сделано» Отвечают на вопросы по фрагменту, формулируют тему урока. Вопросы классу:
Как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Что нам предстоит освоить?
Какова тема урока?
Самостоятельное формулирование темы урока
Усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний Знакомятся с Таблицей № 1 (Приложение 1) В таблице представлены параметры, характеризующие свойства тканей. В течение урока вам необходимо будет заполнить пустые строчки таблицы из экспериментов, практических работ, самостоятельных заданий и из учебника.
Как выдумаете, какие цели и задачи нам с вами предстоит сегодня решить?
Самостоятельное формулирование цели и задач урока.
Постепенное ознакомление с характеристиками свойств волокон и ткани
Даёт историческую справку Устанавливают последовательность получения ткани Вопрос классу:
Какова последовательность получения ткани?
Определение последовательности:
Выращивание – прядение – ткачество
Презентация. Схема № 1 (Рисунок 7)
Рассказывает о волокнах, о способах их получения Воспринимают новый материал. Работают в тетради Задание классу:
Записать в рабочую тетрадь классификацию текстильных волокон
Презентация. Схема № 2 (Рисунок 8)
Умение слушать, воспринимать информацию
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка Практическая работа №1 с образцами волокон
«Определение видов волокон образцов сырья» (Приложение 2)
Задание классу:
По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2 (Приложение 2)
Осознанное усвоение материала
Закрепление новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 2-1 (кинестеты), Практической работы № 2-2 (визуалы) Практическая работа
№ 2-1 с образцами волокон
«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по внешнему виду и на ощупь)» (Приложение 3)
Задание 1 группе:
Определите различия по внешним признакам и по ощущениям двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 3 (Приложение 3)
Понимание того, что по внешнему виду можно определить, что волокна льна грубые и толстые, а волокна хлопка мягкие и менее толстые
Практическая работа № 2-2 с образцами волокон
«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных волокон (по толщине волокон и по блеску)» (Приложение 4)
Задание 2 группе:
Определите различия по толщине и по блеску двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 4 (Приложение 4)
Понимание того, что волокна льна более толстые и блестят, а волокна хлопка менее толстые и матовые
Усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний.
Знакомство со способами производства тканей Презентация. Схема № 3 (Рисунок 9)
Демонстрация видеофрагмента «Инструменты, методы и способы изготовления льняных тканей»
Визуальное усвоение материала Вопрос классу:
Как волокна превращаются в ткань?
Понимание последовательности процесса изготовления тканей
Формулировка проблемного вопроса: Можно ли из волокон сразу получить ткань? Усвоение материала, работа в рабочей тетради Задание классу:
Восстановите схему:
Сырьё - … - ткань

Запишите схему процесса создания ткани

Умение различать виды тканей
Знать последовательность получения ткани
Первичная проверка понимания Вопросы классу:

1. Как вы думаете, свойства волокон перейдут на свойства тканей?

2. Как они будут называться?

3. Какие виды хлопчатобумажных и льняных тканей вы знаете?

4. Для чего мы изучаем свойства тканей?

Примерные ответы:

1. Да, например цвет, жёсткость, блеск, сминаемость

2. Лён, хлопок

3. Сатин, байка, вельвет и др

4. Чтобы обеспечить правильный уход за изделиями, правильно выбирать способы пошива и обработки тканей

  Осознанное усвоение материала
Закрепление новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 3 (Приложение 5) Практическая работа
№ 3 с электронным микроскопом

«Отличительные признаки хлопчатобумажных и льняных тканей (по внешнему виду, по толщине нити и её по блеску)» (Приложение 5)

Задание 3 группе:
Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по её блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5
(Приложение 5)
Понимание того, что свойства волокон переходят и на свойства тканей
Подведение итогов урока Направляет деятельность учащихся к обобщению характеристик и свойств волокон и тканей, к совместному подведению итогов урока.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Совместное действие с учащимися: определяют области применения тканей в зависимости от свойств волокон и тканей
Работа с Таблицей № 1
Записывают характеристики свойств волокон и ткани
(Приложение 1)
Задание классу:
Используя информацию по новой теме из содержания урока и материала учебника, запишите в тетрадь, какими свойствами обладают волокна и ткани
Анализ, построение логической цепи рассуждений.
Полное усвоение материала урока
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания Записывают варианты домашнего задания Учитель дает на выбор три уровня задания:

1. Собрать информацию о натуральных тканях (Бархат, панбархат, плюш, вельвет, батист) в разных информационных источниках

2. Подготовить презентацию о возможных применениях х/б и льняных тканей (например, какие ткани используются для пошива мешков для картофеля, праздничного платья, летнего костюма)

3. Приготовить коллекцию х/б и льняных тканей

 
Рефлексия Предлагает поместить в «вазу» цветы розовые или фиолетовые (комфортность на уроке) Диалог с учителем   Комфортное состояние на уроке

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис.7

Рис. 8

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9