Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели:
- Обобщение изученного материала по изученным ранее темам на уроках физики: «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Электрические явления».
- Совершенствование навыков анализа, систематизации и обобщение, развитие познавательной, коммуникативной, речевой компетенций
- Стимулирование мотивации к межличностному общению и взаимодействию.
Задачи:
- Формирование умения познавать себя (свои способности), умения рационально использовать свои знания по физике на уроках физкультуры
- Воспитывать нравственные качества личности старшеклассников, упорства и настойчивости в достижении цели
- Развитие силы, выносливости
- Продолжить формирование коммуникативной культуры обучающихся через групповые формы работы
Форма организации деятельности:
- коллективная
- групповая
Инвентарь: 20 воздушных шариков, 3 письменных стола (2 для команд, 1 для жюри), 2 эстафетные палочки, различные физические приборы (обязательно: 2 вольтметра, 2 резистора, 2 ключа, 2 источника питания, 2 лампочки на ножке, соединительные провода), 20 кубиков.
Место проведения: Спортивный зал.
Предварительная подготовка: ребята организуют 2 команды по 10 человек, придумывают название, эмблему, девиз, приветствие соперникам и жюри.
Структура урока
- Организационный момент
- Обобщение изученного (через эстафету)
- Подведение итогов
Методы и приемы работы
- словесные;
- наглядные;
- проблемные;
- поисковые;
- самостоятельная работа;
- творческая деятельность.
Планируемые результаты:
1. Реализуется идея соревновательного поиска
посредством работы в группах
2. Используются творческий и исследовательский
подходы в поисках ответа на поставленные вопросы
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Фазы занятия |
Цель |
Время (мин) |
Содержание деятельности |
Методы и формы |
Средства обучения |
Формирование УУД |
|
учитель | ученик | |||||||
1. Организационный момент | Организационный момент | Проверить готовность учащихся к уроку | 4 |
Проверяет готовность учащихся к уроку | Готовятся к уроку | Беседа | Личностные:
самоопределение, мотивация Регулятивные: целеполагание Познавательные: формулирование познавательной цели и проблемы Коммуникативные: постановка вопросов для уточнения задачи |
|
2. Сообщение темы и целей урока Знакомство с поставленной задачей | Самоопределение в деятельности | Мотивировать учащихся на выполнение задания | Сообщает тему урока, мотивирует на выполнение задания, инструктирует учащихся | Слушают тему урока, знакомятся с заданием | Беседа | Проблемная задача | ||
3. Обобщение изученного | Эстафета | Совершенствовать умение применять знания в нестандартных условиях | 36 |
Конкретизирует задание, организует
соревновательную работу в группах, консультирует учащихся, контролирует правильность выполнения задания |
Работают в группе, анализируют | Самостоятельная работа в малых группах | Консультирование | Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске идеала, умение учитывать
чужую позицию Познавательные: умение структурировать |
4. Подведение итогов | Подведение итогов урока | Обобщение результатов | 5 |
Подводит итоги урока вместе с членами жюри | Слушают результаты | Беседа | Оценочный лист жюри | Личностные:
нравственно-этическая оценка, смыслообразование самооценка |
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап урока |
Деятельность учителя |
Время этапа, мин |
Деятельность учащихся | ||
До начала урока: команды подготавливаются, звучит музыка «Марш физиков» В. Высоцкого. | ||||||
1 | Организационный | Задача этапа: мотивация учебной деятельности с помощью организации урока-эстафеты. | ||||
– Здравствуйте, уважаемые ребята! – Я рада Вас приветствовать на нашем необычном уроке – уроке эстафете! – Как Вы видите, наш урок физики сегодня проходит в спортивном зале и не просто так, сегодня Вы будете свои знания и умения по пройденным темам на уроках физике совмещать с силой и выносливостью которые Вы приобретаете на уроках физкультуры. – Эстафета – это конкурс, а в любом конкурсе есть победители. В нашей эстафете определить победителей помогут жюри и судьи. Я Вам их представлю: 1.__________________________________________________________ 2. _________________________________________________________ 3. _________________________________________________________ |
3-4 | – Слушают | ||||
2 | Повторение | Задача этапа: обобщение, систематизация и применение знаний и умений по изученным темам по физике при выполнении практических заданий. | ||||
– Итак, первый наш конкурс; «Представление
команд» – Оценивается: оригинальность, связь с физикой или физкультурой по «5-ти» бальной системе. – Прежде чем определить какая команда начнет, прошу капитанов команд подойти для проведения жеребьевки. (Проводим жеребьевку, среди команд) |
(После проведения жеребьевки) – Команды по очереди представляют свои команды. |
|||||
– Второй этап эстафеты называется «Технические
загадки» – Командам после команды старт,
необходимо по очереди добежать до ящика взять
шарик, в котором находиться листочек с загадкой,
зажать его между ног прибежать к команде, лопнуть
шарик достать загадку, отгадку записать на
листок для жюри. Загадки в шариках <Приложение 4>:
|
Слушают Выполняют по очереди задание. |
|||||
– Третий этап нашей эстафеты
называется: «Составь формулу» Задание: Член команды с эстафетной палочкой бежит в другой конец зала переворачивают букву, возвращается к команде передает эстафетную палочку следующему члену команды, который делает то же самое и так все члены команды, кроме последнего, последний бежит и составляет из перевернутых букв физическую формулу. – Оценивается: быстрота выполнения, правильность составления формулы, соблюдение правил: не заступать за финишную черту, в эстафете должны поучаствовать все члены команды. <Приложение 3> Формулы:
Для карточек: |
Слушают
Выполняют задание по очереди каждый член команды. |
|||||
– Четвертый этап эстафеты называется: «Составь
цепь по схеме» – Каждая команда получает схему цепи, потом каждый член команды по очереди бежит и приносит по одному необходимому прибору, который выбирает из корзины с лишними приборами. – Оценивается: быстрота выполнения, правильность составления цепи, соблюдение правил: не заступать за финишную черту, в эстафете должны поучаствовать все члены команды. Электрические цепи:
|
Слушают
Выполняют задание по очереди каждый член команды. |
|||||
– Пятый этап эстафеты: «Собери
физический прибор» – Каждый член команды по очереди, бегут с ведением баскетбольного мяча, в другой конец зала, где на столе стоят кубики на которых приклеены части физических приборов, сбивают один кубик, забирают его и мяч и прибегают назад к команде, после того как все кубики будут принесены нужно из них собрать изображение физического прибора. Рисунок разрезан на 10 частей «Электрофорная машина» «Современный калориметр» – Оценивается: быстрота выполнения, правильность составления изображения физического прибора, соблюдение правил: не заступать за финишную черту, в эстафете должны поучаствовать все члены команды. |
Слушают
Выполняют задание по очереди каждый член команды. |
|||||
– Шестой этап эстафеты называется «Реши
экспериментальную задачу» – Каждая команда получила маршрутный лист, на котором указано что делает каждый член команды по очереди. Маршрутный лист <Приложение 1>: 1-й бежит к столу стоящему в конце зала и из
куска пластилина лепит прямоугольный
параллелепипед, оставляет его на столе. – Оценивается: быстрота выполнения, правильность решения экспериментальной задачи, соблюдение правил: не заступать за финишную черту, в эстафете должны поучаствовать каждый член команды. |
Слушают
Выполняют задание по маршрутному листу. |
|||||
– Седьмой завершающий этап нашей
эстафеты, направлен на выявление у Вас
творческих возможностей, а так же знание
физических процессов, называется «Театрализованный» – Ваша задача изобразить процесс, который Вам сейчас выпадет, а противоположной команде необходимо отгадать, что это за процесс. – Капитаны команд подойдите пожалуйста ко мне, выберите карточки с заданиями. – На придумывание 2 минуты. Задания на карточках:
|
Слушают
Изображают задания на карточках по – очередно, другая команда отгадывает. |
|||||
3 | Подведение итогов | Задача этапа: подведение итогов урока, награждение победителей эстафеты. | 5 мин | Слушают | ||
– Вот наша эстафета и подошла к концу,
пока жюри будет подсчитывать результаты, вашему
вниманию музыкальный подарок. – Слово
предоставляется жюри <Приложение
2>. – Всем большое спасибо за урок! До свидания! |