Человек и атмосфера

Разделы: География

Классы: 6, 7

Ключевые слова: раса


Цель и задачи  урока:

  • Обучающая: сформировать понятия: «парниковый эффект», «град», «гроза», «радуга», «мираж»
  • Развивающая: продолжить формировать навыки работы со схемами и рисунками.
  • Воспитывающая: способствовать формированию интереса у учащихся к изучению атмосферы.

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер. интерактивная доска, Презентация.

Планируемые результаты:

  • личностные:  формирование социально-ответственного поведения в географической среде;
  • метапредметные:
    • личностные УУД: осознание себя как житель планеты Земля;
    • регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений, оценивать достигнутые результаты.
    • познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
    • коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания;
  • предметные: объяснять значение понятий по данной теме.

Современные образовательные технологии:

  • Технология  развития критического мышления  (приемы: «Концептуальная таблица», кластер, «бортовой журнал» синквейн).
  • Здоровьесберегающая технология по системе В.Ф. Базарного.
  • Технология разноуровнего обучения.
  • Технология оценивания учебных успехов.
  • Технология группового обучения.
  • Информационные технологии (сопровождение урока презентацией, видео).

Этап урока, слайды

Действия учителя. Формы организации работы учителя Действия учеников. Формы организации работы детей

1. Организационно-мотивационный этап урока

I стадия вызова

Презентация. Слайды 2-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока.

 

 

 

 

Целеполагание

 

Формулирование задач урока

Слово учителя. (оргмомент)
Сегодня мы завершаем изучение темы «Атмосфера»
Влияние погодных условий на человека разнообразно. Их особенности в разных районах нашей планеты сказались на внешнем облике людей. Атмосферные условия повлияли на цвет кожи и волос, форму губ и лица, даже рост человека.
Классу демонстрируются слайды  2-5 
Вопрос: Опишите, как выглядят люди в разных частях света.

Работа с «Концептуальной таблицей» Технология развития критического мышления.

Объект сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Африка

Черный цвет кожи

курчавые волосы, темные глаза широкий нос, толстые губы, высокий рост
Европа Белый цвет кожи волосы  прямые или волнистые, светлые глаза  узкий и резко выступающий нос
Азия Желтый цвет кожи прямые черные волосы,  узкий разрез глаз слабо выступающий нос, уплощенность лица, значительное выступание скул

Учащиеся работают в парах, затем презентуют свои  линии сравнения, после заполняют таблицу.  

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Тема: Атмосфера и человек    (слайд 7)
Учитель предлагает ответить на вопросы:
1.Как вы  думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня  на уроке?
2. Человек оказывает отрицательное воздействие на природу?
3. Какие вы знаете опасные явления в атмосфере?
4. Какие вы знаете редкие явления в атмосфере?
Слайд 8
Знать: парниковый эффект, град, гроза, радуга, мираж; влияние человека на атмосферу.
Уметь: уметь объяснять причины возникновения редких и опасных явлений природы.

Какие учебные задачи поставите на урок?

 

 

 

 

 

Высказывают свои суждения.

 

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке.
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание –  постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование  – составление плана и последовательности действий.

 

 

 

 Определяют задачи с помощью учителя.
Формулируют 1 задачу:
При каких атмосферных условиях человек чувствует себя комфортно?
Формулируют 2 задачу: Как влияет загрязнение атмосферы на природу Земли?
Формулируют 3 задачу: Какие явления в атмосфере относятся к редким и опасным?

2. Процессуально-содержательный  этап урока

II стадия осмысления

1. Свойства воды.(форма бортовой журнал)

Работа с «Ботовым журналом» Технология развития критического мышления.

Заполнить таблицу

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Влияние человека на атмосферу….  

Валеопауза «Бодрость за минуту» на снятие напряжения опорно-двигательного аппарата.
(Здоровьесберегающая технология по системе В. Ф. Базарного)

Стр. учебника 84 пункт 1.
Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений.
Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Дневник следопыта ст. 42 задание 2-6
2. Явления в атмосфере (форма кластер)

Слайд 9

Фронтальная работа с использованием «Кластера» Технология развития критического мышления.
Вопрос: Какие явления можно выделить в атмосфере? Составить схему. Слайд 9

Представление кластера анализ ответов.
Знакомство учащихся новыми понятиями.
Гроза - это природное явление, сопровождаемое молнией и громом. Слайд 10
Град– комочки снега покрытые корочкой льда.
слайд 11
Радуга – атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем. Слайд 12
Мираж – оптическое явление в атмосфере, образуется в неравномерно прогретых слоях воздуха. слайд 13

Учащиеся формулируют суждение, учитель записывает все высказывание учащихся на доске.
Учитель предлагает учащимся при помощи учебника дополнить схему  ст. 78-79 пункт  3-4.
Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Видео «Образование радуги»

3. Этап закрепления

III рефлексия (форма синквейн)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема составления синквейна

1-я строка – название стихотворения;
2-я строка – описание темы (два прилагательных);
3-я строка – действие(три глагола по теме)
4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (существительное)

Валеопауза  для снятия напряжения с глаз.
Здоровьесберегающая технология по системе В. Ф. Базарного

Технология  разноуровнего  обучения
Самостоятельная работа учащихся. Дифференцированное задание.

Ответьте на вопросы:

1 уровень

Какие опасные явления могут происходить в атмосфере?

2 уровень

К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?

3 уровень

Опишите оптические явления в атмосфере, очевидцами которых вы были.

Синквейн Технология развития критического мышления

–  Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли в процессе изучения материала, составьте синквейн к новым понятиям слайд 10 
Слайд 11-14

Гроза

Опасная, страшная
Гремит, сопровождается, издает звук
Опасное  явление в атмосфере
Стихия

Град

крупный мелкий
образуется выпадает уничтожает
частички льда шарообразной или неправильной формы
осадки

Радуга

первичная, вторичная
возникает, преломляет, составляет
атмосферное оптическое и метеорологическое явление
разноцветная дуга

Mираж

зовущий, недосягаемый
манит, завораживает, истощает
миражи, это наша жизнь...
обман

Самооценка знаний и умений .Технология оценивания учебных успехов.

Прием «Закончи фразу»
На уроке  я работал……»
– Какой вид работы вы хотели бы повторить на последующих уроках?

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника
Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют предложенные формы с началом предложения и вариантом выбора ответа
Анализируют свою деятельность на уроке.
Анализируется урок, достижение целей, общий результат.
– Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие
– Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в  письменной форме

Домашнее задание. П.14 Дневник-следопыта ст.40. Составить прогноз погоды по народным приметам на зиму.
Задание по выбору:
  • составить эссе на тему: «Что было бы на земле, если бы не стало дождя?»
  • приготовить сообщение по теме «Стихийные явления в атмосфере»