Цели урока:
Обучающие:
- получить представление о трансформаторе как об электроустановке, предназначенной для повышения и понижения напряжения;
- усвоить основные понятия темы;
- изучить устройство трансформатора;
- понять принцип его действия,
- уметь определять коэффициент трансформации трансформатора по формуле.
Развивающие:
- продолжить развитие информационных компетенций учащихся;
- развивать навыки самостоятельной работы, логическое мышление, внимание;
- развивать умения общаться во время работы в группе (коммуникативные компетенции);
- развивать навыки самоконтроля.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство ответственности за порученное дело,
- чувство товарищества при совместной работе в группе.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Формы: групповая, фронтальная.
Методы: проблемное изложение, коллективная мыследеятельность.
Оборудование: трансформаторы различных типов, плакаты, учебная литература, раздел эл. учебника на CD ROM “Устройство и работа трансформатора”.
Ход урока
1. Организация начала занятия – 2мин
2. Введение проблемной ситуации: - 10 мин (слайд 2)
Задача. Передать определенную мощность от электростанции к потребителю по ЛЭП при напряжении 220 кВ и 220 В. Каков будет при этом ток? Какого сечения провода потребуются, если потери в ЛЭП не должны превышать 10%.
Работа в группах:
Учащиеся вспоминают формулы связи мощности с напряжением и силой тока. Рассчитывают величину тока в обоих случаях:
= A ; = A, т.е в случае с U= 220 В величина тока в 1000 раз больше, чем приU= 220 кВ.
Расчет сечения: S= приведет к еще более ярким результатам: в раз!
Этот поразительный результат приводит к возникновению высокого познавательного интереса учащихся к проблеме. Они делают вывод, что гораздо экономичнее передавать электроэнергию на большие расстояния на высоком напряжении. Этот вывод возникает в процессе общего обсуждения после работы в группах (слайд 3).
(Направляю мыследеятельность ребят, уточняю вывод: Использование низкого напряжения для передачи электроэнергии на большие расстояния невозможно, так как превышает допустимые потери.)
3. Изучение нового материала: 28 мин
Возникает новый вопрос: Как осуществить увеличение напряжения, с помощью какого устройства?
На этом этапе заостряю ситуацию затруднения, для чего провожу актуализацию знаний учащихся (слайд 4) о явлении электромагнитной индукции, самоиндукции (межпредметные связи с физикой). Вспоминаем опыт по электромагнитной индукции. Оборудование: катушка, имеющая несколько выводов, гальванометр, соединительные провода, полосовые магниты. Приветствую показ опыта учащимися.
Совместными усилиями получаем новый вывод: чем больше витков в катушке, тем выше в ней ЭДС индукции.
Как же можно воспользоваться данным явлением, чтобы повысить напряжение? (Объявляю тему урока, определяем цели, составляем план урока, делаем краткий исторический экскурс (слайд 5).
Самостоятельная фронтальная работа.
Задание 1: с помощью различных информационных ресурсов и используя имеющиеся знания, определить причину явления, изучить зависимость между числом витков в катушках и величиной индуцируемой ЭДС, сделать вывод о назначении этого устройства.
(После работы в группах уточняю понятие трансформатора, его назначение (слайд 6).
Демонстрирую устройство трансформатора, что также способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Провожу фронтальную рефлексию посредством перекрестных вопросов и ответов. При этом участвует практически каждый учащийся. Поощряю помощь лидеров в каждой группе в предварительной подготовке слабых учащихся к ответам. Корректирую при необходимости.)
Работа в группах.
Предлагаю дифференцированные задания в группы.
Задание 2:
1) используя информацию учебников, плакатов и т.п. понять и объяснить принцип действия трансформатора. Оформить в виде опорного конспекта (ОК).
2) выделить режимы работы трансформатора, дать им краткую характеристику. Внести в ОК.
3) используя имеющуюся информацию, составить краткий классификатор трансформаторов.
4) подготовить плакат по вопросу: КПД трансформатора.
Опять провожу рефлексию (слайды 7-8). В ходе общего обсуждения учащиеся обмениваются знаниями по этим вопросам, делают краткие записи, используя полученные ОК, классификаторы, плакат.
При выступлении 3 группы по классификации трансформаторов появился вопрос: А где еще применяются трансформаторы и какие специальные трансформаторы существуют? Этот новый проблемный вопрос заинтриговал ребят. Это “мостик” к следующей теме урока.
4. Закрепление изученного материала: 4 мин (слайд 9)
Первичное закрепление проходило поэтапно. На последнем этапе происходит окончательное осмысление темы, систематизация полученных знаний; учащиеся самостоятельно определяют, достигнуты ли планируемые цели урока.
(Предлагаю оценить деятельность друг друга на уроке по достижению этих целей; выставляю оценки, комментирую их).
“5” - 7 ; “4” - 12 ; “3” - 5.
5. Домашнее задание: 2 мин (слайд 10)
Проверить и при необходимости выправить опорный конспект;
Подготовить материал по вопросам, попавшим в другие группы (запись на доске).
Глава 6 уч. Бутырина, параграфы 6.1-6.6.