Сценарий проведения литературной игры "Раз словечко, два словечко…"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 4, 5

Ключевые слова: игра «Раз словечко», игра в рифмы «Подскажи слово»


Цель: прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи:

  • развивать познвательные процессы: воображение, память, внимание логическое и ассоциативное мышление;
  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • формировать умение работать с группой, командой;
  • воспитывать культуру общенияи навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит фонограмма песни «Ужасно интересно» из мультфильма «38 попугаев»
(муз.Ген.Гладкова, сл.Г.Остера).

Ведущая:

Всему название дано
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг – полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами –
И всё что в памяти у нас
Означено … словами. А.Шибаев «Слова, слова, слова…»

Чтецы:

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово зеленое – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово веселое – смех. М.Пляцковский

Ведущая:

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят.

А ну-ка, отгадайте эти загадки! О чем говорят, что …

1) Оно пуще стрелы разит.
Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оно – серебро, молчание – золото. (Слово)

2) Без углов дом не строится, без нее речь не молвится.
Добрая она – не в бровь, а прямо в глаз.
Она – всем делам помощница.
Она – мудрость и совесть народа. (Пословица)

Проводится дидактическая игра «Живые буквы».

Группы детей  получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово, а затем из исходного – другие слова.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

слово «ПОСЛОВИЦА»

1.   Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.             слово
2.   Когда она есть, ума не надо.                                   сила
3.   Им лучше в грязь не ударять.                                  лицо
4.   Кто и во сне кур считает?                                       лиса
5.   Паршивая, она все стадо портит.                           овца
6.   В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил?                                           пиво
7.   Бывает он долог, да ум короток.                            волос

Ведущая:

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Русская пословица гласит: «Долго думал, да хорошо сказал». Слово – мощное оружие человека. «Где слова привета, там улыбка для ответа». «Иное слово хуже стрелы». «Раненый мечом вылечится, словом – никогда!» Потому и надо следить за своими словами и своей речью. Об этом говорят и пословицы  народов мира о слове.

Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»

Дети разбиваются на группы. Каждая группа получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы.
Задача детей составить эти пословицы.

  • Татарская пословица: облетает, Слово, не, крыльев, но, мир, имеет. (Слово не имеет крыльев, но облетает мир.)
  • Русская пословица: словом, и, растопишь, Ласковым, камень. (Ласковым словом и камень растопишь.)
  • Каракалпакская пословица: дороже, Обдуманное, жемчуга, слово. (Обдуманное слово дороже жемчуга.)
  • Русская пословица: больней, слово, огня, Недоброе, жжет. (Недоброе слово больней огня жжет.)
  • Китайская пословица: теплое, и, мороз, согреет, жесткий, Одно, в, слово. (Одно теплое слово и в жесткий мороз согреет.)
  • Русская пословица: доведет, слово, до, злого, Худое, дела. (Худое слово доведет до дела злого.)
  • Осетинская пословица: ногах, на, Мудрое, ходит, слово, крепких. (Мудрое слово на крепких ногах ходит.)

Проводится литературная игра «Путаница».

Ведущая:  Помните, друзья, сказку Корнея Чуковского «Путаница»?

Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Вот и вам, ребята, сейчас предстоит нелегкая задача – распутать перепутавшиеся строки:

1. Злой кабан сидел на ветке,               Правильный ответ:   Злой кабан точил клыки,
2. Пароход томился в клетке,                                                     Пароход давал гудки,
3. Соловей точил клыки,                                                           Соловей сидел на ветке,
4. Дикобраз давал гудки,                                                            Дикобраз томился в клетке,
5. Кошка физику учила,                                                              Кошка хвостик свой ловила,
6. Маша хвостик свой ловила,                                                   Маша физику учила,
7. Буратино сшил себе штаны,                                                   Буратино все поел блины,
8. Портной все поел блины,                                                      Портной сшил себе штаны,
9. Еж накрыт к обеду был,                                                          Еж гонялся за мышами,
10. Чиж усами шевелил,                                                             Чиж летал под облаками,
11. Рак летал под облаками,                                                       Рак усами шевелил,
12. Стол гонялся за мышами,                                                     Стол накрыт к обеду был,
13. Чайник прыгал во дворе,                                                     Чайник булькал на костре,
14. Мальчик булькал на костре.                                                 Мальчик прыгал во дворе.

Проводится игра-кричалка «Мне эхо раскрывает секреты».

Ведущая: Вы помните, как отвечает эхо? Да, верно! Оно повторяет окончание слова. А в нашей игре эхо будет называть имена девочек и мальчиков. Какие? Сейчас узнаем!

«Кто забрался под диван
Эхо мне в ответ: «Иван».
«Не боится кто мороза?»
Эхо отвечает: «Роза».
«Кто съел плитку шоколада?»
Эхо (с укоризной): «Лада».
«Кто гуляет до рассвета?»
Эхо мне ответит: «Света».
«Кто глядит из-за сарая?»
Знает эхо: это «Рая».
«Кто потерял сандалик?»
Промолвит эхо: «Алик».
«Назови мне кавалера!»
Эхо прокричит: «Валера!»

Проводится дидактическая игра «Загадки про сказки».

Ведущая:

Угадай героя сказки,
Я даю вам всем подсказки.
Чтобы легче отвечать,
Будем строки рифмовать.

Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут ... (Незнайка).

Проводится игра в рифмы «Подскажи слово».

Ведущая: После  того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. Незнайка  пришел  домой  и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок,  держался  руками  за подбородок и что-то бормотал про себя. Наконец стихи были готовы, и он сказал:

– Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через … (овечку).

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг …  (холодный).

У Авоськи под  подушкой 
Лежит  сладкая …  (ватрушка).

У подножия ромaшки
Я лежaл, зaдрaв … (тормaшки).

Ведущая:

И еще игра для вас!
Я прочту стихи сейчас.
Я – начало, вы – конец,
И каждый будет молодец!

Поэт А.Кондратьев рассказал забавную историю о шишках и мышках. Давайте попробуем ее прочитать вместе!

Жили-были на сосне две серьезных … шишки.
Жили-были под сосной две веселых … мышки.
И кричали мышки:
– Эй, спускайтесь, … шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.
Отвечали … шишки:
– Глупенькие … мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке?
Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, … повисим!  А. Кондратьев «Шишки-мышки»

Ведущая: Замечательный русский писатель К.Г.Паустовский говорил: «С русским языком можно творить чудеса!»

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идет –
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
« Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»  В.Суслов «Как работает слово»

Друзья, задание для вас! Подумайте и замените фразеологические обороты словами –синонимами.

  • В час по чайной ложке … (медленно).
  • Рукой подать … (близко).
  • Кривить душой … (лгать).
  • Повесить нос … (грустить).
  • Себе на уме … (хитрый).
  • Гонять лодыря … (бездельничать).
  • Во все лопатки … (быстро).
  • Раз-два и обчелся … (мало).
  • Куры не клюют … (много).
  • Кожа да кости … (худой).

Ведущая:

Загадаю вам, ребятки,
Я еще две-три загадки!
Интересно мне узнать,
Кто их сможет отгадать?!

Проводится игра «На загадку дай отгадку!»

  • Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши)
  • Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос)
  • Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер)
  • Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык)
  • Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода)
  • Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша)

Ведущая: Посмотрите, ребята, какой интересный плакат есть у меня. На нем написаны знакомые нам всем выражения и даны картинки животных и птиц. Попробуйте восстановить фразеологизмы, вставив вместо многоточия название животного или птицы.

  • Купить … в мешке.                                                (кота)
  • Делить шкуру неубитого …                                  (медведя)
  • Смотреть как … на новые ворота.                       (баран)
  • Дуться как … на крупу.                                          (мышь)
  • Прочитать газетную …                                          (утку)
  • Крутиться как … в колесе.                                    (белка)
  • Ползать как …                                                        (черепаха)
  • Гнаться за двумя …                                               (зайцами)
  • Топать как …                                                          (слон)
  • Писать как … лапой.                                              (курица)

Проводится шуточная игра «Как курица лапой».

Нескольким ребятам к ногам крепятся фломастеры. Они должны «как курица лапой» написать слово «Игра».
Победит тот, кто быстрее и понятнее написал слово.

Проводится «Прощальная игра».

Чтецы:

А вот прощальная игра...
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,
Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

Ведущая:

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
«Наоборот».
Скажу я слово
«Высоко»,
А ты ответишь:
«Низко».
Скажу я слово
«Далеко»,
А ты ответишь:
(«близко»).
Скажу я слово
«Потолок»,
А ты ответишь:
(«пол»).
Скажу я слово
«Потерял»,
И скажешь ты:
(«нашел»).
Скажу тебе
Я слово
«Трус»,
Ответишь ты:
(«храбрец»).
Теперь
«Начало»
Я скажу, –
Ну, отвечай: … («КОНЕЦ»)!

Д. Чиарди «Прощальная игра» (перевод Р.Сефа)

Да, наша игра подошла к концу. До свидания, ребята, до новых встреч!

Литература:

  1. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. Москва, АСТ: Астрель, 2011 г.
  2. Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей. Санкт-Петербург, Сова, 2011 г.
  3. Уникальный иллюстрированный толковый словарь пословиц и поговорок для детей. Москва, АСТ: Астрель, 2010 г.

Интернет-ресурсы: