Цели урока:
- Дать определение понятию “конфликт”;
- Изучить структуру, типы, функции и стили поведения конфликта;
- Научиться конструктивным способам решения конфликтных ситуаций.
Оборудование: компьютеры, принтер, доступ к Интернету, мультимедиа.
Ход занятия
1. Вступительное слово психолога.
Слайд 1.
- Тему урока я вам говорить не буду. Постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока сами, просмотрев мультфильм.
(учащиеся самостоятельно называют тему урока)
- Итак, тема урока: “Конфликт в межличностных отношениях”.
- Что же будем на уроке изучать и повторять?
Слайд 2.
Цели урока:
- Дать определение понятию “конфликт”;
- Изучить структуру, типы, функции и стили поведения конфликта;
- Научиться конструктивным способам решения конфликтных ситуаций.
2. Вопросы для обсуждения.
Слайд 3.
- Что такое конфликт? (Несовпадение взглядов)
- Всегда ли в жизни мы можем избежать конфликтов?
Как наладить взаимоотношения?
3. Упражнение “Ассоциации”.
Слайд 4.
Перечислим ассоциации, которые у вас вызывает слово “КОНФЛИКТ”.
У конфликта есть две стороны – негативная и позитивная.
- Ссора
- Обида
- Злость
- Раздражение
- Удивление
- Стыд
- Вина
- Ярость
- Гнев
- Страх
- Радость
- Интерес
- Удивление
- Досада
- В споре рождается истина
- Слезы
- Улыбка
Юноши часто ассоциируют конфликт со словами “стычка”, “драка”, “потасовка”, “схватка”; девушки –со словами “ссора”, “спор”, “перебранка”, “перепалка”.
Напрашивается вывод: конфликты – это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково ходят, одинаково чувствуют и т.д.
Слайд 5.
- Что же такое “КОНФЛИКТ”?
- Вспомните определение понятия “Конфликт”.
Слайд 6.
- Познакомимся с определениями “Конфликт” в таких источниках, как сайт в интернете: Википедия, и словарь практического психолога под редакцией Ю.Головина.
- Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему?
Конфликт — это хорошо или плохо?
(Размышление учащихся)
- Если бы, как в математике, мы захотели вывести общую формулу конфликта, то она выглядела бы так:
Истинная причина + повод= КОНФЛИКТ
- Структура или модель конфликта выглядит следующим образом:
Слайд 7.
Конфликтная ситуация – Инцидент – Конфликтное взаимодействие – разрешение конфликта.
- Какими бывают конфликты?
Несмотря на все свое разнообразие, конфликты бывают:
Слайд 8-9.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ - между двумя людьми (например, девятиклассница Таня красит ногти во время урока, а учительнице Марье Ивановне это почему-то не нравится)
(самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);
МЕЖДУ ГРУППОЙ И ЛИЧНОСТЬЮ - между группой людей и одним человеком (например, весь класс любит слушать рэп, а Вася любит слушать классическую музыку)
(групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);
МЕЖГРУППОВОЙ - между разными группами людей (например, между фанатами "Спартака" и "Динамо")
(может возникнуть между группами или частями группы);
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ - т.е. "внутри" одного человека (например, некоторым обучающимся не хочется учить уроки, но надо исправлять двойки).
(между долгом и совестью).
Функции конфликта бывают положительные и отрицательные.
Слайд 10.
Задание: Составить таблицу (в тетрадях).
Слайд 11.
Проверим, правильно ли вы составили таблицу (Учащиеся проверяют).
Слайд 12.
– Вспомним, какие существуют стили поведения в конфликтной ситуации? Американский психолог Кеннет Томас выдвинул такие типы:
- сотрудничество,
- компромисс,
- избегание,
- приспособление,
Конкуренция (соперничество)
Томас отметил, что самый эффективный стиль поведения – сотрудничество, малоэффективный – конкуренция. А между ними – остальные располагаются стили.
Слайд 13.
Разрешается конфликт двумя способами: конструктивным решением (это хороший способ) и деструктивным (это плохой способ).
Слайд 14.
Конструктивное решение конфликта включает в себя:
Юмор, уступку, компромисс, сотрудничество.
А деструктивное решение конфликта не может обойтись без угроз, насилия, грубости, унижения. Включает так же разрыв отношений, уход от решения проблемы.
Слайд 15.
Приведу пример конфликтной ситуации.
- Вася Петров целый триместр пропускал уроки географии.
- Уроки стояли в расписании последними, из-за них он не успевал на тренировки по горным лыжам.
- Учительница собирается поставить ему “неаттестацию”, несмотря на то, что Петров выполнил все работы, которые она задавала на дом.
Какой здесь тип конфликта? (внутриличностный, межгрупповой…)
- Межличностный конфликт.
4. Упражнение “Снимаем маски”.
(Вы с помощью “масок-стилей” поведения в конфликте должны разыграть данную ситуацию, не называя “маску-стиль”. Остальные должны её угадать).
Конфликтная ситуация одна. А пути разрешения конфликта разные.
Такая ситуация с Васей Петровым могла произойти в каждом классе.
А какой стиль поведения выбрал бы ваш класс, или большинство учащихся?
Слайд 16.
А сейчас я вас познакомлю с результатами диагностики “стили поведения в конфликтной ситуации” по опроснику К.Томасу. В исследовании приняло участие 19 человек. Из них:
- 6 человек определили для себя стиль поведения – СОПЕРНИЧЕСТВО;
- 2 человека – СОТРУДНИЧЕСТВО выбрали;
- 10 человек (большинство учащихся) – стиль поведения КОМПРОМИСС.
- 4 человека – ИЗБЕГАНИЕ.
А какого стиля поведения у вашего класса не оказалось?
- Приспособления.
Слайд 17.
Цели урока.
Рефлексия.
Слайд 18.
Домашнее задание: написать эссе по высказыванию французского мыслителя, политика эпохи Возрождения Мишель Монтеня:
“Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости”.
5. Заключительное слово психолога.
- И в заключение нашего урока-тренинга мы бы хотели показать вам пять сердец.
Когда мы неправильно разрешаем конфликты, мы переживаем боль.
Раненое сердце - нас ранят, мы раним.
Холодное сердце – мы избегаем серьезных разговоров, наши сердца охладевают.
Каменное сердце – когда мы становимся твердыми и неприступными, жёсткими в отношениях.
Равнодушное сердце – (самое страшное!) Безразличие – вот что убивает любые отношения.
Любящее сердце – желаем вам всегда иметь любящие сердца!
Слайд 19.
- Правила американского психолога, писателя Дейла Карнеги помогут вам правильно выйти из конфликта.
- Используйте их на практике.
- Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ!!!
Слайд 20.
Желаем вам удачи!!!