Ритмическая гимнастика как одна из форм урока физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьем, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет. (А.С. Пушкин)

Жизнь современного школьника стала чрезмерно напряженной. Еще в начале XX века выдающийся физиолог И.М. Сеченов установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.

Упражнение - универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности.

Я веду ритмическую гимнастику уже много лет, добавив элементы танца и хореографии. За это время появились свои наработки, действуя от простого к сложному.

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно-сосудистую, дыхательную и опорно-двигательную системы.

Что же конкретно развивает ритмическая гимнастика?

  • развивает силу и гибкость,
  • улучшает телосложение, делая человека стройным и подтянутым,
  • создает ощущение физического и психического расслабления,
  • улучшает координацию движений,
  • развивает чувство ритма,
  • способствует развитию грациозности, элегантности, свободы движений,
  • повышает физическую работоспособность,
  • позволяет более успешно совершенствоваться в других видах спорта,
  • прививает навыки психорегуляции,
  • сохраняет и укрепляет здоровье.

Занятия хореографией воздействуют на определенные группы мышц, суставов, связок, развивается гибкость, пластика.

Ученый Бернштейн считал, что пластика - это есть определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающего духовный и внутренний мир человека.

Отсюда вытекают его главные характеристики: законченность, слитность, логичность. Пластичность проявляется в момент наивысшего и духовного потенциала человека.

На своих уроках я отвожу не малую роль эстетическому воспитанию. Дети проходят с азов хореографии – позиции рук, ног, до вальса и танго.

Современные движения делают зрелище ярким и притягательным. Дети тянутся к красоте в разных ее проявлениях: музыки, живописи, танцах. Поэтому приобщение к прекрасному для них дополнительный стимул.

Кроме комплексов ритмической гимнастики, которые развивают выносливость, гибкость, координацию, дети знакомятся основами танца: русского, матросского, индийского и т.д.

Кратко, содержание ритмической гимнастики составляют:

  • движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений, махи,
  • разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки,
  • элементы вольных упражнений и художественной гимнастики,
  • танцевально-хореографические элементы.

Каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся.

Ритмическая гимнастика это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило без пауз, для отдыха, в быстром темпе.

Главную притягательность ритмической гимнастики составляет ее основная особенность – музыка. Музыкальные ритмы подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают радостный настрой.

Главная задача ритмической гимнастики для школьников - это воспитать интерес к двигательной активности.

Три принципа обеспечивают правильное физическое воспитание:

  • постепенность;
  • повторяемость;
  • систематичность.

Основная задача ритмической гимнастики это привить ребенку любовь к танцам и музыке – раскрыть в нем потенциал! Так же воспитать всесторонне гармонично развитую личность.

Основная цель ритмической гимнастики это общее укрепление здоровья.

Подводя вывод, я считаю, что один урок в неделю не может сотворить из ребенка танцора-профессионала, но может привить любовь к движению, к прекрасному миру музыки и танца.

Литература

  1. Мязина Е.В. “Проект по физкультуре. Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости”. 2013 г.
  2. Менхен Ю.В. “Оздоровительная гимнастика”. 2002 г., Ростов н/Д.