Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов. Закрепление". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: отрабатывать навык самостоятельного определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Задачи:

  • расширять знания о глаголе и его роли в русском языке;
  • продолжать формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
  • отрабатывать навык правильного выбора и написания безударных личных окончаний глаголов;
  • продолжить заучивание глаголов-исключений;
  • развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость; расширять кругозор

Оборудование:

  • листы с заданиями к уроку, распечатанные по количеству учащихся
  • презентация (Приложение 1)
  • конверты с орфографическим заданием разного уровня сложности.

Уровень обозначен рисунками колокольчиков разного цвета: конверт с колокольчиком красного цвета – повышенный уровень, конверт с колокольчиком жёлтого цвета – средний  уровень, конверт с колокольчиком зелёного цвета – облегченный  уровень.

Комментарий: в скобках приводятся предполагаемые ответы учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Приложение 1.  Слайд 1)

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2. Актуализация знаний

Слайд 2

Учитель:  Чтобы понять, о чём мы будем говорить на уроке, прошу вас разгадать слово в этом хитром букв сплетении. (Слово – глагол.)

Информационная справка:

Глагол –  единица русского языка, самая живая часть нашей речи. Глагол по частоте употребления занимает второе место после существительных.

Слайд 3

Высказывание русского учёного-языковеда Александра Матвеевича Пешковского: «Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены».

– Глагол – понятие широкое, чтобы выяснить, чем конкретно будем заниматься, прошу выполнить следующее задание: на листах, лежащих на партах , вы видите цепочку из букв, вычеркните буквы БКЧ.

БСКПРБЯЧЖКЕБЧНКИБЕГЧЛБАКГОБЛЧОКВ

(Получилось словосочетание – спряжение глаголов)

3. Работа по теме урока

Учитель: Что такое спряжение глаголов? (Изменение глаголов по числам и лицам, а также система личных окончаний)

Учитель: Зачем надо знать ,какое спряжение имеет глагол? (Для правильного написания безударных личных окончаний глаголов)

Учитель:  «Ключом» для дальнейшей работы на уроке является следующее задание. Вам надо ответить на вопросы теста, приведённого на листах, и из правильных ответов сложить слово.  (Учащиеся отвечают на вопросы теста вместе с учителем. Учитель читает вопросы со слайда презентации , дети подчёркивают на своих листах букву правильного ответа. )

Слайды 4,5

Тест: (Приложение 2)

Ключевым оказывается новое словарное слово – СВЕРКАТЬ.
Слово записывается учителем на доске, а учащимися в тетрадь.

Информационная справка:

Слово «сверкать» является родственным со словом «сверчок». В некоторых районах России до сих пор употребляется глагол «сверчать»,т.е. издавать трескучее стрекотание.

Современное значение слова (Слайд 6 )
Со словом «сверкать» в русском языке употребляются фразеологизмы.

(Учителем может быть задан вопрос о том, что такое фразеологизмы. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим .) Таким образом, делается вывод об употреблении слова «сверкать»  в переносном значении.

Учитель: А теперь вы расскажите мне всё, что знаете о слове  «сверкать».

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя, характеризуя  глагол, и делают записи в тетрадях. Учитель записывает на доске.)

1. К словам какой части речи относится слово? Докажите. Учащиеся дают определение глагола.
2. Глаголы могут обозначать действие либо состояние предмета. Какое в этом смысле значение у глагола «сверкать»?
3. В какой форме записан глагол на доске? (Начальная форма). Докажите. (Суффикс начальной формы «-ть»). Выделите основу слова.
4. Определите вид глагола. Вид глагола-это его постоянный или непостоянный признак? Будет ли меняться вид при изменении формы  глагола?
5. Образуйте глагол родственный глаголу «сверкать», но совершенного вида. С помощью какой части слова образовался глагол «засверкать»? (Глагол «засверкать» записывается на доске. Отмечаются приставка, корень и суффикс слова «засверкать»).
7. Какой ещё известный нам грамматический признак глагола мы не указали? (Спряжение)
8. С чего начнём определение спряжения глагола? (Работа со слайдами 7-9).

Идет повторение алгоритма определения спряжения глаголов, а также называются глаголы-исключения 1 и 2 спряжения.

– Итак, глагол «сверкать» – это глагол …  (1 спряжения)

4. Закрепление темы урока

Учитель:  Слово «сверкать» очень актуально в сегодняшние предновогодние дни. Я предлагаю вам составить и записать предложение из следующих слов. Прошу вас учесть значение слова «сверкать», о котором я вам рассказывала.

Слайд 10

Предложение: (учащиеся записывают, вставляя пропущенные буквы).

На новогодней ёлке сверкают гирлянды и блестят шары.

– Оправдан ли пропуск гласной в личном окончании глагола «блестят»?
– Определите спряжение этого глагола. Почему глагол  «блестеть»  1 спряжения, ведь начальная форма глагола  оканчивается на «-еть»? (У глагола ударное окончание в форме 3 лица, мн.числа «-ят»).
– Итак, скоро Новый год. У русских людей зима – одно из любимых времён года.

Слайд 11

В прежние времена крестьяне отдыхали от осеннего сбора урожая, а дети забавлялись. О зиме сложено много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.

Слайды 12,13

– Прочитайте глаголы в этих пословицах. Почему в некоторых из них гласная в приставке пропущена, а в других – нет? (Зависит от того ударная ли гласная).

Задание: выпишите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения и выделите окончание. (У доски работают три учащихся, выходя друг за другом и  выписывая по 3 глагола. В качестве дополнительного может быть предложено задание записать по две понравившихся пословицы по памяти с последующей  проверкой.)

5. Подведение итогов урока, рефлексия

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу.
– Чем мы занимались на уроке? (Ответы учащихся)
– Глаголы могут быть двух спряжений. К 1 спряжению относятся… Ко 2 спряжению относятся…
– С чего начинается определение спряжения глаголов?
– Какие личные окончания могут быть у глаголов 1 спряжения?
– Какие личные окончания могут быть у глаголов 2 спряжения?
– Назовите ещё раз глаголы-исключения, относящиеся к 1 (2) спряжению.
– Встаньте, пожалуйста, те ребята, которые считают, что хорошо разобрались в теме урока.
– Заключительное задание для вас следующее: на доске закреплены 3 конверта с заданиями по теме урока  разного уровня сложности. Выберите для себя задание из того конверта, с которым, по-вашему, Вы справитесь.

На выполнение – 3 минуты. (По окончанию работы проводиться взаимопроверка с подсчетом правильных ответов. Учащиеся сверяют работы с текстом на слайде 15)

6. Самооценка,  домашнее задание

На полях в тетрадях обозначьте соответствующим смайликом оценку вашей работы на уроке и кружком соответствующего цвета степень понимания вами темы урока. (Домашнее задание – по усмотрению учителя.)

– Урок окончен. Спасибо всем за работу.