Цель: отрабатывать навык самостоятельного определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Задачи:
- расширять знания о глаголе и его роли в русском языке;
- продолжать формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
- отрабатывать навык правильного выбора и написания безударных личных окончаний глаголов;
- продолжить заучивание глаголов-исключений;
- развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость; расширять кругозор
Оборудование:
- листы с заданиями к уроку, распечатанные по количеству учащихся
- презентация (Приложение 1)
- конверты с орфографическим заданием разного уровня сложности.
Уровень обозначен рисунками колокольчиков разного цвета: конверт с колокольчиком красного цвета – повышенный уровень, конверт с колокольчиком жёлтого цвета – средний уровень, конверт с колокольчиком зелёного цвета – облегченный уровень.
Комментарий: в скобках приводятся предполагаемые ответы учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Приложение 1. Слайд 1)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Актуализация знаний
Слайд 2
Учитель: Чтобы понять, о чём мы будем говорить на уроке, прошу вас разгадать слово в этом хитром букв сплетении. (Слово – глагол.)
Информационная справка:
Глагол – единица русского языка, самая живая часть нашей речи. Глагол по частоте употребления занимает второе место после существительных.
Слайд 3
Высказывание русского учёного-языковеда Александра Матвеевича Пешковского: «Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены».
– Глагол – понятие широкое, чтобы выяснить, чем конкретно будем заниматься, прошу выполнить следующее задание: на листах, лежащих на партах , вы видите цепочку из букв, вычеркните буквы БКЧ.
БСКПРБЯЧЖКЕБЧНКИБЕГЧЛБАКГОБЛЧОКВ
(Получилось словосочетание – спряжение глаголов)
3. Работа по теме урока
Учитель: Что такое спряжение глаголов? (Изменение глаголов по числам и лицам, а также система личных окончаний)
Учитель: Зачем надо знать ,какое спряжение имеет глагол? (Для правильного написания безударных личных окончаний глаголов)
Учитель: «Ключом» для дальнейшей работы на уроке является следующее задание. Вам надо ответить на вопросы теста, приведённого на листах, и из правильных ответов сложить слово. (Учащиеся отвечают на вопросы теста вместе с учителем. Учитель читает вопросы со слайда презентации , дети подчёркивают на своих листах букву правильного ответа. )
Слайды 4,5
Тест: (Приложение 2)
Ключевым оказывается новое словарное слово –
СВЕРКАТЬ.
Слово записывается учителем на доске, а
учащимися в тетрадь.
Информационная справка:
Слово «сверкать» является родственным со словом «сверчок». В некоторых районах России до сих пор употребляется глагол «сверчать»,т.е. издавать трескучее стрекотание.
Современное значение слова (Слайд 6 )
Со словом «сверкать» в русском языке
употребляются фразеологизмы.
(Учителем может быть задан вопрос о том, что такое фразеологизмы. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим .) Таким образом, делается вывод об употреблении слова «сверкать» в переносном значении.
Учитель: А теперь вы расскажите мне всё, что знаете о слове «сверкать».
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя, характеризуя глагол, и делают записи в тетрадях. Учитель записывает на доске.)
1. К словам какой части речи относится слово?
Докажите. Учащиеся дают определение глагола.
2. Глаголы могут обозначать действие либо
состояние предмета. Какое в этом смысле значение
у глагола «сверкать»?
3. В какой форме записан глагол на доске? (Начальная
форма). Докажите. (Суффикс начальной формы
«-ть»). Выделите основу слова.
4. Определите вид глагола. Вид глагола-это его
постоянный или непостоянный признак? Будет ли
меняться вид при изменении формы глагола?
5. Образуйте глагол родственный глаголу
«сверкать», но совершенного вида. С помощью какой
части слова образовался глагол «засверкать»? (Глагол
«засверкать» записывается на доске. Отмечаются
приставка, корень и суффикс слова «засверкать»).
7. Какой ещё известный нам грамматический признак
глагола мы не указали? (Спряжение)
8. С чего начнём определение спряжения глагола? (Работа
со слайдами 7-9).
Идет повторение алгоритма определения спряжения глаголов, а также называются глаголы-исключения 1 и 2 спряжения.
– Итак, глагол «сверкать» – это глагол … (1 спряжения)
4. Закрепление темы урока
Учитель: Слово «сверкать» очень актуально в сегодняшние предновогодние дни. Я предлагаю вам составить и записать предложение из следующих слов. Прошу вас учесть значение слова «сверкать», о котором я вам рассказывала.
Слайд 10
Предложение: (учащиеся записывают, вставляя пропущенные буквы).
На новогодней ёлке сверкают гирлянды и блестят шары.
– Оправдан ли пропуск гласной в личном
окончании глагола «блестят»?
– Определите спряжение этого глагола. Почему
глагол «блестеть» 1 спряжения, ведь
начальная форма глагола оканчивается на
«-еть»? (У глагола ударное окончание в форме 3
лица, мн.числа «-ят»).
– Итак, скоро Новый год. У русских людей зима –
одно из любимых времён года.
Слайд 11
В прежние времена крестьяне отдыхали от осеннего сбора урожая, а дети забавлялись. О зиме сложено много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.
Слайды 12,13
– Прочитайте глаголы в этих пословицах. Почему в некоторых из них гласная в приставке пропущена, а в других – нет? (Зависит от того ударная ли гласная).
Задание: выпишите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения и выделите окончание. (У доски работают три учащихся, выходя друг за другом и выписывая по 3 глагола. В качестве дополнительного может быть предложено задание записать по две понравившихся пословицы по памяти с последующей проверкой.)
5. Подведение итогов урока, рефлексия
Учитель: Итак, ребята, наш урок
подходит к концу.
– Чем мы занимались на уроке? (Ответы учащихся)
– Глаголы могут быть двух спряжений. К 1
спряжению относятся… Ко 2 спряжению относятся…
– С чего начинается определение спряжения
глаголов?
– Какие личные окончания могут быть у глаголов 1
спряжения?
– Какие личные окончания могут быть у глаголов 2
спряжения?
– Назовите ещё раз глаголы-исключения,
относящиеся к 1 (2) спряжению.
– Встаньте, пожалуйста, те ребята, которые
считают, что хорошо разобрались в теме урока.
– Заключительное задание для вас следующее: на
доске закреплены 3 конверта с заданиями по теме
урока разного уровня сложности. Выберите для
себя задание из того конверта, с которым,
по-вашему, Вы справитесь.
На выполнение – 3 минуты. (По окончанию работы проводиться взаимопроверка с подсчетом правильных ответов. Учащиеся сверяют работы с текстом на слайде 15)
6. Самооценка, домашнее задание
На полях в тетрадях обозначьте соответствующим смайликом оценку вашей работы на уроке и кружком соответствующего цвета степень понимания вами темы урока. (Домашнее задание – по усмотрению учителя.)
– Урок окончен. Спасибо всем за работу.