Цель: Познакомить учащихся со значением оберега в жизни человека.
Задачи: Сформировать понятие «оберег»; научить изготавливать куклу-оберег из ткани; формировать эстетический вкус у учащихся и развивать творческие способности детей; прививать у учащихся любовь к русской культуре.
Методическое оснащение урока: кабинет трудового обучения.
Дидактическое обеспечение
- рабочая тетрадь,
- плакат,
- технологические карты (ТК) <Рисунок1>,
- образец объекта труда.
Рис. 1
Словарная работа:
«оберег» – с греческого «отвращающий беду»
«коробейка» – сундучок из луба, с дном и крышкой
из дерева,
«безликая» – лишенная своеобразия,
индивидуальных, характерных свойств.
Тип урока: урок-практикум.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие, проверка явки учащихся, заполнение классного журнала, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся плана урока.
II. Переход к изучению нового материала
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, подведем итог по теме « Бумага и картон»
Повторение пройденного материала.
Вопросы:
- Дайте определение слову «бумага». (Слово «бумага», история происхождения, что означает «хлопок»).
- Какую страну считают родиной бумаги? (Китай)
- Кто и в каком году создал устройство для измельчения древесины и получения хорошей плотной бумаги? (Фридрих Келлер, 1843 г).
- Что можно сделать с бумагой, используя её свойства? (Резать, мыть, рвать, сгибать, и т.д.)
- Какие виды бумаги вы знаете? Назовите.
- Перечислите поделки, которые мы с вами делали на уроке.
Наша цель – познакомится с различными материалами. Мы уже познакомились с темой «Бумага и картон», переходим к теме «Ткани и волокнистые материалы».
III. Изучение нового материала
Слово учителя.
В быту русской деревни тряпичная кукла была
наиболее распространенной игрушкой. В иных избах
их было до сотни. Тряпичные куклы были простейшим
изображением женской фигуры. Пока дети были малы,
кукол вышивали матери, бабушки, старшие сестры. С
пяти лет девочки изготавливали кукол сами.
Полностью содержание куклы проявлялось в
игре. У каждой девочки была своя «коробейка».
Кукла требовала реальной игровой среды, для неё
лепили посуду, шили одежду. Тряпичная кукла
приобщала ребенка к обрядовой жизни деревни. К
тряпичным куклам их хозяйка относилась с большой
любовью: никогда не оставляла на улице, не
разбрасывала по избе.
Изучая тряпичных кукол, ученые обратили внимание
на безликость многих кукол. Чем же объяснить этот
факт? (Ответ детей.)
Оберег – с греческого «отвращающий беду». (Запись в тетради)
В народе считалось, что кукла с нарисованным
лицом имеет душу и, поскольку она связана с
ребенком, то в каких-либо ситуациях может
проявить свой нрав. Наделенная магической силой,
она становится помощницей и заступницей в
трудных делах. Тряпичная кукла принимала
активное участие в обрядовых праздниках и
заговорах. Кукла-оберег с самого раннего детства
оберегала ребенка, появившегося в семье. Вместе с
пеленками для новорождённого мастерили и
куклу-талисман. Ее делали без ножниц и иголок,
чтобы не навредить младенцу. Куклу сначала клали
в пустую колыбельку – обжиться до появления
хозяина, а когда рождался ребенок, кукла всегда
находилась рядом и считалось, что все невзгоды и
болезни кукла отвлечет на себя. (Отрывок из
русской народной сказки «Василиса Прекрасная»).
Такую куклу, сделанную своими руками, мать дарила
дочери перед свадьбой, благословляя ее на
замужество.
И в наше время можно заметить на свадебных
машинах куклу. Это обычай, идущий из глубокой
старины.
Сегодня у вас самих будет возможность сделать
такую куклу-оберег своими руками.
Нам понадобится: кусок плотной ткани, белый
лоскут, цветная ткань, нитки, ножницы.
Перед тем, как приступить к работе, вспомним
требования техники безопасность при работе с
ножницами.
IV. Практическая работа
- Взять плотную ткань, скатать ткань, загнуть ? на 1,5 см от края, перевязать ткань ниткой.
- Перевязать закрутку еще раз, но уже посередине.
- Накрыть закрутку
- Надеть на куклу платок.
V. Анализ и оценка урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научилась?
- Что такое «оберег»?
- Почему у многих тряпичных кукол не было нарисовано лицо?
VII.Уборка рабочих мест
VIII. Сообщение о теме следующего урока, задание учащимся на подготовку к следующему уроку.