Тема урока: «Длина окружности, площадь круга».
Тип урока: обобщающий урок
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие цели:
1.1. Систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме «Длина окружности, площадь круга»;
1.2. Применение опорных понятий: окружность, круг, радиус, диаметр, центр, хорда, длина, площадь;
1.3. Развитие общеучебных умений: структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, контролировать и оценивать результаты деятельности;
1.4. Развитие логических действий: анализировать объекты с целью выделения признаков существенных и несущественных (окружность, круг, длина, площадь), оперировать понятиями (определять понятия, формулировать проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения), формулировать ответы в виде суждения или умозаключения, обобщать понятия, сравнивать изучаемые понятия;
1.5. Развитие специальных умений: выявляют существенные признаки понятий окружность, длина окружности, площадь круга, находят общие признаки понятий диаметр, радиус, хорда, точки на окружности.
II. Воспитательная цель: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, причина – следствие, общее – особенное – единичное; воспитание у учащихся умение слушать друг друга (формирование коммуникативных, личностных, регулятивных универсальных учебных действий), уважать мнение других.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока: карточки с практическим заданием (Приложение 1), карточки с тестовыми заданиями (Приложение 2), бланки ответов (Приложение 3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение 4), карточки с домашним заданием (Приложение 5), компьютерная презентация к уроку, индивидуальные доски для рисования, интерактивная доска.
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Время, баллы |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационная часть урока |
Приветствие. Выдает учащимся раздаточный материал, включающий: карточки с практическим заданием (Приложение 1), карточки с тестовыми заданиями (Приложение 2), бланки ответов (Приложение 3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение 4), индивидуальные доски для рисования. |
2 мин |
заполняют поле «ФИО, класс» в бланке ответов. |
2. |
Актуализация знаний |
– Сегодня итоговый урок по теме «Длина окружности, площадь круга» (слайд 1). – Сформулируйте свои цели на сегодняшний урок. Выбор арбитров для учета активности по рядам. Заявка на оценку (на доске):
Баллы даются за фактически выполненные задания. Увеличить количество баллов можно своей активностью на уроке: выступлениями, формулировкой вопросов-понятий или суждений, ответами на них, возражениями, дополнениями УУД: целеполагание |
2 мин |
формулируют цели урока, например: повторить и закрепить знания и умения по теме урока. |
3. |
Устный счет |
Задание №1. Решить примеры Демонстрирует слайд 2 с примерами устного счета, проверяет ответы, демонстрирует правильные ответы:
Задания для устного счета подбираются индивидуально, исходя из уровня подготовленности учащихся. Мои учащиеся решают подобные задания устно, т.к. знают приемы быстрого счета. УУД: анализ объектов с выделением существенных признаков, эффективного способа решения, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, самооценка и контроль |
2 мин (4 б.) |
Выполняют устные вычисления, результат записываю в бланк ответов и на доске для рисования, показывают учителю, сверяют свои решения с ответами на доске (1400, 1766, 1225, 2704) |
4. |
Решение практических упражнений |
Задание №2. Выполнить практические упражнения (Приложение 1). Проводит инструктаж по выполнению практических упражнений. 1 этап: индивидуальная работа 2 этап: простая кооперация (обсуждение решений): 1) Разбивает учащихся на 5 групп, распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:
2) Контролирует ход и время обсуждения 3 этап: проверка задания 1) Демонстрирует на интерактивной доске слайд 3 с заданием, на котором представители каждой группы записывают решения. 2) Контролирует четкость и грамотность формулируемых вопросов. УУД: умение извлекать информацию, представленную на рисунке, описывать и анализировать полученную информацию с целью выделения существенных признаков, подводить под понятие, структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, общих признаков. Учитывать позиции других людей; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; согласованно выполнять совместную деятельность; взаимно контролировать действия друг друга; умение договориться; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; контроль и самооценка результатов деятельности |
15 мин (5 б.)
|
1 этап: Учащиеся выполняют индивидуально практические задания (приложение №1.), ответы записывают в бланк ответов. (№1: 4 см; №2: 8 см; №3: 24 см; №4: 48 см2; №5: 36см2). 2 этап: Обсуждают ответы на задания. 3 этап: Представители каждой группы выходят к доске, объясняют и записывают решение. Остальные учащиеся проводят самоконтроль и самооценку выполненных заданий (если верно выполнены все задания – 5 баллов, каждая ошибка – минус 1 балл), записывают полученные баллы в бланк ответов.
|
5. |
Вопросы-понятия |
Задание №3. Используя карточку №1 составить вопрос-понятие по выполненным заданиям. УУД: умение правильно выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; контроль и оценка результатов деятельности. |
3 мин
|
1) Задают друг другу вопросы-понятия, дополняют, возражают:
Арбитры ведут учет активности. |
6. |
Сведения из истории |
Демонстрирует слайд 4. Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала – первого «воздухоплавателя» древности. [2] |
1 мин |
Слушают учителя |
7. |
Физкультминутка |
Проводит физкультминутку (демонстрирует слайд 5 [4]) |
1 мин |
Выполняют задания. |
8. |
Выполнение тестовых заданий |
Задание №4. Используя бланк, выполнить задания на осведомлённость, определение понятий, обобщение понятий. Проводит инструктаж по выполнению теста 1 этап: индивидуальная работа 2 этап: простая кооперация (обсуждение решений): Разбивает учащихся на 5 групп, распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:
Контролирует ход и время обсуждения. 3 этап: защита ответов Заслушивает ответы каждой группы, возражения, дополнения. УУД: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, общих признаков, оперировать понятиями (определять понятия, подводить под понятие, сравнивать изучаемые понятия), учитывать позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; согласованно выполнять совместную деятельность; взаимно контролировать действия друг друга; умение договориться; правильно выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; умение контролировать и оценивать результаты деятельности. |
11 мин (11-15 б.)
|
1 этап: Работают с тестовыми заданиями (приложение №2), ответы записывают в бланк ответов. 2 этап: Обсуждают ответы на тестовые задания 3 этап: Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания. Учащиеся проводят самоконтроль и самооценку выполненных заданий, записывают полученные баллы в бланк ответов. Арбитры ведут учет активности. |
9. |
Вопросы-суждения к тесту |
Сформулировать вопросы-суждения к субтесту №2 Контролирует четкость и грамотность формулируемых вопросов. УУД: умение правильно выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; контролировать оценивать результаты деятельности. |
4 мин
|
Задают вопросы-суждения.
Арбитры ведут учет активности. |
10. |
Итоги, выставление оценок, домашнее задание |
1) Подводит итоги урока. 2) Выдает домашнее задание (Приложение 5) 3) Демонстрирует слайд 6: Спасибо за урок! УУД: контроль и оценка результатов деятельности. |
4 мин |
Подсчитывают баллы, выставляют оценку в бланк ответов согласно заявке на урок. |
Список литературы:
- Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 264 с.: ил.
- Tervel.ru. справочник по математике, школьная математика, высшая математика/школьная математика/геометрия/геометрические построения [Электронный ресурс]. URL: http://www.terver.ru/okrugnost.php (дата обращения 17.01.14)
- Medn. Здоровье и семья. / История вещей [Электронный ресурс]. URL: http://www.medn.ru/statyi/Istoriyacirkulya.html (дата обращения 21.02.14)
- Infourok [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs.infourok.ru/ (дата обращения 21.08.13)